Урок математики по теме "Деление трехзначного числа на однозначное число". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: формировать умение делить трёхзначное число на однозначное число без перехода через разряд.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить приемы деления трёхзначного числа на однозначное число вида 246:2;
    • способствовать формированию умения применять на практике теоретические знания, связанные с ними умения и навыки, необходимые для усвоения вычислительных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число, навыки решения задач.
  • Развивающие.
    • развитие и коррекция речи при составлении задач по краткой записи, через словарную работу;
    • коррекция и развитие словесно-логического мышления через постановку проблемных вопросов.
  • Воспитательные.
    • воспитывать нравственные качества путём организации взаимопомощи, обсуждения качеств, нужных на уроке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • Наборное полотно с цифрами.
  • Образцы правильного решения примеров.
  • Карточки для устного счёта.
  • Алгоритмы решения примеров.
  • План решения задачи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Упражнение на дыхание «Новый урок».

На занимательный новый урок
Дал старт заливистый звонок.
Вы готовы считать?
Быстро складывать и умножать.

– Какие  качества и учебные навыки нам понадобятся на уроке?

Дети работают с карточками.

  • Сообразительность
  • Смекалка
  • Лень (убираем)
  • Внимание
  • Шум (убираем)
  • Усидчивость

– Берём их с собой на урок?

II. Проверка домашнего задания

Внимание! Внимание!
Начинаем урок с проверки домашнего задания.

Домашнее задание: № 726, стр. 158.

Задача: На 2 грядки посадили по 214 кустов земляники, а на 3 грядки по 103 куста. Сколько кустов земляники посадили?

– О чём решали задачу? (Задача о кустах земляники.)
– Кто готов объяснить решение задачи?

– Я задачу решил в три действия:

1. Первым действием узнал, сколько кустов земляники посадили на две грядки: 214 к. х 2 = 428 к.
2. Вторым действием узнал, сколько кустов земляники посадили на трёх грядках. Нужно 103 к. х 3 = 309 к.
3. Третьим действием отвечаем на основной вопрос задачи. Нужно 428 + 309 к. = 737 к.

Ответ задачи: 737 кустов земляники посадили.

– Кто согласен с ответом задачи?

Дети поднимают руки.

Вы помните, что без устного счёта
Не двинется с места  никакая работа.

III. Устный счёт

Повторение табличного умножения и деления (с опорой на местный материал по картинке и примеру) 

1. Одна футболка в магазине стоит 80 рублей. Сколько нужно заплатить денег, чтобы купить футболки всем мальчикам нашего класса? (80 р. х 9 = 720 р.)

2. Девочкам нашего класса купили юбки. За всю покупку заплатили 630 рублей. Сколько стоит одна юбка? (630 р. : 7 = 90 р.)

3.Школа закупила 200 пачек хозяйственного мыла. Каждая пачка стоит 5 рублей. Сосчитайте общую сумму стоимости покупки. (5 р. х 200 = 1000 р.)

– Что мы повторили, решая эту задачу? (Мы повторили таблицу умножения и деления.)

IV. Подготовка к изучению нового материала

– А вот перед вами другое задание.

  1.  Прочитайте числа, которые записаны на доске. (48, 482, 824, 284)
  2.  Назовите самое маленькое число. (Это число – 48)
  3.  Назовите самое большое число. (Самое большое число – 824)
  4.  Назовите число предыдущее 824. (Число, которое стоит перед 824, это – 823)
  5.  Разложите его на разрядные слагаемые. (823 = 800 + 20 + 3)
  6.  Назовите число, следующее за числом 284. (У числа 284 последующее число 285)
  7.  Разложите число 285 на разрядные слагаемые. (285 = 200 + 80 + 5)

Вывод: я согласна с вашими ответами. Молодцы!

– Вспомните, как выполняется  умножение трёхзначного числа на однозначное число?

214 х 2
214 = 200 + 10 + 4
200 х 2 = 400
10 х 2 = 20
4 х 2 = 8
400 = 20 = 8 = 428

Вывешивается алгоритм. (Порядок действий нарушен)

  • Записываю ...
  • Раскладываю на ...
  • Складываю ...
  • Умножаю единицы ...
  • Умножаю сотни ...
  • Умножаю десятки на данное число.
  • Пишу ...

– Ребята, ваша задача – правильно расположить порядок действий при выполнении умножения трёхзначного число на однозначное число.

– Сейчас нам с вами нужно найти одно слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока.

Слово заветное знать не хотите?
Ключ в этих буквах –
Примеры решите.

45

18

9

32

3

10

18

   

   

   

   

   

   

   

– В этом задании вы должны проявить смекалку и сообразительность, т.е. те качества, которые в начале урока мы договорились взять с собой.
– Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «деление».)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы будем делить.)
– Прочитайте хором тему нашего урока. (Деление  трёхзначного числа на однозначное число.)
– Так значит чему мы будем с вами учиться? (Мы будем учиться делить трёхзначные числа, на однозначные числа.)
– Давайте поставим цель нашей работы.

А) Работа по образцу выполнения деления

– Посмотрите внимательно на образец и скажите, что нужно сделать вначале?
– Что будем делать дальше?
– Третий шаг? 
– Четвёртый шаг? 
– Пятый шаг?

246 : 2 =
246 = 200 + 40 + 6
200 : 2 = 100
40 : 2 = 20
6 : 2 = 3
100 + 20 + 3 = 123

Б) Работа по алгоритму с объяснением учителя

Пишу пример:        246 : 2 =
Раскладываю число 246  на разрядные слагаемые: 246 = 200 + 40 + 6
Делю сотни:            200 : 2 = 100
Делю десятки:         40 : 2 = 20
Делю единицы:       6 : 2 = 3
Складываю полученные результаты: 100 + 20 + 3 = 123
Записываю ответ:   123

– Кто может объяснить решение следующего примера.

Один ученик работает у доски, объясняя каждый свой шаг по алгоритму.

– Что мы сейчас делали? (Решали примеры на деление.)
– Чему научились? )Научились делить трёхзначные числа на однозначные числа.)
– Кто сможет самостоятельно решить примеры?

В) Работа в тетрадях

– Откройте тетради и посмотрите свои оценки.
– Поднимите руки те, у кого стоит "5". Это хороший результат.
– Запишите в тетради число и тему урока.
– Откройте учебники  стр. 158 № 728.
– Решите примеры по образцу. Образец записать в тетрадь.
– Кто не понял, как нужно решать такие примеры? (Индивидуальная работа)
– Следующие примеры решаем самостоятельно.
– После того, как работа будет выполнена, мы проверим правильность выполнения задания.
– Настя, назови нам свои ответы.
– У всех ли получились такие же ответы?

Игра «Делится – не делится» (закрепление деления)

– Я называю пару чисел. Ваша задача: если числа делятся между собой, то вы тихо встаёте; если не делятся, то хлопаете в ладоши.

248 : 2 =    ;
367 : 3 =    ;
848 : 4 =    ;
481 : 2 =    ;
936 : 3 =    ;
695 : 3 =    .

Г) Решение задачи по краткой записи

– Подумайте и составьте задачу, начав словами:

За неделю наша школа расходует…

– О чём эта задача?  (Эта задача об овощах: картофеле и моркови.)
– Что известно в задаче? (Известно, что картофеля расходуется 488 кг.)
– Что сказано про морковь? (Моркови расходуется в 4 раза меньше, чем картофеля.)
– Каким действием узнаем, сколько израсходовали моркови? (Действием деления 488 : 4 = 122 кг)
– Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Сложим картофель и морковь вместе и ответим на вопрос задачи.)

Решение задачи на доске и в тетрадях с комментариями.

VI. Закрепление

А) Работа с учебником. Стр. 159 № 731

Б) Чтение задачи

– Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нельзя. Сначала нужно узнать, сколько проволоки отрезали.)
– Как это узнать? (Нужно 484 : 4)
– Как ответить на вопрос задачи? (Нужно из 484 вычесть то, что получилось в первом действии.)

В) Решение задачи в тетради самостоятельно

Проверка решённой задачи.

– Сколько проволоки отрезали? (Отрезали 121 мм.)
– Какой длины остался кусок проволоки? (Осталось 363 мм.)

VII. Домашнее задание.

– Дома вы должны решить № 734стр. 159. Деление выполняется точно так же, как сегодня мы решали в классе.

– Чему новому научились сегодня на уроке? (Мы научились делить трёхзначное  число на однозначное число. )
– Пригодились ли вам те качества и учебные навыки, которые мы взяли с собой на урок? (Да, пригодились.)
– Нужны ли эти качеств в нашей жизни? (Нужны.)
– Прочитайте фразу, которая спряталась на оборотной стороне карточек.

– Как вы понимаете слово «впросак»? По своей оплошности очутиться в неприятном, невыгодном положении.)

– Понравился вам урок? Чем?

Комментирование оценок.