Урок чтения в 4-м классе. К.Паустовский. "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Работать над разными видами и выразительностью чтения.
  2. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству.
  3. Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.
  4. Воспитывать любовь к литературе, через межпредметные связи.

Оборудование:

  • компьютер;
  • диск с презентацией;
  • книга для чтения «Родная речь» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова);
  • картинки с изображением еловых шишек;
  • сообщения детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Вы, ребята, все готовы?
Так давайте начинать,
Дружно будем отвечать.

II. Разомнем язычки:

а) сначала читаем губами (скороговорка (Слайд 1) «На ёлке шишки, на столе книжки»);

б) шепотом;

в) в парах;

г) хором;

д) произнесем только согласные звуки (цепочкой, хором).

III. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, узнаем о жизни замечательных людей. (Слайд 2)

- Какой рассказ мы читали?

- Кто написал этот рассказ? (Слайд 3)

- Правильно, К. Г. Паустовский.

- Домашнее задание вы выполняли по группам.

- 1-ая группа какое задание готовили вы?

- Кто будет представлять вашу группу?

(Рассказ детей.)

- А о каком замечательном человеке К.Г. Паустовский написал в своем рассказе?

(Слайд 4)

- Я предоставляю слово ребятам 2-ой группы.

(Рассказ детей.)

- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, как мы озаглавили части нашего рассказа. (Слайд 5)

  1. Встреча.
  2. В доме композитора.
  3. Дагни в гостях.
  4. В театре и на концерте.

(Слайд 6)

- Посмотрите на красоту горного осеннего пейзажа, которую описывает Паустовский в своем рассказе. Вспомните этот отрывок и перескажите его близко к тексту, опираясь на данные слова. (Слайд 6)

(2 человека.)

- Какой прием использует автор? Что он сравнивает?

- Посмотрите, какой момент рассказа изображен? (Слайд 7)

- Сейчас Настя и Саша напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.

- Внимательно послушайте их разговор и подумайте:

- Какой подарок решил сделать композитор девочке?

(Инсценировка.)

- Что же решил подарить композитор девочке?

- Почему он решил сделать Дагни подарок?

Физкультурная пауза.

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.

- Переходим ко второй части.

- Прочитайте 2 часть про себя.

- Как мы её озаглавили?

- С чем сравнивали друзья дом композитора?

- А почему?

(Слайд 8)

- Скажите, ребята, дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?

- Найдите в тексте, как он рассуждает.

- Так почему он считал себя счастливым человеком?

-Сколько же времени писал музыкальное произведение для Дагни композитор?

- Что произошло за это время?

- Посмотрите на экран. (Слайд 9)

- Вот так, наверное, Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели?

(Выборочное чтение - цепочкой.)

- Прошло время и Дагни покидает дом.

- А по какой причине она это делает? Расскажите.

Физкультурная пауза. (Слайд 10)

- Переходим к заключительной части.

- Как мы ее озаглавили?

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок из музыкального произведения Эдварда Грига «Встреча в горах».

- Положите голову на парту, закройте глазки и попробуйте представить картины, которые изобразил композитор. (Слайд 11)

(Прослушивание музыки. Музыкальный файл.)

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- А какие картины предстали перед глазами Дагни?

(Выборочное чтение по абзацам.)

- О чем думала Дагни, выходя из парка?

- Зачитайте.

- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

IV. Итог урока.

- Так чему же учит это произведение?

- Ребята, что вам понравилось на уроке?

- А что не понравилось?

- У кого после этого урока появилось желание прочитать новые рассказы К.Г.Паустовского и послушать музыку Э.Грига?

- Мне хотелось бы, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М. Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.

(Слайд 12)

- Оценки.

V. Домашнее задание.

На партах лежат еловые шишки с домашним заданием (одни составляют план и готовят пересказ 2 части; другие составляют план и готовят пересказ 4 части; третьи готовят план и пересказ 2, 3, 4 части, слабые дети читают рассказ).

- Молодцы, ребята! (Слайд 13).Спасибо за урок. Дагни Педерсен в своей корзиночке принесла вам подарки!