Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме "Зимующие птицы"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с многообразием пернатых; происхождением названий некоторых птиц; дать представление о снегирях, их строении, среде обитания, образе жизни.
  1. Развивать речь учащихся.
  2. Воспитывать экологическую культуру у школьников, прививать любовь к родным местам, птицам.

Оборудование: Запись птичьих голосов, маски и костюмы птиц, декорации леса, рисунки птиц.

Ход мероприятия

Ведущий. Ребята! Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране. Кто живёт в ней? (Голос ведущего становится тише, следующие слова звучат таинственно.) Внимательно прислушайтесь! (Звучит запись голосов птиц.) Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправимся?

Дети. Да! К птицам.

Ведущий 1.

Рано утром на вокзале
Мы билеты в кассе взяли.
Электричка, как стрела,
Нас по рельсам понесла.
Вот подъехали мы к лесу.
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки,
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.

Ведущий 2.Да здесь целые стайки птиц. Назовём их. Отгадаем загадки.

Кто там, прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле!-поёт со свистом.

Дети. Клёст.

(Вылетает клёст)

Рисунок 1

Клёст. Моё название произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать», сдавливать, стискивать. Клюв у меня загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат. Величиной я с воробья. Оперение у меня красное, хвост и крылья буро-чёрные. Самки у нас зеленоватые. Гнёзда мы строим на деревьях, откладываем по 3-4 яйца, высиживаем птенцов зимой. Я кочующая птица.

Ведущий 1.

Спиною зеленовата, животиком желтовата,                                                                    
Черненькая шапочка и полоска шарфика.

Дети. Синица.

(Вылетает синица)

Рисунок 2

Синица. Величиной я с воробья. Голова, горло, задняя часть брюшка и подхвостье чёрные; щёки белые; спина зеленоватая; нижняя сторона тела жёлтая; хвост и крылья синеватые, поэтому я зовусь синицей. Гнездо я устраиваю в дупле, откладываю по 8-10 яиц. Я осёдлая и кочующая птица.

Ведущий 2.

На реке он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол,                                                                         
Птичка бойкая …

Дети. Щегол.

(Вылетает щегол.)

Рисунок 3

Щегол. Величиной я с воробья. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Щёки, лоб, брюшко, надхвостье белые. Вокруг клюва широкое красное кольцо. На крыльях поперечная жёлтая полоса. Я очень красив, нарядно и изысканно одет, поэтому и зовусь щеглом. Гнёзда вью на дереве или кусте, самка откладывает по 4-5 яиц. Я кочующая птица.

Ведущий 1.

Чёрно-рыжая манишка,
Подвижной с рыжинкой хвост…
На селе любой парнишка
Сразу скажет: «Горихвост».

Дети. Сойка.

(Вылетает сойка.)

Рисунок 4

Сойка. Я сойка. А ещё меня называют горихвостка за мой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется , что он вспыхивает огоньком, сияет. Величиной я с голубя. Спинка у меня рыжевато-серая, крылья и хвост чёрные. На сгибе крыла яркие голубые с чёрными полосками перья, на голове хохол. Я кочующая птица.

Ведущий 2.

Выгоняют холода
Птиц из леса в города
На рябину налетели
Дружной стаей… (свиристели)

Дети. Свиристель.

(Вылетает свиристель.)

Рисунок 5

Свиристель. В давние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг», а я издаю звуки «свирири-свирири». Моё пение напоминает игру на музыкальном инструменте свирель. Величиной я со скворца. Оперение моё розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. На голове у меня большой хохол.

На конце хвоста жёлтая полоса. Гнёздо я строю на дереве, самка откладывает по 3-7 яиц. Я кочующая птица.

Ведущий 1.

Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.

Дети. Филин.

(Вылетает филин.)

Рисунок 6

Филин. Величиной я с гуся. Окраска у меня может быть от очень тёмной до светлой. Грудь рыжая или охристая с продольными пестринами, на боках и брюшке поперечный рисунок. Глаза у меня красно-оранжевые. Гнёздо я строю на земле, самка откладывает по 2-3яйца. Я очень люблю ухать «у-ху-у-ху».Я кочующая и осёдлая птица.

Ведущий 2.

Краснобровый, чернопёрый.

Хвост косой на берёзе урчит.

Дети. Тетерев.

(Вылетает тетерев.)

Рисунок 7

Тетерев. Величиной я с курицу. Оперение у меня чёрное с синеватым или зеленоватым отливом, перья и подхвостье белые, брови красные. Самки у нас буровато-рыжие. Гнёзда мы строим на земле, откладываем по 6-9яиц. Я осёдлая, местами кочующая птица. Зимой ночую зарывшись в снег.

Ведущий 1. Ребята, как можно назвать всех этих птиц?

Дети. Птицы зимующие в нашей местности.

Синица.

Друзья, куда же запропастился наш друг?
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
Догадались кто это?

Дети. Снегирь.

Щегол. Так, где же он?

Свиристель. Не знаю. Давно от него вестей не было.

Сойка. Телеграмма пришла. Прочтём её.

(Птицы читают телеграмму.)

Тетерев. От кого телеграмма? Вместо подписи ребус.

(Птицы пытаются расшифровать ребус, не могут.)

Синица. Ребята, помогите нам, пожалуйста, расшифровать ребус.

(Птицы показывают ребус.)

Рисунок 8

Дети. Телеграмму прислали снегири, так как нарисован снег и гири, если в слове гири убрать первую букву то получается СНЕГИРИ.

Сойка. Ребята, а вы знаете кто такие учёные орнитологи?

Дети. Эти учёные изучают жизнь птиц.

Синица. Молодцы! Так, значит, снегири находятся в Союзе охраны птиц России и я даже догадываюсь, почему они там. Снегирь объявлен птицей 2008года!

Филин. Мы должны достойно встретить снегирей. Ребята, какие стихи вы знаете про снегирей?

1 ученик.

Откуда в дремучем лесу огоньки
Садятся на ветки, на снег, на сучки?
Что ж ветки от тех огоньков не горят?
Не тает нисколько их снежный наряд.
То с ветки сосновой, то с ёлки мохнатой
Вспорхнёт огонёк, красногрудый, крылатый.
В беретиках чёрных и с грудкой румяной
Летают их стайки над снежной поляной.
В репьях над снегами - для них семена.
В морозном и снежном лесу тишина…
Пощиплют репьев и щебечут на ветках
О новых полётах, о новых разведках.
Всю зиму, весь день- от зари до зари-
Летают в лесу огоньки- снегири.
(Е. Трутнев.)

2 ученик.

Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
(Т. Шорыгина.)

(Звучит музыка . Вылетают снегири, танцуют.)

1 снегирь. Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что птица снегирь объявлена птицей 2008года?

Дети. Да.

2 снегирь. Нам очень понравились стихи, которые вы читали. А мы хотим вам рассказать о себе.

1 снегирь. Мы снегири осёдлые и кочующие птицы. Крупнее воробья (длина до 18 см), очень плотного сложения.

2 снегирь.

Спинка у нас голубовато – серая.
Шапочка, подбородок и хвост у нас чёрные.

3 снегирь. Крылья чёрные, а полоса на крыле чисто – белая.

4 снегирь.

Щёки и грудь у самцов красные или красно – розовые.
У самок и молодых птиц - буровато - серые.

5 снегирь. Клюв у нас чёрный, толстенький и широкий, хорошо приспособлен для вылущивания семян из ягод рябины, бузины, черёмухи.

2 снегирь. Особенно любим семена ясеня, клёна, ольхи, берёзы, липы, сирени, рябины.

4 снегирь. Мы ловко раздавливаем ягоды, выбрасываем мякоть и съедаем семена.

1 снегирь. Добывать семена из шишек мы не умеем и собираем упавшие семена с земли.

3 снегирь. Мы постоянно перекликаемся мелодичным свистом, а наевшись усаживаемся на веточках и запеваем простенькие скрипучие песенки (поют и самки и самцы ).

5 снегирь. Ночью прячемся среди веток деревьев и кустов.

2 снегирь. Живём мы в густых хвойных и смешанных лесах. Держимся стайками по 7 – 10 птиц, очень скрытно и редко попадаемся на глаза.

4 снегирь. Гнёзда свои любим строить на ветках ёлки, высоко от земли. Очень редко на соснах, берёзах и высоких кустах можжевельника.

1 снегирь. Делаем свои гнёзда в стороне от ствола дерева из тонких еловых веточек и мха.

3 снегирь. На дно гнезда кладём пёрышки, шерсть, сухие тонкие травинки. Гнездо – чашечку вьём по своему размеру. В ней – 5 голубых яичек в тёмную крапинку.

5 снегирь. Самочка у нас на кладке сидит. А я самец еду приношу и самочку кормлю – такой я заботливый. А птенцов мы вместе дружно выкармливаем.

2 снегирь. Мы, птицы, не только красивые, но и солидные: никогда не торопимся, не суетимся.

4 снегирь. Самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья ягод самке.

Ведущий. Да, красивы птицы! Но чтобы они не погибли от холода и голода, мы должны их подкармливать. Ребята, какие правила кормления птиц вы знаете?

4 ученик. Во время подкормки птиц не сорите, не оставляйте газеты, полиэтиленовые пакеты, банки.

5 ученик. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

6 ученик. Корма в кормушке должно быть не много и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнечные семечки.

7 ученик. Кормить птиц регулярно.

8 ученик. В октябре самое время готовить и развешивать кормушки для птиц. Как это ни грустно, многие птицы погибают зимой от голода. Поэтому каждая, даже самая незамысловатая по устройству, самая небогатая разносолами кормушка важна. На балконе, в парке, в лесу - везде можно устроить для птиц столовую.

9 ученик. Очень несложно изготовить кормовой столик. Это дощечка с низенькими бортиками, установленная на высокой ножке. К перилам балкона можно привязать кормушку. Получится неплохая столовая. Заготовку птичьего корма надо начинать ещё в августе.

Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие. Жаль нам расставаться с лесом, с птицами. Так много нового мы узнали сегодня про снегирей. Напоследок мы подарим им песню.

(Дети исполняют песню «Снегири» Слова А.Говорова музыка Г.Гладкова.)

Ведущий. Ребята давайте выйдем на школьный двор ,и возьмём с собой кормушки и корм, которые каждый из вас приготовил, и поможем пернатым.

(Во дворе школы учащиеся 2 и 3 классов прикрепляют кормушки на ветках заранее выбранных деревьев и наполняют их кормом.)

Рисунок 9

Ведущий. Молодцы! Вы сделали сегодня много доброго, полезного для птиц. Мы открыли первую в нашей школе зимнюю «Птичью столовую». Пусть пернатые прилетают к нам, здесь их каждый день будет ждать свежий корм до наступления тёплых дней.