Урок-презентация по теме "Топонимика" в 10-м классе

Разделы: Общепедагогические технологии


Чем полнее и содержательнее будут наши знания о родной земле, тем глубже будет любовь к ней и уважение к традициям своего народа. Знания, любовь и уважение к родной земле помогут нам сознательно подготовиться к труду на ней.

Применение материалов краеведческого характера на уроках и во внеклассных работах – одна из форм активизации познавательного интереса, общественной, нравственно-эстетической позиции учащихся. Привлекать учащихся к исследовательской работе по изучению топонимики родного края, также один из путей для познания истории и культуры своей страны, своего края, своей малой Родины. Основное значение этой работы – путем анализа доступных фактов, в известной мере установленными самими учащимися, показать краеведческий материал, который заинтересует учащихся родным краем, к национальной истории, быту, культуры. При этом материал регионального компонента по своей природе должен подходить к программному материалу. Однако, разумное включение регионального компонента базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников предоставляется делом общественного значимым, а главное - актуальным. Работа с подобными материалами часто проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них форме.

При выборе краеведческого материала учитываются:

  • реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь;
  • заинтересованность учащихся в данном материале;
  • неполнота информации о данном материале;
  • привязанность данного материала к программной теме;
  • социализирующая ценность данного материала;
  • тесный контакт с родителями учащихся в выполнении заданий.

Урок-презентация по теме «Топонимика» был проведен в 10 классе (на родном татарском языке).

Цель урока:

  1. Дать понятие учащимся о топонимике.
  2. Формирование у учащихся навыков проведения исследования, презентации полученных знаний.
  3. Развитие умений работать с краеведческим материалом; создание условия для проявления каждым учеником своих способностей.
  4. Воспитание чувства взаимопомощи, интереса к предмету, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • индивидуальные карточки;
  • презентации проектов.

Эпиграф урока:

Город Чистополь на Каме…
Нас дарил ты, чем богат.
Золотыми облаками
Рдел за Камою закат.
Сквозь тебя четыре ветра
Насмерть бились день и ночь.
Нежный снег ложился щедро,
А сиял – глазам невмочь.
Сверхъестественная сила
Небу здешнему дана:
Прямо в душу мне светила
Чистопольская луна.

Петрова М.С.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Я задаю себе вопрос: «Откуда мы родом?». Сегодня на уроке мы должны постараться ответить на этот вопрос. Человек жив не одним днем. Живя в «сегодня», не следует забывать, что есть еще «завтра» и «вчера». Твое «вчера» - это не только собственное обозримое прошлое, но и жизнь твоих предков. Если ты забудешь их, точно также забудут вскоре и тебя твои потомки. Человек, подобно дереву, связан с землей. И корни наших предков также неразрывно связаны с ней.

В 2006 году мы отметили 225 - летие нашего города Чистополя. К этой знаменательной дате мы совершили экскурсию по родному городу, побывали в музеях, посетили мечети «Нур», «Красный мечеть», «Имам». Учащихся заинтересовала история нашего города, нашего родного края. Были разные, интересные вопросы, связанные с названиями этих или тех улиц, зданий, сооружений.

Сегодня мы постараемся ответить на некоторые из этих вопросов. (Учитель знакомит учащихся с целями и задачами этого урока.)

Мы занимались научно-исследовательской работой по теме «Топонимика», «Топонимика Чистопольского района». Топонимика (от греческого topos- «топос», - «место», «местность» и «онома», «онима» - «имя») – наука о географических названиях, о их происхождении, смысловом значении, развитии и использовании.

2. Звучит песня «Чистай вальсы» (слова и музыка Ф.Ахмадиева) на фоне слайдов о городе Чистополе, о родном крае.

3. Презентация проектов.

Учитель. Вам слово дорогие мои ученики. Вы как я знаю, заранее подготовились к этому уроку и собрали интересный материал.

I ученик. Название проекта: «Чистое поле – Чистополье».

В первой половине XVIII столетия в глухих лесах левого берега Камы появился небольшой поселок беглых крепостных. Вокруг селения они вырубили и расчистили лес, занялись земледелием, рыбной ловлей, охотой. Во исполнение царского указа каратели сожгли хижины и затоптали нивы, а на берегу задумчивой Камы в место людского селения, осталось только «чистое поле». Однако поток беглых в Закамье не прекращался. И снова на том же месте вырастает новый поселок, но теперь уже не безыменный, а носящий доставшейся ему в наследство имя – село «Чистое поле». 1781 году Чистое поле, имевшее 3500 жителей, указом императрицы Екатерины II, было возведено в ранг города и превратилось в уездный центр Казанского наместничества, с 1796 года, Казанской губернии. Официально новый город был назван Архангельским, а народ продолжал именовать свой город – Чистое Поле, а позднее еще проще – Чистополье.

Улица графа Льва Толстого. Здесь расположены номера «Европейские». Построено в середине - второй половины XIX века. В качестве жилого дома. Здание приспособлено под гостиничные номера в начале XX века.

Никольский собор. Трехпрестольный храм возведен в 1838 году по проекту Казанского архитектора П.Г.Пятницкого. Памятник культовой архитектуры является одним из лучших церковных сооружений классицистической эпохи на территории региона.

Аллея Героев. Она примыкает к Вечному огню и памятнику – обелиску. Открыта 1975 году. На аллее установлены семь стрел с рельефными портретами Героев Советского Союза – уроженцев Чистополя, павших в боях за Родину.

II ученик. Название проекта: «Топонимика Чистопольского района».

В селах и деревнях – прошлое нашего народа. В них – радость, горе, воспоминания, торжество и мечты народа. Некоторые деревни – очень древние, а иные образовались совсем недавно. Каждая деревня индивидуальна своей окружающей средой, своими старожилами. С течением времени много деревень пропало. Иные просто перестали существовать по той причине, что население покинуло эту деревню или поселок (поселок «Урал», «Усия», «Радио», «Кызыл Маяк», «Болгар», «Чаткы», деревни Нариман, Тукмаклы, Федоровка, Покровка, Владимировка, Бутырка и др.) Иные затопило водой, в связи с созданием водохранилища.

В топонимике населенных пунктов района проявляется открытая связь с их древней историей, знаменательным прошлым, с местоположением. К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.

Есть село Змеево. Многие считают, что название произошло от обилия змей, но на самом деле не так. Основано оно было еще в середине XVII века и получило свое название по первому владельцу Змееву, принимавшему активное участие в освоение Закамья и строительстве засечной черты.

Село Галактионова. В XVII веке это село называлось Никольское или Савин городок. В период средневековья здесь располагался западный посад княжества Джукетау (X – XV век). Затем в XVII веке было организовано поселение русских крепостных крестьян землевладельца Саввы Аристова. Название села Никольское появилось после строительства в селе церкви в честь Николы Чудотворца. Название Галактионова появилось после гибели летчика красноармейца по фамилии Галактионов вблизи города Чистополя.

Деревня Нарат-Елга, расположена в 14 км от г. Чистополя. Нарат (сосна), елга (река). По предположению, деревня Нарат-Елга расположена на месте древнего булгарского города времен Золотой Орды. Об этом свидетельствует древнее кладбище с надгробными камнями, остатки валовых укреплений древней крепости, сохранившиеся до наших дней. По рассказам аксакалов деревни, после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства в эту деревню переселилось с два десятка русских семей. Они научились говорить на татарском языке. Испугавшись этого явления, власти вынудили переселиться русских в д. Тукмаклы, расположенную близ с. Каргали.

Муслюмкино – одна из крупных деревень. Деревня отдалена от Чистополя на 22 км. Основателем деревни считается дед Муслим. Он переселился сюда из Служилой Шенталы. Татары Муслюмкина были крещеными. Но они позже приняли мусульманства. Муслюмкинцы, не принявшие мусульманства, а оставшиеся в христианстве, переселились в д. Бахта.

Считается, что деревне Татарские Сарсазы более 350 лет. Когда-то проходила здесь дорога, а вокруг сплошной стеной стояли леса. Проезжающие мимо останавливались, кто по торговой надобности, кто на ночлег, некоторые оставались. Начало селу положили именно торговые люди, всего несколько семей. Все более разрастаясь, стихийно возникшее поселение постепенно превращалось в деревню. Торговые люди стали разделяться по профессиям, появились ремесленники. Одними из них стали гончары, ведь название «Сарсазы» переводится как «желтая грязь», по сути, глина.

Деревня Яуширма. Река Яуширма – дословно «река, на берегу которой был бой, где состоялось побоище». Эту реку упоминает Ибн Фадланд. Слово ширма является составной частью названий рек, речек и населенных пунктов. Яуширма (раньше Калай-от имени Калимулла). Народ прятался от насильственного крещения; в камышах делали шалаши (ширма), где прятались от нападения, войны…

III ученик. Название проекта: «Топонимика родного села».

Территория Волжской Булгарии X – XI веках была покрыта множеством городов, военных крепостей, феодальных замков, городищ и просто селищ. В их числе были и Биляр (ныне Алексеевского района), Джукетау (близ города Чистополя), Тубылгытау (ныне Новошешминский район). Расцвет этих городов приходится на XII – начало XIII века. Есть предположение, что именно в это время появляется селище на месте современного села Каргали. Этому способствовали развитие пашенного земледелия, развитие внутренней и внешней торговли, соответственно и развитие торговых путей. Если соединить булгарские города Джукетау и Тубылгытау условной прямой дорогой, предположительно существовавшей в то время, то селение на месте современного села Каргали находилось бы на этой дороге на одинаковом расстоянии от этих городов. Данное предположение не будет считаться безосновательным, если учесть то, что в Волжской Булгарии было более девятисот сел и деревень.

Многие населенные пункты Чистопольского района имеют названия, в которых окружающая природа находила свое отражение. По одной из версий исследователей, название «Каргали» от татарского карга «ворона», то есть место, где много ворон. По другой версии, «Каргали» состоит из двух словосочетаний: «Гали» - имя первого поселенца, и «кара» – в переводе означает «черный» (цвет лица), то есть получило свое название первого поселенца. Село основано 600-700 лет тому назад. В составе Золотой Орды теперь уже в Булгарском улусе народы нашего края жили на протяжении двухсот лет. Заново стали отстраиваться разрушенные булгарские города и селения. В этих поселениях жили в основном те же булгары, что и раньше. Свидетельством этому являются могильные камни булгарских захоронений на старом кладбище села Каргали датированные 1323 им и 1333 –им годами.

Занимались первые поселенцы земледелием, скотоводством и пчеловодством. Так, село Каргали стало быстро расти. Важнейшую роль в развитии села сыграл Оренбургский тракт, проходивший по соседству.

Возле села есть три небольших рукотворных озера (Аръяк, Яктыкуль, Моряк), вырытых по указу Екатерины II, по которому российские поселения должны были благоустраиваться. Эти озера сохранились до наших дней, несмотря на то, что расположены на возвышенности, и это является свидетельством того, насколько точен был расчет, выбор места их сооружения.

Улица Балакина. Трагические события не обошли село Каргали в годы Гражданской войны. Большевики жестоко расправились с богатыми людьми, а белочехи, занявшие село в сентябре 1918 –го года, расстреляли сторонников советской власти. Село переходило из рук в руки и во время наступления колчаковцев в апреле – мае 1919 –го года, и пережило оно разорения восставших вилочников в феврале 1920-го года. Вилочники убили семнадцать мирных жителей, секретаря сельского совета и председателя волостного совета Федора Балакина. Настоящее время одна из улиц села носит имя Балакина.

Улица 1 Мая. В 1929 году на основе сорока частных хозяйств в с. Каргали создается колхоз имени Первого мая, и первым его председателем избирается В. Муртазин. Так начинается процесс обезземеливания крестьян. В честь этого названа одна из улиц в селе Каргали.

Улица МТС. В начале тридцатых годов формируется Каргалинская машинно – тракторная станция (МТС). В МТС было 63 трактора, 29 комбайнов и 8 автомобилей. Она оказала большое влияние на утверждение в этих краях колхозного строя. Улица, в которой была расположена МТС, дали название улице.

Улица Мечети. Уже с царских времен село Каргали стало центром Каргалинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. Село постепенно росло и количество хозяйств до революции 1917- го года достигло 1200. На селе 3% жителей были богатыми людьми, много было и зажиточных крестьян. В селе было 4-5 мечетей, 3 медресе, 28 магазинов. Много было в селе и гуртовщиков, которые скупали скот у несостоятельных крестьян со всей округи. Люди победнее в селе зарабатывали на жизнь перегоном скота нанявшись гуртовщикам. Нередко они доходили даже до Москвы. Все богатые, в основном, жили на этой улице.

Улица Крупская. В городе Чистополе немало мест, связанных с его революционным прошлым: это здание школы №10 (улица Ленина, 67), в котором 1917 году заседал городской Совет рабочих и солдатских депутатов, педагогического училища (улица Маркса. 18), где в 1918-19 годах, работал военно-революционный комитет исполнительного комитета Чистопольского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, средней школы №2.(улица Нариманова, 65) – здесь была провозглашена 16 ноября 1917 года Советская власть. В этом же здании в июле 1919 года выступала Надежда Константиновна Крупская (рейд агитпарохода предпринят по инициативе В.И.Ленина). В.этой встрече участвовали активисты нашего села, и один из улиц была названа в честь Н.К.Крупской.

IV. Заключительное слово учителя. Любите ли вы родной край? Интересуетесь ли вы его историей? Знаете ли вы свои корни? Тогда вы наверное окунулись в атмосферу жизни наших предков. Получили полезные информации, нашли ответы интересующие вас. Я уверена, что вы будете патриотами своей Родины.

V. Итог урока. Домашнее задание.