Медиаурок по теме "Учимся определять верх, низ". Окружающий мир (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Познакомить с понятиями “верх”, “низ”.
  2. Учиться различать предметы, расположенные спереди и сзади, слева и справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека.
  3. Развивать логическое мышление, умение работать в коллективе, высказывать свои собственные суждения.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, культуру взаимоотношений.

Задачи:

  1. Изучить понятия “верх”, “низ”.
  2. Закрепить умения пользоваться этими понятиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- А ещё у вас на столах должны быть белые листы и набор картинок. (Дети проверяют)

- Ребята, скажите, какими надо быть на уроке? (Внимательными, поднимать руку, помогать друг другу, доброжелательными и т.п.)

2. Актуализация знаний.

У вас на партах альбомные листы и картинки с изображениями предметов. Положите перед собой лист и выполните следующие действия: поместите на лист картинки с изображениями солнышка, карандашей. Портфеля, домика, конфеты. Велосипеда. (Дети выполняют). Проверка.

- Посмотрите, что получилось у меня. (Слайд 1. Слайд без слов. Приложение).

- А у вас? Почему получились разные изображения? (Потому, что вы не сказали, куда именно положить картинки)

- Правильно, я не указала точное месторасположение данных предметов на ваших листах. Какие же точные слова я должна была вам сказать? (Слова: вверху слева, вверху справа, вверху посредине, внизу между домом и велосипедом). (Слайд 1. Слова выплывают)

- Что обозначают данные слова? (Направление)

- Какие ещё указатели направлений мы учили на прошлых уроках? (“Назад”, “Вперёд”). (Слова на доску: направление налево направо назад вперёд вверх вниз)

3. Постановка темы и цели урока.

- С какими новыми словами будем работать? (Верх, низ). (Слайд 2)

- Как вы думаете, чему каждый из вас должен научиться на уроке? (Учиться определять направление, использовать их в речи для описания местонахождения предметов)

4. Физкультминутка. Игра “Робот”. Движение по сигналу в разных направлениях.

5. Постановка проблемы.

а) Что будет с мячиком, если его подбросить? (Окажется вверху)

- А что, если его уронить? (Упадёт вниз)

б) Решение проблемы. Показ. Подбросить мяч.

Итак, все предметы падают на землю, вниз. Чтобы подбросить предмет вверх, нужно приложить к нему усилие.

в) - Почти все предметы имеют верх и низ. (Слайд 3)

Например: крыша – это верх дома. Фундамент – это низ дома (основа дома).

- Относительно земли, где у машины (грузовика) верх, низ?

- У дерева, по отношению к стволу? (Верх – это крона, низ - это корни).

- У мальчика, по отношению к туловищу? (Верх - голова, низ – ноги)

- У собаки?

- Итак, на Земле направления “верх” и “вниз” всегда одни и те же: вниз - к земле, вверх - от земли. (Слайд 4)

6. Первичное закрепление.

а) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Скажите, в каком направлении движутся объекты по отношению к вам? Ко мне? (Слайд 5)

- Где и как плывёт облако? (Вверху, влево, вверху, вправо)

- Где и как едет машина? (Внизу, вправо)

- Куда летит бабочка? (Вверх, справа, от земли)

- Пчёлка (Слева, вниз, к земле)

б) Посмотрите следующее задание. (Слайд 6, без надписей)

- Кто живет в домике?

- Кто расположен ниже и левее петуха? (Утка, гусь)

- Где сидят остальные звери по отношению к петуху?

- Используй слова (выше, ниже, правее, левее).

- Давайте проверим, правильно ли мы ответили. (Слайд 6, с надписями)

- Что делали? (Сравнивали).

- Итак, слова “выше” и “ниже” мы употребляем при сравнении положение предметов.

7. Физкультминутка. Игра “Внимание”. (Слушают и выполняют речевую команду)

8. ОБЖ, беседа.

- Ребята, что вам помогло правильно выполнить задание? (Внимание)

- В каких ситуациях мы должны быть внимательны, осторожны? (Дети перечисляют)

а) Хорошо. Какое сейчас время года? (Осень)

- На улице холодно, на дороге гололёд. (Гололёд- это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли). (Слайд 7)

- Передвигаться должны не спеша, смотреть на тротуар.

- Что случилось с мальчиком? (Он упал, потому что скользко)

- Что делает мальчик на следующей картинке? (Он показывает и говорит, что в этом месте очень скользко)

б) Когда человеку надоело жить пещере без уюта, он придумал много вещей, которые ему помогают. (Слайд 8)

- Мы видим некоторые из них.

- Давайте разберёмся, чем же опасны эти предметы? (Ответ детей)

- Да, первая опасность в доме - острые, колющие и режущие предметы. Все острые, колющие и режущие предметы надо обязательно класть на свои места. Порядок не только для красоты, но и для безопасности.

- А еще, какие приборы могут быть опасными? (Телевизор, электрочайник и т.д.)

- Уходя из комнаты и дома, обязательно выключайте телевизор, утюг и другие электроприборы. Никогда не тяните за электрический провод руками. Ни в коем случае не подходите к оголённым проводам и не дотрагивайтесь до них.

- Таблетки – они нам помогают выздороветь, но без родителей, взрослых их брать нельзя.

- В доме есть стиральные порошки, средства для мытья посуды и многое другое.

Химикаты – это яд,
И не только для ребят!

- Какое правило надо знать? (Без разрешения взрослых не брать и не открывать)

в) Мы уже сказали, что для удобства человек придумал, много различных вещей, предметов, транспорт. (Слайд 9)

- Для того, чтобы автомобиль был для людей безопасным, были введены обязательные правила, которые все должны соблюдать.

- Где мы должны переходить дорогу. (По зебре, пешеходному переходу, на светофоре)

Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно
Её переходи!

- Как должны переходить дорогу, если светофора нет? (Посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо, и если нет автомобиля, перейти дорогу до конца)

- Что нам нужно соблюдать? (Правила). Чтобы наша жизнь была безлопастной!

9. Итог урока.

- Перед вами карточки с изображением лиц. (Один – весёлый, другой – грустный)

- Выберите и покажите, с каким настроением вы закончили урок?

- А где вам было трудно?

- Кто запомнил вверх, вниз? (Вверх – от земли; вниз – к земле)

- Для чего используем слова выше – ниже? (Для сравнения)

- Что обозначают эти слова – направления.

- Благодарю за работу. (Слайд 10)