Урок информатики в начальной школе "Операции со множествами. Пересечение множеств" (2-й класс)

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • закрепить представление об изученных операциях со множествами;
  • сформировать начальное представление о пересечение множеств;
  • учить находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением двух других множеств;
  • учить определять характер отношений между заданными множествами.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемые ответы детей

I

 

 

 

 

 

Уважаемые младшие научные сотрудники! Начинаем работу в нашей лаборатории информатики.
А что это за профессия такая – учёные? Чем они занимаются?

 

Это учёные. Они что-то исследуют, делают открытия, ищут что-то новое.

Да, и мы с вами тоже, как всегда в поиске новых знаний. Многие учёные выполняют исследовательские действия, пользуясь определённым планом работы, т.е. чем?...

Правильно. Мы будем вести поиск новых научных знаний по определённому плану. Он перед вами.
(на доске на листе ватмана и у каждого ученика на парте напечатана схема «Алгоритм поиска новых знаний». см.Рисунок 1)

Пользуясь алгоритмом действий.

Найдите на этой схеме место, откуда мы начинаем поиск.

Урок. Начало поиска.

Куда дальше нас ведёт стрелка алгоритма? На какой этап работы?

По стрелке мы приходим к этапу: повторение изученного материала.

Зачем нам нужен этот этап работы?

Нам надо вспомнить, что уже изучили. Это пригодится нам в поиске нового.

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомним, с какими понятием мы работаем на протяжение уже нескольких уроков?

Как вы понимаете, что такое «множество»?

Мы работаем с понятием «множество».

Множество-это несколько предметов, собранных в группу по определённому признаку.

(Учитель на доску прикрепляет карточку «Множество» и, по мере повторения операций со множествами, карточки с названиями действий, выстраивает постепенно схему.)

 

Какие действия (операции) можно выполнять со множествами?

 

(дети называют операции со множествами, учитель прикрепляет на доску карточки с их названиями. В результате на доске появляется схема.)
см.Рисунок 2
В качестве иллюстраций каждого действия дети должны выполнить по одному заданию. Все задания этого блока напечатаны у каждого ученика на отдельном рабочем листе.
см.Рисунок 3,4)

Задания на листах:

Множества можно сравнивать, отображать, кодировать, вкладывать одно в другое.

Задание №1 (сравнение множеств)
Какие множества можно назвать равными?

Равными будут те множества, которые совпадают по количеству и составу элементов.

 

Сравните два данных множества.

  1. эти множества неравны, т.к. они одинаковые по составу, но разные по количеству элементов.
  2. эти множества неравные, т.к. они одинаковые по количеству, но разные по составу.

Задание №2 (кодирование)
Вспомним, каким образом можно кодировать информацию.

Информацию можно кодировать с помощью условных знаков, картинок, цифр, цвета, координат.

В этом задание слово закодировано с помощью…?

Раскодируйте его.

Координат.

Это слово «наука».

Задание №3 (отображение множеств)
Как вы понимаете, что такое отображение множеств?

Одно множество отображается на другое. Между элементами одного и другого множества существуют какие-то отношения.

Как на схеме мы показываем эти отношения между элементами двух множеств?

 

Эти отношения мы изображаем стрелочками.

 

Я расскажу вам маленькую историю, а вы изобразите её на схеме: «Три мальчика занимались математикой. Петя решил три примера, Вася решил два примера, а Коля чертил отрезки».

Молодцы, переходим к следующему действию со множествами.

(дети изображают отношения между элементами двух множеств на схеме; проверка)

Задание №4 (вложенность множеств)
Найди ошибку в схемах.

Ошибка под буквой «б», т.к. не все цветы-астры, значит множества «цветы» более крупное, а множество «астры» включено во множество «цветы».

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, мы повторили, какие операции можно выполнять со множествами. Давайте отметим наши впечатления от нашей работы в схеме «Алгоритм поиска знаний»: пользуясь умением кодировать информацию, оцените свою уверенность в знаниях на этом этапе урока нужным знаком-«солнышко», «солнышко с тучкой» или «тучка с дождём».

 

/Учитель может проверить, сколько получилось «солнышек», т.е. сколько детей уверены в себе, в своих знаниях; сколько получилось «солнышек с тучкой» или «тучек с дождём», в чем эти дети испытывают затруднения/

 

Итак, в процессе повторения изученного материала, у нас на доске появилась схема. О чём она нам сообщает?
см.Рисунок 2

Эта схема сообщает нам, какие операции можно выполнять со множествами.

Что заметили, глядя на схему?

Мы её не достроили, видно, что есть ещё какие-то операции с множествами.

Какие ещё есть операции со множествами?

Мы их не знаем!

Какова же цель нашего поиска?
Что сейчас будем узнавать?

 

Мы должны выяснить, какие ещё действия можно выполнять со множествами.

А как вы думаете, как мы можем это узнать?

Наверное, мы будем выполнять какие-то действия, задания.

Верно, т.е. практическим путём.
Итак, мы с вами сейчас перешли к следующему этапу нашей работы. Прочитайте в «Алгоритме», как он называется.

Условным знаком отметьте степень своей уверенности в понимании того, что мы сейчас будем изучать.

Получать новое знание – дело нелегкое. Давайте немного отдохнём и наберёмся сил.

Как поняли цель урока?

 

IV

Физпауза.

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размялись, отдохнули. Заглянем в наш «Алгоритм», к какому этапу нас привела стрелочка?

/На магнитной доске картинки, изображающие предметы: шары, мяч, груша, морковь, кружок, крыжовник, вишни, яблоко, круг, арбуз./
см.Рисунок 5
Разделите эти предметы на две группы: круглые и съедобные.

/Дети по одному выбегают, берут любой предмет, объясняют, какой он, в какую группу его можно отнести. Те фигуры, которые можно отнести и к одной, и к другой группе, они решили оставить посередине. Таким образом получилось три группы предметов./

Поиск новых знаний в ходе выполнения практических заданий.

Давайте объединим все круглые предметы в одно множество.

Дети объединяют овалом предметы: шары, мяч, кружок, крыжовник, вишня, арбуз.

Теперь объединим все съедобные предметы в другое множество.

Дети объединяют овалом предметы: груша, морковь, крыжовник, вишня, яблоко, арбуз.

Что наблюдаем, что происходит со множествами?

(Дети дают разные ответы).

Множества «наехали» друг на друга; одно множество накладывается на другое; они пересекаются.

Правильно эти два множества пересекаются.
Значит, какое ещё есть действие можно производить над множествами?

/Учитель вешает табличку в схему/

Пересечение!

Сколько у нас здесь множеств?
Что они делают?
Что ещё заметили?

Два множества.
Пересекаются.
Получается как бы три кучки.

 

Правильно, только будем называть их не кучками; это область.
Какие элементы входят в 1-ю область?

В 1-ю область входят круглые и НЕ съедобные элементы.

Во 2-ю область?

Во 2-ю область входят съедобные и НЕ круглые элементы.

Обратим внимание на 3-ю область. Её называют областью пересечения множеств. Какие элементы входят в область пересечения?

 

Правильно, элементы из области пересечения одновременно содержат признаки одного и другого множества.
Итак, мы с вами обнаружили ещё одну операцию, которая может производиться над множествами.
Давайте проверим, а всегда ли эта операция возможна.

В область пересечения входят элементы, которые одновременно И круглые, И съедобные.

 

Вот вы, ребята, с точки зрения информатики, кто такие?
На какие подмножества это множество можно разделить?

Множество учеников.

Множество девочек и множества мальчиков.

А если эти два множества девочек и мальчиков мы будем пересекать, какие элементы будут пересекать, какие элементы будут составлять область пересечения.

/Cразу дети затруднялись ответить, давали ошибочные варианты, но всё же кто-то догадался/.

Нельзя одновременно быть и мальчиком, и девочкой, т.е. область пересечения пуста, множества не пересекаются.

 

Какой вывод можно сделать из этого примера?

Как можно назвать такие множества?

Давайте закрепим наши знания в процессе выполнения ещё одного задания.
Нашли на рабочих листах.

Не всегда множества могут пересекаться.
Непересекающиеся.

Задание №5
Что дано?

 

Что происходит со множествами?
Что будет входить в область пересечения этих множеств?

Нарисуй их. Остальные области заполни самостоятельно.
/Учитель помогает детям, которые затрудняются определить, какие элементы входят в каждую область/

Даны два множества: красные предметы и флажки.

Они пересекаются.
В области пересечения будут красные флажки.

Вернёмся к нашему «Алгоритму поиска знаний»: мы находимся сейчас на четвёртом этапе поиска.
Мы нашли новое знание?

Какое? (ещё раз повторим)

см.Рисунок 6

Да, нашли.
Мы узнали новое действие, которое можно выполнять со множествами.

Каким образом мы его нащли?
Давайте оценим себя сами: уверенно ли вы себя здесь чувствовали, всё ли было понятно. Используем условные знаки.

/Учитель выясняет, сколько получилось «солнышек», есть ли «тучки», если есть, ребёнок объясняет, в чём испытывал затруднения/

Наша поисковая работа идёт успешно. Мыс вами заслужили небольшой отдых.

Мы выполнили задания. /дети рисуют на четвёртом этапе «алгоритма» условный знак/

VI

Музыкальная пауза.
/звучит музыка «Одинокий пастух», дети расслабились, положили головы на парты, закрыли глаза/

 

VII

 

 

Итак, после такой красивой музыки вновь обратимся к нашему «Алгоритму поиска», который подсказывает нам, какой будет следующий этап нашей работы.

(дети читают названия пятого этапа поиска)

Сейчас вы самостоятельно попробуете выполнить действия пересечения множеств. Нашли на рабочих листах задание №6 . У кого это задание отмечено красной звёздочкой, вы делаете его полностью, у кого звёздочка зелёная, выполняют только 1-ю и 2-ю строчки.

Проверяем самостоятельную работу.

/Для проверки это задания вынесено на доску. Несколько учеников по очереди показывают различные варианты пересечения множеств./

 

(задание даётся дифференцированно)

Оценим свою работу с помощью условных знаков.

 

/Учитель узнаёт, сколько получилось «солнышек», т.е. дети успешно справились с самостоятельной работой; сколько получилось «тучек», в чём испытывали затруднения./

Дети рисуют условные знаки в «Алгоритме» на пятом этапе.

VIII

 

 

Стрелочка нашего «Алгоритма» привела нас к следующему этапу нашей работы: пора подводить итоги. Ответим на следующие вопросы:

Что нового узнали?

Мы узнали, что со множествами можно выполнять ещё одно действие: пересечение.

Что возникает при пересечении множеств?

При пересечении множеств возникает область пересечения.

Какие элементы входят в область пересечения?

В область пересечения входят элементы, которые принадлежат и одному, и другому множеству.

IX

 

 

 

Ребята! Мы с вами закончили поиск?

Да! И итоги подвели.

Но посмотрите на нашу алгоритмическую схему: от этапа, на котором мы с вами находимся, стрелочка нас куда-то ведёт…

Чтобы это значило?!

К знаку вопроса.

Конечно! Как вы думаете, а какой будет следующий этап поиска?

Да, мы с вами каждый день узнаём что-то новое; путь этот бесконечен!

Может быть, наш поиск не закончился?

Новый урок (начало поиска новых знаний)

Ну, а сейчас, используя звёздочки из нашей «Палитры впечатлений», покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

/дети показывают звёздочки разных цветов, объясняют свой выбор, делятся впечатлениями./

Приложение. Рисунки к уроку