Интегрированный урок (русский язык + математика + окружающий мир) (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Темы: Правописание имен собственных. Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100.

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «коллекция».

Развивающие:

  • расширять словарный запас, обогащать речь учащихся;
  • развитие навыков грамотного письма, устного счета в пределах 100;
  • развитие внимания, зрительной памяти, мышления, организационные общеучебные умения, в том числе, умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Воспитательные:

  • стимулировать познавательную активность учащихся;
  • воспитывать культуру речи, навыки общения в паре;
  • воспитание интереса к родному языку, дружелюбия, коллективизма.

Здоровьесберегающие:

  • профилактика утомления учащихся;
  • создание атмосферы сотрудничества.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: исследование

Методы обучения: практическая работа, проблемный вопрос, работа со словарем, работа в паре, метод коррекции ошибок, фронтальная работа, взаимоконтроль, упражнения, рассказ.

Оборудование:

  •  «Толковый словарик школьника» О.Д.Ушаковой;
  • тетради «Тесты и развивающие задания по русскому языку». 2 класс : «Ломоносовская школа», «Тесты и развивающие задания по математике». 2 класс: «Ломоносовская школа»;
  • рабочие тетради;
  • оформленная доска;
  • коллекции марок, значков, монет;
  • карточки с названием коллекции «Имена собственные» и названиями объектов коллекции: «Имена, отчества, фамилии, небесные тела, города, клички, озера, острова, полуострова, праздники»;
  • таблица Мартеля.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем создавать коллекцию. Что такое коллекция?

- Если мы затрудняемся дать толкование слову, что нам поможет? (Толковый словарь)

- Прочтем словарную статью об этом слове.

- Можно собирать значки, марки, открытки, монеты и т.д (демонстрация коллекций)

- К концу нашего урока мы создадим коллекцию… Кто уже догадался, чего?

- Коллекцию имен…

На доске слово « собственных» записано на карточках по частям, перевернуто. Учитель открывает по одной букве, дети пытаются угадать, желательно начать переворачивать карточки с буквы «с», далее « ых» и т.д.

- Причем делать мы это будем используя знания не только по русскому языку, но и по математике и окружающему миру.

III. Орфографическая работа.

а) Посмотрите на слово «коллекция», что в нем интересного? (- лл-)

- Откройте тетради по русскому языку, запишите это слово, выделите орфограммы.

б) На доске слова:

Алла Лилия Кирилл

- Что общего у этих слов?

- Запишите эти слова в тетради.

- Первыми в нашу коллекцию попадают «ИМЕНА» (на боковую доску крепятся карточки с названиями объектов коллекции на протяжении всего урока).

в) Работа с «орфографическими часами».

На доске записано предложение с пропусками.

Первый к_см_навт Юрий Ал_ксеевич Гагарин соверш_л п_лет вокруг З_мли за 1 ч_с 48 минут.

- Объясните орфограммы. Какие имена собственные встретились в этом предложении?

- Нашу коллекцию пополняют «ОТЧЕСТВА». «ФАМИЛИИ», «НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА».

- Запишите предложение в тетради, подчеркните орфограммы.

- Сколько всего минут продолжался полет?

- Что вы можете сказать о числе 108? Сколько единиц первого разряда, второго, третьего? Замените число суммой разрядных слагаемых.

IV. Динамическая пауза (игра на внимание).

- Если услышите название планеты, то поднимите руки вверх, фамилию- руки в стороны, имена- руки за голову.

Слова: Михаил, Земля, Уран, Юрьевич, Барто, Кощей Бессмертный, Лермонтов, Мартель.

- Имя какого писателя прозвучало полностью?

- Какая фамилия была Вам знакома? (Мартель)

V. Устный счет по таблице Мартеля.

- Увеличьте устно на 3 каждое число третьего столбика.

- Запишите выражение и найдите их значение (дети в тетрадях, один ученик за доской):

а) сумма чисел 68 и 7;

б) разность чисел 50 и 30;

в) произведение чисел 5 и 1.

VI. Выполнение развивающего задания по математике.

- У Вас на столе лист с тренировочным заданием по математике. В нем спрятались другие объекты для нашей коллекции.

- Прочтите тему задания.

1) Какое психическое качество мы будем развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?

2) Хронометраж.                                                                              

- Прочтем задание №1, №2.

- На обдумывание и выполнение я даю Вам одну минуту.

3) Настрой.

- Ученикам – успехов , учителю – радости. Не спешить, а думать!

4) Выполнение.

5) Проверка (зеленой ручкой, в парах, по ключу).

6) Рефлексия.

- У кого «5» баллов, «4»?

- Что было сложным?

- Какие имена собственные встретились в задании?

- В нашу коллекцию добавляются «КЛИЧКИ», «ГОРОДА».

VII. Динамическая пауза (игра « Компас», математический устный тест: учащиеся опускают голову на руки ,сложенные на парте, закрывают глаза, слушают задания и при помощи поднятия руки выбирают правильный ответ).

- Стрелка компаса показывает на юг, север ,….

- Приготовьтесь к математическому тесту.

1) Барон Мюнхаузен жил на Мадагаскаре 24 дня, а на Камчатке на 8 дней меньше. Сколько дней он жил на Камчатке? (12, 16, 32).

- Какие имена собственные встретились в задании? Что это?

- Добавим в коллекцию «ОСТРОВА», «ПОЛУОСТРОВА».

2) В Балхаш впадает 4 реки, а в Байкал 80. На сколько больше рек впадает в Байкал? (74, 84, 76).

- Что поместим в коллекцию? («ОЗЕРА»).

3) На Рождество мама испекла 45 пирожков, а на Пасху 25 пирожков. Сколько всего пирожков испекла мама? (70, 60, 85).

- Каким словом расширим нашу коллекцию? («ПРАЗДНИКИ»)

- Название каких праздников Вы знаете?

VIII. Тренировочное задание по русскому языку.

Выполняется аналогично заданию по математике, хронометраж 2 минуты.

- Что мы можем добавить в коллекцию? («МОРЯ», «РЕКИ»).

IX. Подведение итогов. Работа в парах.

- Как Вы думаете, наша коллекция полная? Можем ли мы еще что-нибудь добавить?

- На каждой парте лежит лист бумаги. Работая в паре обсудите и напишите, какое имя собственное может украсить нашу коллекцию?

- Как пишутся имена собственные?

- Что относится к именам собственным?

- Кому было сегодня на уроке интересно? Кто почувствовал себя настоящим коллекционером?

X. Домашнее задание.

1) В «Запоминайке» (рукописный справочник по русскому языку) по памяти восстановить нашу коллекцию имен собственных с примерами.

2) Из книги для чтения выписать одно предложение с именами собственными, подчеркнуть орфограммы и грамматическую основу.

Приложение (тексты тренировочных заданий по русскому языку и математике).