Разработка урока истории в 6-м классе

Разделы: История и обществознание


Тип урока - урок изучения новой темы.

Цели урока:

  • Способствовать формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства. Раскрыть содержание понятий: "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
  • Развивать творческое критическое мышление через работу с текстом, через умение соотнести свой жизненный опыт и приобретенные знания на уроке.
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование урока: учебники, опорные конспекты, мультимедиа проектор, творческие задания для групп.

Наглядность: презентация, иллюстрации по теме урока.

Используемая технология: развитие критического мышления. Основа технологии: трехфазовая структура урока.

Методика развития критического мышления:

  • умение собрать информацию из различных источников;
  • рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные моменты;
  • выяснение причин проблемы и её последствие;
  • анализ качества информации;
  • умения найти альтернативные пути решения проблемы;
  • умение изменить своё мнение в зависимости от очевидного;
  • умение создать новое знание на основе предыдущего опыта и новой информации.

План изучения нового материала:

  • Архитектура романского и готического стилей.
  • Особенности скульптуры романского и готического стилей.
  • Живопись.
  • Причины зарождения новой "гуманистической культуры".
  • Раннее Возрождение: рождение Венеры.

Ход урока

Первая стадия "Вызов".

1. Организационный момент.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Вступительное слово учителя (цель- формулировка темы урока).

Ребята, сегодня в кабинете я нашла странное послание за подписью музы истории Клио. (слайд 1, см. Приложение 1).

Дорогие шестиклассники!

Я, муза истории Клио, повелеваю: совершить путешествие во времени и преодолеть все препятствия на вашем пути.

Желаю успехов!!!

Клио

4. Постановка проблемы перед классом:

Что наполняет смыслом жизнь человека, что её украшает? (сл. 2)

Варианты: счастье, радость, природа,... (ваши варианты).

Наполните корзину идей своими предложениями. (Дети вписывают свои предположения в корзину идей, нарисованную на доске)

5. Формулировка темы урока совместно с учениками: анализ идей, записанных учениками в корзину идей и обобщение: Всё это созвучно понятию "красота".

":что есть красота

и почему ее обожествляют люди". , писал Заболоцкий, и эта строка из стихотворения и есть тема нашего урока. (сл. 3). Работа на уроке сопровождается заполнением опорных листов для ученика (Приложение 2).

6. Задание на дом:

П. 41, читать, пересказывать

Ответить на вопросы №2 (п.) , 4(у.)

Творческое задание - сообщение о Сандро Боттичелли (сл. 4)

7. Физминутка. Для путешествия нам потребуется много сил и энергии. В этом нам помогут помощники музы истории Клио. Повторяйте за ними (физорги класса или подготовленные ученики, возможно учитель под бодрую мелодию выполняют ритмические движения).

Вторая стадия "Осмысления".

8. Теперь, ребята в путь. Виртуальное путешествие с применением машины времени и комментарием учителя (первобытный мир, древний мир и средневековая Европа) (сл. 5, 6, 7)

9. Итак, мы прибыли в пункт назначения, здесь нас ожидают задания от музы истории Клио: для групп - "Архитекторы-1", "Архитекторы-2", "Скульпторы-1", "Скульпторы-2", "Живописцы", "ЗНАТОКИ". Получите их, ознакомьтесь и приступите к выполнению (Приложение 3). (Работа в группах сопровождается звуками органа)

10. Отчет о работе в группах. (сл. 8 - 19) , отчет сопровождается промежуточной проверкой знаний, дополнением материала учителем, с сопутствующими записями в опорных конспектах учеников.

11. Задания музы истории Клио выполнены и мы возвращаемся домой. Нас сопровождает чудное видение - образ "пенорожденной" Венеры, сотворенный кистью средневекового мастера-художника Сандро Боттичелли. (Можно дать краткое содержание мифа о рождении Венеры).

Нас приветствует шум прибоя, пение птиц. Наслаждайтесь отдыхом и вспомните все, о чем мы говорили с вами на уроке. (Возвращение из виртуального путешествия.) (сл. 20)

Третья стадия "Рефлексия". (сл. 21)

Закончить предложение: (фронтальная работа)

1. В XI-XII веках зародился :::.. стиль

2. В XIII-XIV веках зародился :::.. стиль

3. Фантастическое существо в скульптуре - это:::::

4. Образ Девы Марии в скульптуре ::::::::.

5. Автор картины "Рождение Венеры" - это::::::::.

12. Итоговое тестирование. (сл. 22)

1. Что лишнее

а) романский

б) готический

в) курьезный

2. Картины или узоры из кусков прозрачного цветного стекла:

а) смальта

б) витраж

3. Фантастическое существо в скульптуре:

а) химера

б) миниатюра

4. Название этого стиля произошло от латинского слова - Рим:

а) романский

б) готический

в) курьезный

5. Автор картины "Рождение Венеры" :

а) Данте

б) Боттичелли

13. Самопрверка (сл. 22)

14. Взаимооценка (сл. 22)

15. Возвращение к теме урока.

Вызов учеников на мысль:

":что есть красота и почему ее обожествляют люди".

Ученики составляют устно эссе по теме.

16. Совместное составление синквейна.

КРАСОТА

  • Божественная, земная
  • Украшает, озаряет, воодушевляет
  • Помни: Красота спасет мир (Достоевский)
  • Жизнь (сл. 32)

17. Завершение урока. Постановка риторического вопроса под звуки песни "Как прекрасен этот мир":

":что есть красота?
и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде".
Заболоцкий

Каждый из нас ответит нас еще раз для себя, вспомнив сегодняшний урок. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.