Здоровьесбережение как основная составляющая категория предшкольного образования, реализующаяся через программу Н.Ф. Виноградовой "Предшкольная пора"

Разделы: Работа с дошкольниками


В целях развития системы дошкольного образования и реализации программы развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, учитывая острую проблему в развитии современного образования - обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу, администрация Лесоперевалочной СОШ -1 обратилась с ходатайством в управление образования о необходимости создания предшкольного класса, так как в селе всего функционирует один детский сад, который имеет возможность подготовить лишь незначительное количество дошкольников.

В школе были созданы необходимые условия для организации предшкольного класса. Комиссия изучила материально-технические и санитарно-гигиенические условия в школе для организации предшкольного образования по программе "Предшкольная пора" под редакцией Н.Ф. Виноградовой и дала заключение, что на базе МОУ Лесоперевалочной СОШ - 1 созданы необходимые условия для открытия предшкольного класса. Все необходимые документы для открытия данного класса были предоставлены на экспертизу, и школа получила право заниматься данной деятельностью. Предшкольный класс начал свою работу с 1 октября 2007 года, в котором обучалось 22 ребенка, в последующем пошедших в первый класс.

Основными целями программы являются обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

В связи с более ранним началом систематического образования (с 5 - 5,5 лет) особого внимания требует решение нескольких задач:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации детей 5-6 лет должен, прежде всего, определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Сегодняшнюю ситуацию в школе необходимо рассматривать через 2 приоритетных принципа: "Не навреди!" и "Ребенок, ты - ценность". Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебного процесса, и к созданию образовательной, воспитывающей среды, а также к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников.

Программа Н.Ф. Виноградовой разработана с учетом всех этих требований и опирается на следующие принципы:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Обучение строилось по 5 направлениям, отражающих основные линии развития ребенка - дошкольника в результате его обучения:

1 раздел "Познаем других людей и себя", представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей.

Для реализации программы пользуемся учебными пособиями Козловой С.А. "Я хочу в школу"; " Я и мои друзья". 2 раза в неделю.

2 раздел "Познаем мир", направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего "Математики" и "Окружающего мира". Щербаковой Е.И. "Знакомимся с математикой" - 3 раза в неделю.

3 раздел "Учимся думать, рассуждать, фантазировать", включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно - образного, а затем и логического мышления. Салминой Н.Г. "Учимся думать. Что, зачем следует?". - 3 раза в неделю.

4 раздел "Учимся родному языку", обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ - рассуждение.

Журовой Л.Е., Кузнецовой М.И. "Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами".

5 раздел "Учимся рисовать", Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствуют формированию ряда умений. Салминой Н.Г., Глебовой А.О. - комплект рабочих тетрадей "Учимся рисовать": "Клетки, точки и штрихи". - 2 раза в неделю

Расписание занятий (дополнительно 1 час музыки).

Мы работаем в условиях неполного дня пребывания детей в школе по следующему режиму дня:

8.30 -9.00 прием детей, утренняя зарядка, поскольку это необходимо для поддержания энергетического тонуса детей, а также положительного эмоционального настроя на весь день. Очень важно подобрать ритмичную и подходящую музыку или диск с мультяшными героями, которые делают зарядку вместе с нами.

9.00 -9.10 мы идем завтракать, для того чтобы хорошо поработать надо подкрепится, чем и помогает нам наша столовая с современными оборудованиями, оснащенным помещением.

1 занятие проводится с 9.10 -9.40. Здесь вы видите, как наших детей на музыкальном занятии, хотя оно программой не предусмотрено, но мы развиваем себе еще и музыкальный слух. Водим хороводы и даже выступаем на праздниках вместе с первоклассниками.

2 занятие 9.50 -10.20 здесь дети работают по тетрадям "Учимся думать", выполняют раскрашивание браслета по образцу.

10.20 -10.30 обедаем, так как питание должно быть полноценным и рациональным, а для детей данного возраста это очень важно, поэтому в нашей школе предусмотрено двухразовое питание.

10.30 -11.30 игровой час. Во время, которого мы вместе с детьми играем на воздухе в подвижные игры. После играем в классе, который оборудован специально для детей этого возраста, а именно это горка, ТСО, надувной матрац, который нравится всем детям без исключения.

3 занятие 11.30 -12.00.

Во время каждого занятия с учетом ведущей деятельности детей данного возраста и основными принципами программы, мы проводим пальчиковую гимнастику, физминутки различного рода. Учитывая острую повсеместнаую проблему - увеличение количества учащихся с нарушением зрения, мы для профилактики внедряем и гимнастику для глаз, чему к сожалению в наше время в школах уделяется мало внимания.

Психологом школы проводится диагностика, разрабатываются индивидуальные коррекционные программы по необходимости. В школе ведется большая и планомерная работа по просвещению родителей, цель которой - переориентированность родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества.

Основная задача предшкольного обучения: развитие общеучебных умений (держать ручку, ложить правильно тетрадь и т.д.), формирование мотивации к школьному обучению и укрепление здоровья детей, чтобы, когда они стали первоклассниками, то как можно меньше пропускали уроки, безболезненно и успешно обучались далее.

В заключении хочется выразиться словами великого педагога-гуманиста Ж.Ж.Руссо: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым".