Урок геометрии в 8-м классе по теме "Площади параллелограмма, треугольника, трапеции"

Разделы: Общепедагогические технологии


Основные цели:

  • формировать способность к исследовательской деятельности учащихся, вывести формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции;
  • показать применение формул в процессе решения задач;
  • повторить и закрепить приёмы тестовой работы.

Оборудование: проектор, карточки, модели фигур, карточка для этапа рефлексии:

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Здравствуйте ребята!

- С каким понятием мы работали на предыдущих уроках? (Понятие площади)

- Как вычисляли площади в древности? (Слайд №1-2. Приложение 1)

Знаете ли вы, что зачатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий. Ещё 4 - 5 тысяч лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции в квадратных единицах. Квадрат издавна служил эталоном при измерении площадей благодаря многим своим замечательным свойствам.

Древние египтяне 4000 лет назад пользовались почти теми же приемами, что и мы, для измерения площади прямоугольника, треугольника, трапеции.

Сегодня мы предлагаем вам на уроке представить себя древними учеными - геометрами и самим вывести формулы для вычисления площадей некоторых фигур.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Но для начала давайте вспомним всё, что мы уже знаем о понятии площади. (Повторить понятие площади, с помощью чего измеряют площадь фигуры, в каких единицах измеряется площадь, свойства площадей, формулу для вычисления площади прямоугольника.) (Слайд 3)

- Можем ли мы с помощью известных нам формул вычислить площади других фигур, например треугольника или параллелограмма?

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Что же вызвало затруднение?

- Какую же задачу поставим перед собой? (Вывести формулы для вычисления площадей других фигур.)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах

Организация учебного процесса на этапе 4:

Исследовательская работа (Слайд 4)

Итак, уважаемые ученые проведём исследовательскую работу.

Вам предлагается задание (Слайд 5)

Задание 1. Получите из прямоугольника какой-нибудь треугольник, площадь которого равна половине площади данного прямоугольника. В вашем распоряжении модели прямоугольника и ножницы. Рассмотрите все возможные случаи.

(рассмотреть два случая: прямоугольный треугольник и разносторонний треугольник)

- Ребята! Как можно вычислить площадь треугольника, если он прямоугольный?

(Слайд 6)

- Как можно вычислить площадь разностороннего треугольника? ( Ребята предлагают свои способы решения). Сделайте выводы и выведите формулу для вычисления площади треугольника.

Задание 2 С помощью моделей параллелограмма и ножниц попробуйте путем разрезания фигуры на несколько фигур сконструировать из нее прямоугольник. Попробуйте сделать самостоятельно выводы и вывести формулу для вычисления площади параллелограмма.

(Слайды 7-8)

Задание 3 Аналогично с помощью моделей трапеции попробуем вывести формулу для вычисления площади трапеции. (Слайды 9, 10, 11)

- Сделайте соответствующие чертежи и записи в тетради.

- Какой вывод вы можете сделать?

Учитель закрепляет на доске таблицу с формулами для вычисления площадей треугольника, параллелограмма и трапеции

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- А теперь для закрепления наших знаний проведем тестовую работу по готовым чертежам. (работа в парах с проговариванием каждого шага алгоритма, с проверкой по образцу.)

(Слайды № 12 - 17)

- Мы хорошо потрудились с вами. Какие советы вы хотели бы дать ребятам, решающим геометрическую задачу на вычисление по формулам? Попробуйте сформулировать эти советы. Обсудите их в группе с ребятами. (Слайд 18)

6. Рефлексия деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Ребята, какие новые формулы вы сегодня узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

- Что нужно сделать, чтобы работали более уверенно?

Домашнее задание. Подумайте и ответьте на вопрос (Слайды 19-20)