"Собственность и потребитель". Информационные технологии на уроках экономики

Разделы: Информатика, Экономика


Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями “собственность”, “потребитель”, “правомочия”; продолжать формировать умения и навыки работы с документами: Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Федеральным законом; формировать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы, видеть отрицательные и положительные стороны, уметь самоанализ проводить; познакомить с правами потребителя, дать полное представление о механизме защиты потребительских прав.

Развивающие: развитие всех сфер личности: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной.

Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, поведение в ситуациях.

Форма: изучение нового материала

Методы: рассказ, устный фронтальный опрос, иллюстрация, устный фронтальный контроль, тест, проблемное изложение, работа в группах, презентация-демонстрация, работа с таблицей, работа с документами, работа в тетради, работа с учебником., Инсценирование.

Оборудование: презентация “Собственность и потребитель”, ученическая тетрадь по обществознанию, музыка Валерия “Маленький принц”, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, видео из кинофильма “Бомж”, Федеральный Закон “О защите прав потребителей”, тест.

Литература:

  1. Учебное пособие для 8–9-х классов “Введение в обществознание” под ред. Л.Н. Боголюбова. “Просвещение”, М. 2000 г., с. 214.
  2. Конституция РФ.
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Федеральный Закон “О защите прав потребителей”.
  5. Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

ХОД УРОКА

I. ОНУ:

- Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке обществознания Вам понадобятся следующие учебные принадлежности: тетрадь, учебник, ручка, дневник.

Целеполагание

Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о потребностях человека, об их значимости, о том каким образом человек является собственником, а также познакомимся со статьями Федерального Закона “О защите прав потребителей”, о сущности, механизме его действия на территории Российской Федерации.

II. ИНМ.

1. Прочитайте стихотворение и определите, каков его философский смысл (Слайд 2. Приложение 1):

Вещи

Умирает владелец, но вещи его остаются,
Нет им дела, вещам, до чужой человечьей беды.
В час кончины твоей даже чашки на полках не бьются.
И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды.
Может быть, для вещей и не стоит излишне стараться-
Так покорно другим подставляют себя зеркала,
И толпою зевак равнодушные стулья толпятся,
И не дрогнут, не скрипнут граненые ноги стола.
От того, что тебя почему – то не станет на свете,
Электрический счетчик не завертится наоборот,
Не умрет телефон, не засветится пленка в кассете.
Холодильник, рыдая, за гробом твоим не пойдет.
Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье,
Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином их.
Тот, кто жил для вещей, - все теряет с последним дыханьем,
Тот, кто жил для людей, - после смерти живет средь живых. (Вадим Шефнер)

Ученик:

- В этом стихотворении Вадим Шефнер с иронией говорит о тех людях, которые с особым чувством тратят свое время на приобретение каких – либо вещей.

Философский смысл данного литературного произведения выражается в последних двух строчках. Действительно, не стоит тратить время на бесполезные вещи, а стоит задуматься о людях.

Учитель:

- При каких обстоятельствах мы задумываемся о какой-либо вещи, покупаем ее?

Ученик:

- Когда нам она нужна, необходима.

Учитель:

- Верно, в человеческой жизни эта необходимость выражается в понятии потребность. Ученый А. Маслоу знаменит созданием своей иерархии потребностей, он настаивал на том, что потребности выступают в качестве мотивов строго последовательно снизу вверх, не смотря на ситуацию. Потребности делятся на: физиологические, потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребности в социальных контактах, потребности в самоутверждении, в самовыражении. (Cлайд 3, см. приложение 2

2.

Учитель:

– Откройте тетради, запишите тему урока “Собственность и потребитель”. По середине потребность, 5 стрелок вниз и запишите виды потребностей.

3. (Звучит мелодия “Маленький принц”, сценка отрывка из книги Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Маленький принц - ученик 2-го класса “Б” (костюм принца), деловой человек – ученик 9 класса “А”(черный костюм, галстук). (Слайд 4)

Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала “деловому человеку”. Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопрос Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:

Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?

Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.

Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

Что делаю?

Да.

Ничего не делаю. Я ими владею.

Владеешь звездами?

Да.

Но я уже видел короля, который…

Короли ничем не владею. Они только царствуют. Это совсем другое дело.

А для чего тебе владеть звездами?

Чтобы стать богатым.

А для чего быть богатым?

Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

“Он рассуждает почти как тот пьяница”, подумал Маленький принц.

И стал спрашивать дальше:

А как можно владеть звездами?

Звезды чьи? – ворчливо спросил делец.

Не знаю. Ничьи.

Значит, мои. Потому что я первый до этого додумался.

И этого довольно?

Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.

Вот это верно, – сказал Маленький принц.  И что же ты с ними делаешь?

Распоряжаюсь ими, - ответил делец. Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.

Однако маленькому принцу этого было мало.

Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, - сказал он. Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!

Нет, но я могу положить их в банк.

Как это?

А так6 пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

И все?

Этого довольно.

“Забавно! – подумал Маленький принц. – И даже поэтично. Но не так уж это серьезно”.

Что серьезно, а что несерьезно, - это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

У меня есть цветок, - сказал он, и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…

Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

Учитель:

- Кто, по вашему мнению, более верно понимает право владения – деловой человек или Маленький принц?

Ученик:

- По моему мнению, Маленький принц владеет, т.е. заботится, переживает и ухаживает за тем, что у него есть.

Учитель:

- Как можно назвать человека, у которого что-то есть по отношению к этому предмету?

Ученик:

- Собственником.

Учитель:

- Молодец! Верно.

Важным показателем уровня жизни человека является принадлежащая ему собственность. Собственность гражданина может состоять из движимого и недвижимого имущества бытового назначения.

В современном законодательстве гражданину предоставлено право не только иметь собственность, служащую удовлетворению личных потребностей человека и семьи, но и быть собственником средств производства.

4.

Учитель:

- У Вас на партах лежит Конституция РФ, откройте и найдите статью, в которой говорится о формах собственности. (Слайд 5)

Ученик:

- В статьях 8,35 Конституции РФ.

Статья 35.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Учитель:

В Гражданском Кодексе РФ четко определены правомочия собственника.

Давайте обратимся к нему и прочитаем статьи № 209, 210, 211, 212. (Слайд 6)

Итак, в тетради запишем правомочия собственника (Слайд 7).

Таким образом, любая возникшая потребность в чем – то, право на нее зафиксировано в правовых документах: Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ.

В XXI веке существует огромное изобилие товаров разного назначения и удовлетворяющие потребностям каждого человека. Чтобы Вы сейчас не захотели – есть все!

Человечество с каждым веком, витком в истории достигало появлению какой – либо потребности в разной форме. Казалось бы, всё есть, даже Законодательство РФ побеспокоилось о разнообразии товаров, что нашло отражение в Конституции РФ статья 8 “В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции…”, но проблемы все же место и здесь нашли.

5.

Учитель:

- Вашему вниманию сейчас будет представлен видеоролик из художественного фильма “Бомж” о важнейшей проблеме, которая имеет место и в современном мире, с которой мы сталкиваемся почти каждый день, реализуя свою потребность. (просмотр видеоролика с 19 мин. по 30 мин. Учитель заранее выставляет время видеоролика).

Пока Вы будете просматривать, у себя в тетради делайте пометки, какие права были нарушены по отношению к потребителю.

Учитель:

- Вы просмотрели обычную жизненную ситуацию, которая может произойти с любым человеком всего за 10 минут. Кто в ней виноват, кто прав, нам предстоит сейчас разобраться. (Фронтальный опрос + обсуждение)

- Кто является главным героем?

- Кто является второстепенными героями?

-Итак, поработаем в группах и обсудим проблему (Слайд 8).

1 ряд – рассматривает ситуацию “Продавец в аптеке – покупатель старенькая бабушка”.

- Правильно ли себя ведет продавец?

- Что в ее поведении не так?

- Имеет ли право она разговаривать с покупателем на повышенном тоне?

- Какие права продавец нарушила?

2 ряд – “Продавец в аптеке – покупатель Николай Фролов”.

- Как поступил продавец?

- Какие права были нарушены?

3 ряд – “Милиция– покупатель Николай Фролов”.

- Как действовали милиционеры?

- Что они должны были сделать?

- Какие права нарушены?

Вывод: В России действует Закон “О защите прав потребителя”, который был принят в феврале 1992 г. а в декабре 1995 г. Госдума внесла поправки, целью является то, чтобы подчинить рыночную стихию интересам главных лиц – потребителей.

В законе есть три основных группы норм, которые необходимо знать (Слайд 9).

Это:

  • права потребителя;
  • механизм защиты прав потребителя;
  • ответственность виновных в нарушении этих прав.

6.

Учитель:

- Какими же правами обладает потребитель? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, у вас на партах лежит Федеральный закон “О правах потребителя”, найдите ответ на этот вопрос и запишите в тетрадь.

Ученик:

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги).

Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу).

Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце).

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах).

7.

Учитель:

- Какой же существует механизм защиты наших прав, как потребителей?

Существует три основных пути защиты. (Запись в тетради). (Слайд 10)

Первый путь – обращение потребителя за защитой к специальным государственным органам.

Эти органы призваны действовать в двух основных направлениях.

Во- первых, они обязаны защищать права конкретного гражданина – потребителя.

Во-вторых, они должны защищать права сразу всех потребителей.

Второй путь – обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей.

В соответствии со статьей 45 ФЗ “О защите прав потребителей”, общественные организации потребителей имеют право:

- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- участвовать в контроле за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

Третий путь – гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли – продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги,подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.)

Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки или услуги, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания.

Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества товара или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину.

В случае отказа необходимо написать претензионное письмо, изложить суть, указать факт отказа. (Слайд 11)

8.

Учитель:

- Умеете ли вы постоять за свои права? Перед Вами тест. 3 минутки ответьте и проанализируйте полученный результат.

Тест “Способны ли вы отстаивать свои права”

1. Пересчитывайте ли вы полученную сдачу сразу у прилавка магазина?

Всегда – 1; иногда – 5; никогда – 10

2. Если Вы видите, что Вас обсчитал продавец на незначительную сумму, то Вы:

уходите, считая, что он ошибся – 5;

тут же требуете вернуть присвоенное – 1;

уходите, стесняясь потребовать свое – 10.

3. Если Вы оказываетесь обманутыми при покупке чего – либо или при пользовании услугами, кого Вы вините в первую очередь?

Продавца – 10;

Невезение – 5;

Себя – 1.

4. Какие усилия вы прилагаете, когда нужно сделать что-либо неприятное (решить трудную задачу, убрать свое рабочее место, сходить в магазин и т.д.)?

Большие – 10;

Небольшие – 5;

Делаю без усилий – 1.

5. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

В зависимости от обстановки – 5;

Да – 1;

Нет- 10.

6. Раздражает ли вас человек, который кашляет в Вашу сторону?

Да – 1;

Нет – 10;

Только незнакомый – 5;

7. Боитесь ли Вы выступить с речью на собрании, вечере, празднике?

Немного боюсь – 5;

Да – 10;

Нет – 1.

8. Можете ли вы быть дружелюбным с человеком, которого не выносите?

Да, когда мне это нужно – 10;

Да, когда постараюсь – 1;

Не могу – 5.

Если вы набрали от 8 до 24 баллов, то вы, видимо, сможете защитить свои права.

Вы сумеете в своих действиях опираться на знание своих прав и способов их цивилизованной защиты. Вы понимаете, что быть бессловным ягненком – унизительно; это умаляет чувство человеческого достоинства. Вы сумеете постоять за себя, не причиняя вреда чужому достоинству.

Если Вы набрали от 25 до 65 баллов, то Вы пока находитесь на пути к пониманию преимуществ цивилизованного отстаивания своих прав.

Прежде всего, Вам нужно избавиться от таких недостатков, некоторые из которых, возможно, у Вас уже начали развиваться. Это:

А) стремление создавать “тихую оппозицию” тем, кто Вам не нравится, - это приводит к интриганству;

Б) готовность проглатывать обиду, опасаясь неприятных последствий, которые могут повредить вашему благополучию, –  это приводит к утрате чувства собственного достоинства;

В) готовность решать споры при помощи скандалов, опираясь на принцип “Все – дураки, я всегда прав”.

Помните, что применение грубости и наглости никогда не давало ощущения полноценной победы над противником.

Если Вы набрали более 65 баллов, то ваш девиз – “прав тот, у кого больше прав”.

Придется всю жизнь делать карьеру и биться за деньги. Чтобы потом подсчитывать количество пострадавших от Вашего самодурства и в конце жизни понять, что себе вы нанесли значительно больший ущерб, чем противникам. Ни одной победы. Одержанной при помощи вашей воли, характера, знаний Вы достичь не сумеете.

III. Закрепление материала.

Учитель:

- Ребята, а для того, чтобы закрепить материал, следует заполнить таблицу в тетради.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. См. Приложение 2

IV. Итог урока.

Учитель:

  1. Какую тему мы сегодня изучали?
  2. Что такое собственность?
  3. Что такое потребность?
  4. Какие существует законы в России по правам потребителя?
  5. Как называется Федеральный закон?
  6. Какие существуют механизмы защиты прав потребителей?
  7. Молодцы, сегодня на уроке вы были активны и любознательны! (Выставление учителем оценок)
  8. Запишите домашнее задание в дневниках: параграф № 45, придумать ситуацию, в которой нарушены права потребителя, записать в тетрадь и проанализировать, сопроводив обязательно выводом.