Индивидуальная образовательная программа ученика начальной школы

Разделы: Начальная школа


В этом году я выпускаю очередной 4-й класс. Оглядываясь назад, я вспоминаю, какими пришли в школу эти дети. А ребятишки были все разные, каждый знал и умел что-то свое: Настя хорошо читала, но совсем не умела считать, а Вася вообще не знал ни одной буквы. И так каждый! Передо мной встал вопрос, как же планировать свою работу, с чего начать? Нужно ли Насте со всеми изучать алфавит, а Ире, хорошо умеющей складывать и вычитать, снова учить состав чисел?

Решение пришло неожиданно. А если выяснить о каждом, кто что знает, зафиксировать эти знания на бумаге и начать обучение детей, опираясь на полученный материал.

Так появились наши “домики”. Весь программный материал первого года обучения я разделила на 3 “подъезда”: математика, чтение и письмо. После этого объяснила детям, что необходимо также научиться работать самостоятельно, уметь осмысленно читать текст, уметь работать в паре, уметь вести себя в коллективе, иначе никогда не добьешься успешности в обучении. Все эти умения и стали “фундаментом” наших “домов”.

Рисунок 1

Затем я начала работать над отдельными предметами – “подъездами”. Каждый подъезд дома состоял из “этажей”, на которых селились определенные “кирпичики” - знания. По мере изучения материала эти “кирпичики” выстраивались в красивый высотный дом. После того, как все подъезды были заполнены, т.е. были расписаны основные темы, которые нужно освоить за первый класс, каждому ребенку был предложен свой “дом”. На ОДИ, которая состоялась 1–2 сентября, дети начали работать со своими “домиками”. Сначала я объяснила, что это за дома и зачем нам они нужны. Затем дети под руководством учителя стали закрашивать по предметам те “кирпичи” (темы), которые они уже знают. У кого-то закрашивался “кирпич” целиком, у кого-то только его часть, а кто-то оставлял “кирпичик” не закрашенным, т.к. не знал этот материал. Я сразу же сказала детям, что не стыдно чего-то не знать, ведь мы пришли в школу как раз за тем, чтобы научиться!

После проведенной работы сразу стало видно, на каком этапе изучения и освоения материала какой ребенок находится. И планировать свою деятельность и деятельность каждого ребенка стало понятнее и проще.

Я использовала “домики” и при работе с родителями. На первом родительском собрании я предложила родителям заполнить точно такие же “домики” на своего ребенка. При сравнении родители наглядно увидели, на каком “этаже” знаний находится его ребенок.

Рисунок 2

В течение всего учебного года работа по заполнению “домиков” знаний велась регулярно. Эти “домики” всегда находились перед глазами детей. Ребята имели возможность сами себя контролировать по объему изученного материала, по скорости усвоения. А какой у них был дух соревнования!

При проведении итоговой ОДИ дети сами, опираясь на уже закрашенные “домики”, выбрали темы, которые они освоили успешнее всего и которым они могли бы научить других. Всю эту информацию они зафиксировали с обратной стороны своего “дома” знаний.

Проанализировав работу за год, я поняла, что так работать интересно и мне и детям. Поэтому программу 2–4 годов обучения я решила перенести на наглядность. Я предложила детям: “Дома” знаний мы уже построили, а теперь нужно благоустраивать территорию вокруг своего дома. Мы будем с вами строить “забор” - чтение, посадим “яблоневый сад” - русский язык, разобьем “клумбу” - математика”.

Рисунок 3

И точно также были расписаны все основные темы по предметам. Дети с удовольствием продолжили эту работу. Каждому хотелось, чтобы возле его дома вырос яблоневый сад, расцвела клумба, появился крепкий основательный забор.

Хочется отметить, что данная работа позволяла выстроить индивидуальные маршруты детей. Каждый ребенок имел возможность рефлексировать по поводу своей деятельности и деятельности своих одноклассников. Эти “домики” стали для каждого ребенка своеобразной индивидуальной образовательной программой на 4 года обучения в начальной школе.

Рисунок 4