Урок развития речи в 4-м классе "Письмо о моей семье"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста.
  2. Знакомство со структурой письма; его стилистическими особенностями.
  3. Дальнейшее овладение этикетом и культурой выражения чувств.
  4. Обучение оформлению письма.
  5. Воспитание любви и гордости за свою семью.

Оборудование:

  1. Толковый словарь.
  2. Схема текста письма для каждого ученика.
  3. Таблицы-письма.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (знакомство с присутствующими в классе).

 - Ребята, а вы знаете что такое письмо? (Написанный текст о ком или о чём-либо)

Сейчас присутствуют мини-письма так называемые SMS сообщения, электронные письма через Интернет.

А что значит письмо в самом первоначальном варианте, послушаем, что об этом говорит нам толковый словарь.

Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь, кому-нибудь.

Так нам об это говорит словарь.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем кому и для чего их пишут и напишем письмо далёкому другу о себе и своей семье.

- Итак, читаем первое письмо.

Дорогой ИА-ИА!

Поздравляю тебя с днём рождения!
Желаю всего хорошего-хорошего.
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек.
Очень Полезный Горшочек! Твой Пух

- Как вы думаете, что это за письмо? Правильно, это письмо – поздравление в котором Вини поздравляет своего друга и шлёт ему свои поздравления.

Второе письмо.

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела новый способ путешествия на утках. У меня были собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я скоро заеду и к вам. До встречи! Лягушка-путешественница.

- А это письмо как можно назвать? Письмо-информация (сообщение) В нём информируют т.е. сообщает нам, как лягушка изобрела новый способ путешествий. Но это письмо не только информирует, оно отражает настроение и характер отправителя.

Третье письмо.

Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь весёлым, дерзким, шумным!
Драться надо – так дерись!
Никогда не знай покоя
Плачь и смейся невпопад.
Я сама была такою
Триста лет тому назад! Черепаха Тортилла

А это письмо-пожелание. В нём автор желает своему другу быть весёлым, дерзким, шумным.

- Итак, сделаем вывод.

- Какие бывают письма?

Пожелания, информация, поздравления, так же бывают письма-жалобы, дружеские, деловые.

- Кому они могут быть адресованы?

- Кого мы называем отправителям письма? А кого получателем?

АДРЕСАТОМ мы называем получателя письма от немецкого слова АДРЕС.

3. Особенности текста письма.

- Можно ли считать письмо текстом? (Можно. Предложения связаны по смыслу, выражают законченную мысль)

Письмо, как и любой другой текст, имеет 3 части:

- начало (зачин);

- основная часть;

- концовка.

Но письмо имеет и свои особенности:

Оно имеет адресата.

Ему присущи обращение, приветствие, обращения.

 - Какие вы знаете формы приветствия? (Здравствуй, привет, до свидания, пока, до скорой встречи)

- В письме могут употребляться и этикетные т.е. вежливые выражения. Например: “извините, что вас побеспокоил”, или “Прости, что долго не писал”.

- Перед вами лежат схемы письма, вот по этой схеме мы и напишем друзьям письмо о своей семье.

Ф И З М И Н У Т К А

 На доске записаны пословицы:

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Сердце сердцу весть подаёт.

В тесноте да не в обиде.

А какие пословицы вы подготовили о семье и семейных отношениях

На доске:

  1. Добрый, внимательный, заботливый, умный.
  2. Нежная, ласковая, справедливая.
  3. Помогаю по дому, читаю книги, мою посуду, покупаю продукты.
  4. Любит, воспитывает, балует, нежит, ухаживает.
  5. Уважаю, люблю, не обижаю, обожаю.

- Как вы думаете, о ком могли бы вы написать эти строки? Как ласково можно назвать своих близких?

- А кого вы ещё считаете членом своей семьи?

- Вот именно эти опорные слова, анкеты заполненные дома и помогут вам в написании письма, правила оформления письма, записаны на доске.

 4. Итог.

- Для чего люди пишут письма?

Многие сохраняют их о своих любимых, близких людях.

- А как вы думаете, для чего они это делают?

Сохраняя письма и открытки, фотографии собирают семейный архив, историю своей семьи.