Формирование представления о математике как части человеческой культуры

Разделы: Математика


Культура – это совокупность материальных, общественных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура это «вторая природа», её можно определить и как совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека.

На сегодняшний день уже не осталось ни одной области человеческой деятельности, куда в той или иной степени не проникла бы математика.

Математика – «наука наук». Математика – удобный (если не сказать универсальный) инструмент описания мира. А прикладная математика, т.е. математика практическая, ориентированная на конкретные актуальные цели и нужды, является не только средством познания, но также и средством воздействия на окружающий мир.

Главная миссия математики в том, чтобы решать. Если возникает проблема (не важно, в какой области) – математика ищет её решение: анализирует проблему и пытается предложить методы её устранения или смягчения. Если появляется какая-то необходимость, ставится какая-то задача (не важно, где: в экономике или в оборонной сфере, в социологии или в компьютерной графике, в медицине или в конструкторском деле, в международных переговорах или в освоении космоса) – то математика, опять же, берётся за решение данной задачи: как получить то, что требуется.

И именно специалисты по математике, оказываются порой единственными, кому под силу ту или иную задачу решить. История знает немало примеров, когда решения задач биологических, астрономических, экономических, технических – находились именно математиками, а не биологами, астрономами, экономистами или технарями.

Именно математический аппарат позволил совершить революционные открытия в физике. Именно развитая математическая теория обеспечила проектирование всех потрясающих творений современной техники.

Государственные потребности в определенном уровне математической подготовки в общеобразовательной школе и социокультурные приоритеты школьного математического образования обычно декларируются в целях обучения математике. Цели всегда типичны и отражают преобладающие в обществе представления относительно «места и роли» математики в системе национальных образовательных ценностей, ее связей с другими направлениями интеллектуально и практической деятельности человека.

Современный этап развития общества характеризуется резким ростом его информационной культуры, модернизацией общего образования, поэтому приоритет отдается вкладу математического образования в индивидуальное развитие личности. Развитие, прежде всего, в таких направлениях, как точность и ясность мысли, высокий уровень интеллекта, воля и целеустремленность в поисках и принятии решений, способность ориентироваться в новых ситуациях, стремление к применению полученных знаний, умение и желание постоянно учиться, творческая активность и самостоятельность, способность воспринимать красоту и гармонию мира.

Ю. Захир, учитель г. Новосибирска, со своими учениками проводил опрос 150 человек (школьников, студентов, преподавателей вузов и школ, представителей технических специальностей, представителей нетехнических специальностей) по вопросу: «Какая цель обучения математике, по вашему мнению, наиболее значима?»

Опрошенные отдали преимущество таким целям, как

  • - формирование конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, - 97%, 93%, 60%, 90%, 77%:
  • - подготовка к поступлению в вуз, продолжение обучения (в профильных классах и т.д.), - 100%, 90%, 60%, 80%, 70%.

И только взрослая часть опрашиваемых выбрала такую цель математического образования, как «Формирование представлений о математике как о части человеческой культуры» - 0%, 0%,27%, 37%,30%.

Налицо противоречие между декларированным в современной концепции математического образования приоритетом развивающих целей обучения (с одной стороны), и отсутствием у обучающихся представлений о математике как об учебном предмете, обладающим огромным мировоззренческим потенциалом, о науке математике, как части человеческой культуры (с другой).

Закон об образовании РФ, концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, позволяют определить главную цель математического образования – освоение учащимися системы математических знаний как неотъемлемой части человеческой культуры, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

С учетом очевидной и безусловной необходимости приобретения всеми учащимися определенного объема конкретных математических знаний и умений задачи могут быть сформулированы следующим образом:

  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • развивать интеллект учащихся, формировать качество мышления, характерное для математической деятельности и необходимое человеку для полноценной жизни в обществе;
  • обеспечить формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • обеспечить овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

Мы, педагоги, в ответе за то, какой мир для себя сотворит ребенок. Одно из направлений педагогической деятельности по формированию представлений о математике как части человеческой культуры – развитие творческих способностей учащихся, способных воспринимать красоту и гармонию мира.

Важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в деятельности учителя является работа над содержанием, включающим глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала.

При этом предусматривается:

  • отбор и структурирование содержания учебного материала;
  • увеличение доли самостоятельной работы учащегося;
  • формирование учебно-познавательной, общекультурнойкомпетенции, овладение социальным опытом в процессе совершенствования преподавания предмета.

Творческие работы ребят, такие как: составление кроссвордов, описание портрета дроби, реклама алгебраических выражений, понятий, написание сочинений по изучаемым темам — обеспечивают психологически комфортный режим умственной деятельности учащихся, раскрывают их творческие способности.

Научить учиться, научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода. Поэтому большую роль следует отводить выполнению детьми творческих работ и выступлению с ними на конференциях и различных конкурсах.

Необходимо использовать все возможности для того, чтобы показать детям значимость математики в развитии общечеловеческой культуры, поэзии, архитектуры, живописи, музыки, делать всё, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей изучения других предметов (см. приложение «Урок в 7 классе «Математика и культура». Урок сопровровождается презентацией). Поэтому по некоторым темам эффективно применение нетрадиционных форм проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях.

Учащиеся самостоятельно работают над новыми для них проблемами, применяя такие элементы научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закономерностей.

Исследовательский метод применяется на всех ступенях обучения, учитывая возрастные возможности и подготовку учащихся. Под руководством и наблюдением учителя учащиеся делают доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов.

Учебное исследование выполняется учениками при проведении нетрадиционных уроков, таких как: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта.

Ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, международных математических играх «Кенгуру», предметных неделях. Участие в данных мероприятиях также предполагает выполнение учебных исследований.

Исследовательский метод обучения позволяет развивать у школьников такие важные для будущего исследователя качества, как: творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. А также дает возможность выявить учеников, желающих и способных заниматься серьезной научно-исследовательской работой. Работу с такими учащимися проводят, как правило, во внеурочное время. Эта работа носит индивидуальный характер. Конечным результатом такой деятельности становится выступление учащихся на научно-практических конференциях различного уровня. Можно предложить следующие темы: «Математика и философия», «Топология», «Криптология», «Поэзия в музыке», «Гексафлексагоны», «Линейное программирование» и др.

Учебно-исследовательская работа школьников - это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.

Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.

Важной глобальной целью образования является формирование представлений о способах изучения картины мира и его усовершенствования. При изучении математики и языков осуществляется общее развитие, позволяющее понять логическую картину мира. Математика обучает еще одному способу познания мира – математическому моделированию.

Личность человека – это феномен культуры. Культура личности проявляется в характере общения человека и его созидательной деятельности. Культура личности – это гармония культуры знания, культуры творческого действия, культуры чувств и общения. Высшим уровнем развития культуры личности является духовность. Готовность к саморазвитию, эмпатия, основанная на понимании другого, сопереживание, активное участие в жизни другого, рефлексия – черты, характеризующие развитую духовность человека.

Школьная математика – это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума, связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности.

На протяжении всей истории человечества математика является частью общечеловеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса, существенным элементом формирования личности.

Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества предоставить каждой личности возможность воспользоваться этим правом.

Математика часть общего образования, и она содействует тому, чтобы личность приобрела важнейшие навыки и знания, необходимые ей в дальнейшей жизни и работе.