Конспект занятия "Путешествие по Таймыру"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о тундре, развивать познавательный интерес к изучению природы родного края, показать своеобразие растительного мира тундры.
  2. Помочь почувствовать красоту и многообразие природы.
  3. Развивать умение анализировать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между растительностью и климатическими условиями.
  4. Воспитывать чувство гордости за родную природу края.

Материал:

  • иллюстрации с видом Таймыра,
  • карточки с условными обозначениями климатических условий Севера, погоды;
  • карточки с изображением предметов, необходимых для путешествия.

Ход занятия

Там есть мороз, снега,
Суровая природа,
На небе хоровода звезд,
А солнца нет полгода.

Отгадайте, куда мы отправимся путешествовать? (на Север)

Где он находится? Покажите на карте, Север большой, он тянется с Норвегии, захватывает Канаду, Швейцарию, и по нашей России - длинной полосой. Каким цветом он отмечен на карте?

(белым и голубым)

Как думаете, почему именно белым? А побываем мы сегодня только на полуострове Таймыр, там, где мы с вами живем. Чтобы отправиться в путешествие надо собрать вещи:

Игра « Собери рюкзак»

(Дети выбирают предметные картинки с изображением разных предметов и вещей, в набор которых, для путаницы, могут входить неподходящие для путешествия наименования).

-Рюкзак собрали - нужен транспорт, на чем удобнее ехать по снегу? Ответы (аэросани).

-Все готово? Все готовы? (Стук в дверь – телеграмма с пожеланием и напутственными словами от Хозяйки Тундры, просит составить утерянную модель Севера)

-В ПУТЬ! (занятие переносится в уголок Севера, в данном случае в ЭКЦ)

-Вот и прибыли! Какая замечательная полянка, на ней и сделаем привал,

(дети размещаются на ковре, перед иллюстрациями Севера, звучит северная мелодия с завыванием ветра) воспитатель начинает рассказ:

- Далеко, за Полярным кругом, на оледенелом краю земли сибирской, лежит полуостров Таймыр - это царство льдов, лютых морозов, сильных студеных ветров и затяжных метелей. Зима в тундре длится 9 месяцев, холодная и темная, т.к. в полярную ночь солнце вообще не появляется на небе. Землю с ранней осени начинает сковывать мороз, а за короткое, холодное лето почва не успевает прогреться на большую глубину, оттаивает только верхний тонкий слой земли, поэтому нашу местность называют вечной мерзлотой (повтор названия). После таянья снегов воде некуда деваться – маленький оттаявший слой земли не может ее впитать, так появилось большое количество озер.

-Какие вы знаете озера? (Долгое, Глубокое, Мелкое, Лама, Пясино) Что можно сказать о почве с большим количеством влаги? Какая она?

( влажная, сырая, болотистая)

На такой почве появилась скудная низкорослая растительность. Какие растения знаете, которые приспособились к жизни в тундре?

( лиственница, ольха, ива, карликовая береза, багульник, ягель, грибы, цветы и северные ягоды)

Все растения невысокого роста, во время ветров они прижимаются к земле, во время лютых морозов укрываются под снежным одеялом. А чтобы укрепиться растение пускает свои корни, но не глубоко вниз, в стороны, вдоль оттаявшей земли. (Показать схематичное изображение корней: стержневой и мочковатый) Какой вид они имеют? – дети выбирают ветвистый. А теперь уточним, что могут отражать вот такие символы:

  • капелька большая, маленькая – вода, влага;
  • лампочка большая, маленькая- свет,
  • термометр с синей, красной меткой - тепло, холодно,
  • холмики низкий, высокий - почва,
  • 2 вида корневой системы - стержневая, мочковатая.

( Падают разноцветные снежинки - 3 вида)

Воспитатель: - Лето закончилось, выпал снег, возьмите в руки по одной снежинке, подойдите к тому столу, где лежит такая же.

(Дети ищут свои столы, на них лежат снежинка, карточки-символы, альбомный лист, расчерченный на 6 равных частей, клей), а теперь вспомните, что просила нас Хозяйка Тундры? – составить утерянную модель Севера. С помощью наших символов постарайтесь сейчас это сделать, надо выбрать только те знаки, которые подходят для Севера, их должно быть пять, каждый знак наклеиваете на лист, в уголке – свою снежинку.

После окончания все вместе проверяют правильность подобранных знаков, решают какую лучше модель отправить Хозяйке Тундры.

-За выполненную просьбу Хозяйка Тундры приготовила вам угощение – дары тундры, северные ягоды, а где какие – отгадайте? По цвету, величине, запаху, вкусу (морошка, ежевика, голубика)

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!