Повторение и обобщение по теме "Лексика" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  1. Повторить  и обобщить знания по теме «Лексика».
  2. Вырабатывать у школьников орфографическую зоркость.
  3. Расширить знания об изобразительных средствах языка.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку.

1. Разминка для ума.

Проверка домашнего сочинения на одну букву.

Учащиеся читают свои сочинения.

Например,  на букву «С».  «Сегодня суббота. Сквозь серебристые сосны светило солнышко. Старшая сестра Света ос Степаном слепили снеговика. Столпились соседи. Слышался смех. Солнечный свет сменился снегопадом. Стали сгребать снег. Слышался свист снегиря. Скоро сядет солнце».

Сочинение по алфавиту. Например: Аист был в городе. Дешевую ермолку, журавля, зайца и йод купил. Любил маленьких носорогов осматривать. Поутру рассматривал серые тучки, угощал филина хлебом, цыплят – чаем, шпротами щуку, эклером - юного ягуара.

2. Антидиктант.

Списать предложенное на доске предложение без ошибок, подобрать, где возможно, проверочные слова, объяснить орфограммы, произвести синтаксический разбор предложения, составить  к нему схему.

Дразды пистрели на рибини,

Кливали спелую зорю.

3. Изобразительные средства языка.

Прослушивание песни из м/ф «Умка»

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи, белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.

Мы плывем на льдине,
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи, звездные медведи,
Светят дальним кораблям.

Задание: найти изобразительные средства, использованные в песне.

Эпитеты: по седым суровым морям; ночь большая

Олицетворение: ночь идет

Метафора: ложкой снег мешая

Сравнение: плывем на льдине, как на бригантине.

4. Повторение теоретических сведений

а) Что такое лингвистика? Какие разделы науки о языке вы знаете? (Фонетика, орфография, этимология, орфоэпия, словообразование, лексика)

б) Что изучает лексикология?

в) Что такое лексикон?

г) Назовите качества хорошей речи.

д) Что такое лексическое значение слова?

ж) Какими словарями можно пользоваться, чтобы найти толкование слова?

5. Однозначные и многозначные слова.

Дайте определение однозначных и многозначных слов. Приведите примеры.

Найдите в стихотворении многозначные слова и объясните их лексические значения с помощью синонимов.

Пять рабочих ставят дом. (строят)
Ставит опыт агроном (экспериментирует)
(Он растит такую рожь –
С головой в неё уйдешь).
Ставит фильмы режиссер  (снимает)
(Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги (замешивает, печет)
А диагноз ставит врач: (устанавливает диагноз)
«Просто насморк, Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз. (использовать знак препинания)

6. Омонимы.

Дать определение омонимам.

Чем отличаются омонимы от многозначных слов?

Можно ли из словарной статьи узнать, что данное слово многозначное или омоним?

Инсценировка рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она желта, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

- Как это - про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать!

- Айда! – согласился Матвей, - А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

? Почему мальчики долго не понимали друг друга?

7. Работа с текстом. Роль синонимов, антонимов при анализе текста

Прослушивание песни «Бумажный солдат» (музыка и стихи Б. Окуджавы), затем текст проецируется на экране.

Один солдат на свете жил,
Красивый и отважный,
Но он игрушкой детской был,
Ведь он солдат бумажный.

Он переделать мир хотел,
Чтоб был счастливый каждый,
А почему? Да потому,
Что был солдат бумажный.

А он, судьбу свою кляня,
Не тихой жизни жаждал
И всё просил: «Огня! Огня!»,
Забыв, что он бумажный.

А сам на ниточке висел,
Ведь был солдат бумажный,
Не доверяли вы ему
Своих секретов важных,

В огонь? Ну что ж! Иди! Идешь?
И он шагнул однажды.
И там пропал он ни за грош,
Ведь был солдат бумажный.

Этимология слова СОЛДАТ   - сольдо – монета (итальянский язык)

О чем мечтал солдат? (Осчастливить мир, сделать всех счастливыми).

Глупо ли погиб солдат? А может быть, был великий смысл в его гибели? Или выбрать «тихую жизнь»?  Он сгорел ради других в прямом и переносном смыслах этого слова.

Почему автор сделал именно бумажного солдата героем своего стихотворения? Подберите  контекстные синонимы к слову бумажный (хрупкий, беззащитный). Подберите синонимы к слову солдат (воин, защитник, борец).

Определите тему текста. (Бумажный солдат).

Определите мысль текста. (Отважный солдат).

В какой сказке встречаем солдата, который тоже гибнет в огне за любовь? (Андерсен «Оловянный солдатик»)

А в какой сказке представлены противоположные образы солдатов, глупых, бессердечных? (А. Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»). Зачитывается отрывок из книги:

«Взвод дуболомов отправился на поиски беглецов. Солдаты мчались по твердой дороге, громыхали ногами, налетали друг на друга, падали. Рвение их возрастало. Главный дуболом вырвался вперед… Но вдруг ошалелые подчиненные приняли своего начальника за беглеца и осыпали его таким градом осколков кирпича, что отбили атаману голову. Солдаты в ужасе остановились. Что делать дальше? Они не знали, а приказать было некому».

Почему у А. Волкова солдаты деревянные? Только ли в прямом значении можно понимать слово деревянные?

Похожи ли солдаты из книги А. Волкова на солдата из песни Б. Окуджавы?

Если нет, то почему? Для чего живет и умирает бумажный солдатик? Ради чего живут дуболомы?

Бумажный солдатик: смелый, отважный, бесстрашный. (Сразу повторяем слова-синонимы, синонимический ряд).

Дуболомы: глупые, равнодушные, жестокие, бессердечные.

Составим антонимические пары:

  • душевность – бездушие;
  • сердечность – бессердечие;
  • самоотверженность – эгоизм

Мы с вами говорим о солдатике и дуболомах, как о живых людях, а имеем мы на это право? Ведь герои Окуджавы и Волкова – всего лишь игрушки.

Дети доказывают свою правоту, говорят, что рассматриваемые герои обладают чертами живых людей. У одних это доброта, самоотверженность, способность переживать, у других слепое подчинение приказу, бездушие и бессердечие.

8. Прямые и переносные значения слов

Как понимать прямое или переносное значение слова? Приведите свои примеры.

Писатель К. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значениях слов. Посмотрим, что из этого вышло.

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа, - Там на экзаменах детей режут.

б) – Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.

- А я тогда не пойду на улицу.

- Почему?

- А чтоб меня морозы не ударили.

в) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесит ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить? – спросила мать.

- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

9. Подведение итогов.

10. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение с доказательством данных ниже тезисов либо опровержением их.

1) Собака – друг человека, потому что мы заплатили за нее тысячу рублей.

2) Нужно никого не слушать и кричать громче всех, так как это самый надежный способ доказать свою правоту.