Групповое занятие психолога с родителями учащихся начальных классов "Мы и наши дети"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Традиционно содержание работы психолога с родителями носит консультативно- просветительский характер. В частности, выделяется два основных направления работы с родителями: проведение групповых консультативно- просветительских встреч и индивидуальное консультирование. Как правило, в обоих случаях психолог выступает в роли наставника, проводника психологических знаний, их основного источника. Однако, такая позиция - линейного общения, не проявляет возможный психолого- педагогический потенциал самих родителей, о котором они сами не имеют четкого представления. А, на наш взгляд, осознание каждым родителем своих личностных возможностей в деле воспитания ребенка приводит к улучшению взаимопонимания между ними, снижению напряженности в отношениях родителей и детей, нестандартному восприятию индивидуальных особенностей и успехов собственного ребенка. И в этом отношении групповые занятия с родителями, построенные на принципах сотрудничества играют важную роль. В ходе таких встреч родители выступают активными участниками различных видов работы, иногда повторяющих те, которые выполняют в классе на занятиях с психологом их дети. Подобная имитация позволяет родителям лучше представить трудности с которыми сталкивается их ребенок, осознать в какой степени он овладел требуемым навыком, для чего вообще нужен тот или иной навык. Также родители получают практический опыт, который может быть использован в работе с собственным ребенком. И очень важный аспект таких встреч это их двусторонний, взаимообогащающий характер как для родителей так и для психолога и в конечном счете для детей. Степень креативности , проявляемая родителями в ходе работы настолько велика, что позволяет создавать новые нестандартные задания для работы с ребятами на уроках. Для примера приводим вариант одного из подобных занятий.

«Мы и наши дети»

Цель: осознание родителями своих личностных возможностей в деле воспитания ребенка.

Задачи:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  2. Оптимизация детско-родительских отношений.
  3. Создание новых нестандартных заданий для работы психолога с детьми в начальной школе.

Оборудование:

  • карточки разных цветов для деления на команды в зависимости от количества участников;
  • бейджики, бумага, карандаши, ручки, листы ватмана;
  • магнитофон (проигрыватель).

Участники: родители(10-15 человек), психолог.

Ход занятия

1. При входе в класс каждый участник получает цветную карточку для дальнейшего деления по командам и бейджик. где участники пишут свое имя. (Целесообразно участие не более 5 человек в команде.) Далее психолог, выступающий в роли ведущего рассказывает по каким правилам и с какими заданиями придется работать.

Психолог: Уважаемые родители! Я очень рада нашей сегодняшней встрече, благодарна за участие и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Наше занятие, тема которого « Мы и наши дети», будет построено необычно, но я уверена, что это не станет преградой для нашего совместного творчества. Работая с вашими детьми, знаю наверняка, что результат сегодняшней встречи не разочарует .И мы сможем с вами перешагнуть те барьеры , которые мешают взаимопониманию. Тем более, у вас будет уникальная возможность почуствовать себя в различных ролях и помимо привычной роли родителя, вы встанете на позицию учителя, ребенка и посмотрите на многие проблемы современной школы глазами всех участников учебного и воспитательного процесса. Ну что ж, давайте начнем с того, что каждая команда Выберет себе название связанное со школой, с воспитанием и капитана команды, который должен будет представить свою команду и объяснить почему был сделан именно такой выбор. (На работу дается 5-7 минут, ведущий на время работы включает музыкальное сопровождение. Желательно подобрать музыку различного характера и стиля и менять ее в зависимости от направленности задания. Музыкальное сопровождение должно всегда сопутствовать самостоятельной работе команд. Плавное окончание музыкального сопровождения сигналит командам об окончании времени, отпущенного на задание.) Если родители испытывают сложности с выбором названия, психолог может помочь приведя примеры. (Веселый урок, Детеведы, Мэри Попинс, Переменка.)

Интересным вариантом ведения группового занятия является подготовка видеоролика на котором дети участников приветствуют родителей (команду целиком и своего родителя в частности, выражают надежду на их ответственную и активную работу). Далее, по ходу работы, вопросы так же могут задаваться детьми, психолог комментирует вопросы и ведет, направляет обсуждение.

2. Представление названия команды капитаном. (Ведущий комментирует названия команд, задает дополнительные вопросы.)

Ведущий: Следующее задание потребует от вас внимания. С вашими детьми на уроках мы часто играем в «Муху». Детям очень нравится эта игра, тренирует распределение внимания. На доске вы видите матрицу из 16 клеток. Вертикальные ряды обозначены буквами А, Б, В, Г. Горизонтальные цифрами -1, 2, 3, 4. Воображаемая муха перемещается по полю в соответствии с моими командами.

Например. Муха в квадрате А2- Муха вниз, Муха влево, муха вверх и т.д. Задача игроков сказать где остановилась муха, когда ведущий закончит диктовать. Если муха вылетела за пределы матрицы, необходимо хлопнуть в ладоши. (10 минут.)

3. На данном этапе командам предстоит написать письмо своему учителю от имени сначала детей, а потом родителей класса. В письме необходимо отразить основные проблемы, волнующие обе группы. После того, как письма будут представлены требуется обсудить в чем разница позиций детей и родителей. (15 минут.)

4. На четвертом этапе командам требуется подумать над вопросом – «От чего я хотел(а) уберечь себя в детстве?» Все варианты команд записываются на доске и обсуждаются с позиций современных детей. (15-20 минут.)

5. Родители рисуют под диктовку психолога рисунок по клеточкам, а потом получают задание придумать свой рисунок, для использования его в работе с классом. (15 минут.)

Дети с большим удовольствием рисуют такие рисунки.

6. Психолог рассказывает о роли сказкотерапии на занятиях с классом (можно рассказать какую- нибудь психологическую сказку и обсудить с родителями, зачитать сказки сочиненные детьми, если проводится такая работа), а потом выполнить задание- написать свою сказку на заданную тему. Например: «Сказка о потерянных отметках», «Страна невыученных уроков», «Как перемена с уроком поссорились» и т.д. Можно предложить родителям самостоятельно придумать название сказки. Такой выбор будет способствовать рефлексии ведущих проблем у младших школьников. Родительские сказки также могут быть использованы на уроках с детьми. (20 минут.)

7. Задание «Волна». Участники всех команд по очереди по кругу сначала перечисляют недостатки своих детей с помощью прилагательных (невнимательные, ленивые и т.д.), а потом достоинства (добрые, трудолюбивые). И третья волна по кругу родители хвалят детей со слов: «Вы у нас самые умные, красивые и т.д.». Психолог фиксирует третью волну на доске и просит родителей еще раз внимательно посмотреть на то, какие замечательные у них дети, запомнить это и уже никогда не забывать и не сомневаться. (10 минут.)

8. Это задание – сюрприз, прежде чем вы его получите, каждый из вас должен написать несколько слов или предложений, в которых отразится то, каким видит, на Ваш взгляд, Вас собственный ребенок. Что он ответит на вопрос « Какая(ой) у меня мама(папа)?»

Психолог просит пожеланию зачитать полученные характеристики, а затем дает возможность посмотреть родителям видеозапись где на этот же вопрос отвечает сам ребенок. (Интереснее если детям будут задаваться наводящие вопросы психологом. В этом случае комментарии бывают забавными более конкретными, содержательными.) После просмотра у родителей, как правило, всегда появляется желание пообщаться и обсудить услышанное. Задача психолога пояснять некоторые детские высказывания, соотносить оценки данные родителями и детьми, давать советы что можно сделать, чтобы изменить сложившиеся стереотипы восприятия.

9. Завершает занятие – творческое задание.

Подарок-рисунок своим детям (вывешиваются в классе или в холе начальной школы).

(Тема рисунка может быть задана, а может быть произвольна.)

Возможные темы:

  • «Ты, да я, да мы с тобой».
  • «Самый классный класс».
  • «Тяжело в ученье, легко в бою».
  • « Успехов в учебе» и т.д. (15 минут.)

Рисунки выполняются всеми участниками команд на большом листе ватмана, могут быть в виде коллажа, а могут быть связанны единым сюжетом. Психолог должен общаться с родителями в процессе выполнения ими работы, стараться проследить чтобы все участники команды оставили свой рисунок, либо работали над общим сюжетом.

И, наконец, при подведении итогов психолог просит высказаться каждого участника о его впечатлении по поводу встречи. Что для себя открыли нового, какой вид работы вызвал наибольший интерес, с каким заданием справиться было сложнее всего и почему, высказать пожелания на будущие встречи по тематике , форме проведения и т.д.

Психолог еще раз благодарит всех за участие и выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.