Сотрудничество семьи и школы в организации работы по формированию детского коллектива

Разделы: Работа с родителями


Многолетний педагогический опыт убедил меня в том, что вести постоянную работу с родителями бывает весьма нелегко. Невозможно дать готовый и единственный правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога. Ведь без родительской поддержки и заинтересованности не осуществить даже половину задуманного учителем. Более того, влияние семьи на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. Конечно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут навстречу учителю, озабочены воспитанием детей. С предыдущим выпуском мне удалось вовлечь родителей в совместную с детьми проектную деятельность. Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, стало использование мною проектной технологии для взаимодействия семьи и школы.

И вот мой новый выпуск, и я представляю новый опыт продуктивного взаимодействия с родителями, ведь каждый новый набор учащихся не похож на предыдущий и нельзя автоматически переносить одни и те же формы работы из класса в класс. Каждый год в школу приходят “новые” родители, которые выросли в другое время и которые требуют иного отношения к себе.

Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни, привычки поведения, уровень интеллекта. Приобретённое в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных успехов.

С чего же я начинаю работу с каждым новым составом учащихся? С исследования особенностей социальной среды, в которой воспитываются дети. Для решения данной задачи провожу на родительском собрании анкетирование родителей, с помощью которого изучаются факторы, оказывающие влияние на процесс социализации детей в семье: структура семьи и ее социально-экономическое положение, образование и основное занятие родителей, доминирующий тип воздействия на ребенка, наличие или отсутствие противоречий между родителями по вопросу воспитания ребенка, интересы ребенка. В результате анкетирования я выявила следующие данные:

Социальный статус родителей:

Образование родителей:

Основная масса родителей имеют среднее - специальное образование и социальный статус рабочего и служащего и ориентироваться мне необходимо на эти категории родителей.

Структура семьи:

Достаточно высок процент неполных семей, 35% учащихся воспитываются без отцов. Каждый третий ребенок, воспитывается мамой и лишен, в большей или меньшей степени, воспитательного влияния отца. Социализация этих детей характеризуется некоторой неполноценностью: у них отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной. Большинство имеет брата или сестру, значит, не лишены полноценного общения со сверстниками. 22 % детей воспитываются «в одиночестве. Такие дети, как правило, будучи окружены только взрослыми, взрослеют достаточно долго.

С целью изучения социально-экономического положения семей, родителям было предложено выбрать один из вариантов ответа: намного ниже среднего, ниже среднего, среднее, выше среднего, намного выше среднего. Ответы родителей распределились следующим образом:

Социально-экономическое положение семей можно охарактеризовать как «среднее», но с некоторым перевесом в сторону «ниже среднего». Мне кажется, что, с одной стороны, такая оценка отражает действительный, объективный уровень благосостояния семей класса, но с другой стороны, отчасти свидетельствует о возрастающих экономических потребностях семьи в современном обществе.

Таким образом, во многих семьях моего класса просматривались следующие характерные проблемы:

– необходимость экономического, а порой и физического выживания
– дефицит мужского влияния в воспитании детей и высокая занятость женщин.
– психолого-педагогическая неграмотность родителей
– низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени.

Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности. Я не должна преобразовывать семьи своих воспитанников, не должна сердиться на детей, которые воспроизводят семейный стиль речи, поведения, подражают кому – то из своего маленького социального мирка. Главное – сделать родителей своими союзниками, установить доверительные взаимообогащающие контакты, вовлечь родителей в совместную деятельность по воспитанию счастливой личности ребёнка, создать ту микросреду, в которой по выражению Ф.М. Достоевского «человек может выделаться в человека». «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». (А.С. Макаренко). Нравственно ценный опыт поведения ребёнок получает не только в результате ознакомления с общечеловеческими ценностями, а, прежде всего, в процессе общения со взрослыми в семье, школе.

Основой нашего взаимодействия должна стать забота о счастье ребёнка, всё должно строиться на любви.

Какие формы выбрать, чтобы жизнь ребят в школе стала яркой, интересной, умной? Как организовать единое воспитательное пространство для самореализации личности, развития творческих индивидуальных способностей.

Новые формы взаимодействия с родителями подсказали сами родители. В анкете, предложенной родителям, была графа: Какую помощь вы можете оказать классному коллективу? Проанализировав анкеты (многие родители предлагали разные виды помощи), у меня появилась идея создать малые инициативные группы родителей. В чём их суть? Группы занимаются планированием и организацией дел по различным направлениям. Каждый родитель выбирает ту микрогруппу, в которой хотел бы работать. Вот что получилось:

  1. МИГ (малая инициативная группа) «Спортивная»: участие в соревнованиях с детьми, проведение спортивных соревнований
  2. «Учебная»: помощь учителю в изготовлении печатных материалов к уроку
  3. «Творческая»: выпуск газет, съёмка и фотографирование мероприятий
  4. «Хозяйственная»: создание уюта, ремонт, оклейка окон, озеленение класса.
  5. «Культурно-массовая»: проведение коллективных творческих мероприятий
  6. «Психолого-педагогический всеобуч

Такая форма совместной работы семьи и школы оказалась эффективной и продуктивной, велась работа планомерно, организовано и целенаправленно в течение всего времени обучения детей в начальной школе.

Вот её результаты:

Спортивная группа (5 семей) – ежегодные участники спортивных соревнований вместе с детьми и помощники при проведении детских состязаний, походов.

Члены учебной группы оказали помощь в создании мультимедийных презентаций: «История книги», «Осторожно, домашние животные», «Дом, в котором учимся», создании эскизов грамот для поощрения учащихся. Ими оформлена книга «Как приучить ребёнка к чтению», буклет «Время читать всей семьёй». Распечатанные ими тесты помогали быстро и эффективно определять уровень знаний учащихся. Класс – победитель интеллектуального марафона. Я думаю, что именно умение работать с тестами позволило отдельным учащимся класса стать победителями и призёрами различных интеллектуальных конкурсов.

В состав родительской группы по психолого-педагогическому всеобучу вошла психолог городского центра психолого-педагогической помощи детям Сарайкина С.В., компетентный специалист, мама хорошо воспитанного ученика класса Сарайкина Вани.

Поэтому составной частью нашего с ней взаимодействия стало психолого-педагогическое просвещение родителей. Была разработана тематика родительских собраний для каждого года обучения с учётом запросов родителей. Такая работа способствовала сближению родителей, учителя, повысила уровень положительного отношения к школе, помогла актуализировать педагогический потенциал позитивного влияния семьи на ребенка.

Светлана Васильевна и её коллеги из ЦПППД проводили тренинги детско-родительских отношений, психолого-педагогическое консультирование родителей. Родители учились реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. С помощью Светланы Васильевны и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить эффективность воспитательной системы класса.

Руководитель хозяйственной группы Гиниатулина Н.Г. каждую идею, каждое предложение, которое было принято большинством родителей, в кратчайшие сроки разрабатывала до уровня планового задания и приступала к реализации. Основным «местом жительства» класса является классная комната. В нём происходят главные события классной жизни, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы родителей об уютной, комфортной обстановке в «родном» помещении. Облик классной комнаты изменился полностью: новые шторы, карнизы, цветочные кашпо и полностью отремонтированное и озеленённое помещение

Культурно-массовой и творческой группе во главе с Пенизевой И.А. удалось наладить разностороннее позитивно и эмоционально окрашенное взаимодействие детей и взрослых, создать систему массовых мероприятий с родителями: это и оформление класса к праздникам, выставки газет; выбор сценария, музыкального сопровождения, подготовка костюмов, декораций для спектаклей, праздников. В классе сложился годовой круг традиционных совместных праздников, завершающих каждую учебную четверть. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор – отличительные черты этих мероприятий. На общих праздниках дети приобретали нравственно ценный опыт поведения, учились общению со сверстниками, взрослыми, а родители имели возможность увидеть своих детей со стороны. Видя рядом своих близких, ребёнок свободнее раскрывает свои дарования, увереннее определяет дорогу в жизни, приобретает моральный иммунитет против зла, постигает настоящую школу доброты и подлинно человеческих отношений. Такое позитивное взаимодействие позволило закрепить и углубить нравственные основы отношений детей и их родителей. В память о начальной школе у каждого ребёнка остаётся фильм о школьной жизни, созданный родителями.

Тот дух, который царил на протяжении всего периода обучения детей в начальной школе, оказался определяющим в формировании классного коллектива и нравственного стержня растущего человека.

Об этом свидетельствуют сочинения, написанные моими выпускниками, ныне пятиклассниками. В них звучит благодарность за то, что начальная школа была для них источником тепла, понимания, поддержки, домом, в котором уютно и надёжно. «Она останется в сердце светлым, ярким воспоминанием».

Семья и школа – два независимых партнера. Для обозначения такого партнерства есть хороший термин – альянс. Альянс – союз двух партнеров, который они заключили исходя из общих интересов. Ребенок, счастье ребёнка – вот наш общий интерес, вот что объединило семью и школу.