Сумма углов треугольника. Расстояние от точки до прямой

Разделы: Математика


Продолжительность урока: 45 минут.

Тема урока: Сумма углов треугольника. Расстояние от точки до прямой.

Тип урока: Закрепление и совершенствование знаний.

Цели урока:

Образовательная - закрепить и расширить знания по теме «Сумма углов треугольника», овладеть новым термином «расстояние от точки до прямой», уметь находить его в предложенных задачах.

Развивающая - формировать умения обобщать, анализировать, применять известные методы в «проблемных ситуациях», развивать грамотную монологическую математическую речь.

Воспитательная - формировать наблюдательность, умение слушать и анализировать ответы одноклассников, правильно организовывать свою познавательную деятельность.

Оборудование: Кодопозитивы, переносные доски, плакаты, таблицы (можно заменить интерактивной доской), карточки, тетради на печатной основе. (Приложение)

План проведения урока

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний - 3 мин.
  3. Постановка цели - 2 мин.
  4. Воспроизведение учащимися ЗУН и способов деятельности (опрос, выполнение задания) - 10 мин.
  5. Оперирование   знаниями,   овладение   способами деятельности в новых ситуациях - 8 мин.
  6. Обобщение и систематизация знаний - 5 мин.
  7. Подведение итогов урока, определение домашнего задания - 5 мин.
  8. Самостоятельная работа - 10 мин.

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученик

Запись на доске

Запись в тетради

Примечание

I. Организационный

1. Проверяет готовность кабинета и класса к уроку.

2. Приветствует учащихся.

3. Желает успеха.

1. Проверяют наличие «всего необходимого» к уроку.

2. Записывают: число, классная  работа.

Число.

Классная работа.

Число. Классная работа.

 

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

1. Проверяет наличие домашней работы.

2. Сообщает место и значение изучаемой темы в курсе геометрии 7-го класса.

3. Организует системное повторение признаков прямоугольных треугольников. В таблицу вывешивает рисунок, отображающий признаки.

Проверяет правильность выполненной домашней работы по кодопозитивам, приготовленными одноклассниками. Слушает теоретический материал, позволяющий справится с данной работой, и анализирует его, предлагает иной способ решения. Повторяют признаки равенства прямоугольных треугольников.

Кодопозитив (1, 2 и 3) демонстрируются на экране, последовательно, с обсуждением.

 

 

На доске постепенно заполняется таблица

1. Сумму углов треугольника.
2. Рис.1
3. Рис.3

III. Постановка цели.

Формулирует цель урока - повторение следствий из теоремы о сумме углов треугольника, применения их для решения задач, вывод нового следствия.

Записывают тему урока.

Сумма углов треугольника. Расстояние от точки до прямой.

Сумма углов треугольника. Расстояние от точки до прямой.

 

IV. Воспроизведение учащимися ЗУН и способов деятельности (опрос и выполнение заданий).

Предлагает устные упражнения с условием теоретического обоснования.

Строго следит за грамотностью математической речи

Класс работает коллективно устно.

Каждое задание на переносной доске.

Таб. 1-5.

Черновые расчеты.

Детям с ослабленным зрением задание предлагается в виде таблицы

ОТВЕТЫ:

1. 500
2. 450
3. 800
4. 750
5. 800

Вызывает к доске двух учеников для индивидуального решения задач (дать время классу рассмотреть 5 заданий на переносных досках, обсудить с 2-мя учениками требования оформления индивидуальных заданий на доске)

Два ученика индивидуально выполняют работу на доске.

Демонстрируют умение вводить обозначения; знание основных свойств треугольников; навык символьной записи, логических выкладок с указанием теоретических обоснований.

Вариант №1 и №2. На доске готовые чертежи.

Работа проверяется  во время ознакомления класса со следующим заданием, выставляются оценки.

ОТВЕТЫ:

В1. 2050
В2. 3150

V. Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в новых ситуациях.

1. Предлагает доказать утверждение: перпендикуляр, опущенный из точки на прямую является единственным.

 

 

Доказать единственность перпендикуляра, опущенного из точки на прямую.

Дано:

Доказать:

Док-во:

 

 

 

2. Проверяет индивидуальную работу учеников на доске.

3. Проверяет этапы способа, выбранного

учеником для доказательства, вызывает его к доске.

 

Заполняет графы «Дано», «Док-ть», выполняет чертеж, рассказывает ход доказательства, заполняет графу «Док-во» (применяет «метод от противного»). Ученик делает вывод, что данное утверждение является следствием теоремы о сумме углов треугольника.

 

 

Док-во утверждения.

Класс выполняет аналогичную работу индивидуально в тетрадях.

4. Рис. 6. (Приложение)

 

4. Предлагает обратить внимание на теорему, позволяющую доказать данное утверждение.

В таблицу прикрепляет рис. 6.

 

 

 

 

 

5. Дает домашнее задание (доказать существование такого перпендикуляра)

 

Записывает определение расстояния от точки до прямой, делает чертеж.

 

Домашнее задание: Погорелов А.В. Пункт 36, стр.58, Атанасян Л.С. Пункт 16, стр. 31. (доказать существование)

Записывают на полях домашнее задание.

 

 

 

6. Вводит понятие - расстояние от точки до прямой, демонстрирует плакат с определением.

 

Доказывает предложенное утверждение, проводя высоту в данных треугольниках.

Вывешивается плакат (хорошо если его подготовят сами дети) с определением расстояния от точки до прямой.

Два треугольника из  таблицы №6. (Приложение)

Определение расстояния от точки до прямой, чертеж.

 

 

7. Предлагает доказать следующее утверждение - в двух равных треугольниках расстояния от соответствующих вершин до противоположных сторон равны.

 

 

Карточки с заданием, с учетом интуитивного и сенсорного типа восприятия. (3 уровня усвоения материала).

 

VI. Обоб щение и системати зация знаний.

Предлагает обобщить задачи, решенные в ходе данного урока (по теоретическому материалу). Предлагает рассмотреть таблицу.

Называет все следствия из теоремы о сумме углов треугольника, повторяет определения расстояния от точки до прямой.

Заполненная таблица № 7

 

 

VII. Подведение итогов урока, определение домашнего задания.

Дает задание: Погорелов А.В. стр. 65, №50. Атанасян Л.С, стр. 78, теорема.

Рассказывает о железных дорогах в России. В арсенале железнодорожников есть прибор позволяющий измерять расстояние между рельсами. Его называют измерительный шаблон. Данное оборудование следит за расстоянием равным 1520 мм

Выставляются оценки за работу на уроке.

Записывает домашнее задание.

Делает предположения об устройстве данного шаблона.

Приходит к выводу,  определения расстояния между параллельными прямыми.

стр. 65, №50

стр. 78, теорема

 

Запись на полях.

 

VIII. Самостоятельная работа. Объявляет варианты. (Дети работают над выделенными учителем заданиями) Решает в тетради на печатной основе. (Приложение)   Сжатое решение согласно предложенному заданию. Работа сдается со звонком.

 

Дает индивидуальные карточки, таблица № 8. (4 человека)

Индивид. карточки. Решение выполняет на доске.

 

 

 

Используется тетрадь Альхова З.Н. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии.7-й класс. - Саратов: «Лицей», 2000, 64 с.