Литературный ринг (обобщающий урок по русской литературе для учащихся 5-го класса)

Разделы: Литература


Цели:

Обучающие:

  • выявление остаточных знаний учащихся;
  • проверка знания текста, умения ответить на вопрос.

Развивающие:

  • развитие речи учащихся, памяти, внимания;
  • развитие умения отстаивать мнение, доказывать свою мысль.

Воспитательные:

  • воспитание культуры устного и письменного общения.

Тип: урок систематизации знаний

Форма: литературный ринг

Оборудование: ПК, проектор, экран, слайды

Ход урока

1). Приветствие, обращение к учащимся. Ознакомление с условиями игры

- Сегодня у нас необычный урок, а именно встречаются 2 класса, 4 команды, которые сразятся на литературном ринге.

Презентация.

2). Последовательность туров

1 тур. Пословицы

Микроцели:

- выявление знаний учащихся о пословицах;

- формирование интереса к устному народному творчеству.

Задание: докончить пословицы

Слово не воробей, ...
Повторение - :
Не имей сто рублей, а :
Старый друг лучше :
Любишь кататься - :
Пустая бочка :
Близок локоть, да :
Не место красит человека, а :
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что :

2 тур. "Чей портрет?"

Микроцель: Проверка знаний биографий писателей

Задание: по портрету и по небольшой биографии учащиеся должны дать полное имя писателя

 

Детство его было невесёлое: отец - помещик, человек грубый - жестоко обращался с крестьянами, обижал жену. Играл с крестьянскими детьми, хотя отец запрещал бывать с ними. Много лет спустя посвятил крестьянским детям замечательные стихи

":Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?..."

Родился в семье бедного армейского офицера. Ему пришлось зарабатывать деньги для семьи переписыванием судебных бумаг. В наследство от отца ему достался сундук с книгами. Овладел французским и итальянским языками.

Жил на свете обыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, но самое главное - словами. Помогал и больным и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель.

3 тур. "Узнай произведение"

Микроцель: узнавание произведения по сюжетным рисункам

Задание: рассмотрев иллюстрацию, учащиеся должны узнать героев, изображенных на ней, назвать произведение и автора

4 тур. "О ком идет речь?"

Микроцель: проверка знания текста

Задание: по описанию учащиеся узнают героя и называют автора

1. Она была слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачонку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

2. Девица не простая, дочь, вишь, Месяцу родная, да и Солнышко ей брат.

3. Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит:

4. Мальчик десяти лет, на которого все кричали. Самый маленький из всех служащих в заведении.

5. Она была такой умницей, каких свет не видывал! Она прочитала все газеты на свете и позабыла всё, что в них было написано, - вот какая умница!
6. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жумчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у него три дочери.
7. Мужчина двенадцати вершков роста. Жил один.

8. Женщина эта, необычайно прекрасная: Глаза её сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

9. Человек в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Бывший управляющий домом на 25 рублей в месяц.

10. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.

3). Подсчет баллов

- А пока жюри подводит итоги, мы можем набрать дополнительные баллы (учитель задает вопросы по изученным произведениям).

4). Обобщение. Развитие речи

Микроцели:

- умение подбирать пословицы к тем или иным случаям;

- умение сочинять пословицы;

- развитие речи учащихся

Задание: подбери или сочини пословицы, которые помогли бы литературным героям рассмотреть поступки, отношение к чему-либо или прямо или косвенно относящиеся к герою, изученных вами произведений

Список героев:

- Кай;

- Герда;

- Иван из сказки П.П. Ершова "Конек-Горбунок";

- Лиса.

5). Подведение итогов. Награждение команд

Жюри объявляет результаты.

Вручаются номинации лучшим знатокам литературы.

6). Рефлексия

- Сегодня на уроке мы закрепили наши знания, развивали свою речь. Вам понравился урок? (учащиеся выражают свое мнение)

7). Релаксация

- Мы благодарим вас за активное участие. Сегодня вы все очень хорошо работали!