Открытый урок — путешествие по литературному чтению в 3-м классе. Украинская народная сказка "Колосок"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Познакомить детей с украинской народной сказкой "Колосок".
  • Вспомнить пройденные сказки.
  • Развивать память, речь детей, воображение, ассоциативное мышление, умение работать в группах.
  • Воспитывать трудолюбие, отзывчивость, уважение друг к другу, результатам труда людей.
  • Прививать любовь и интерес к чтению.
  • Учить детей заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

  • клубочек,
  • уголек,
  • рисунки (дед Буквоед, дом сказок, Загадалка, Путалка, Забывалка).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок.

II. Упражнение для развития навыка чтения.

(Ежеурочная пятиминутка чтения - чтение художественной литературы 5 мин.).

III. Сообщение темы и задач урока (настрой на урок).

Сегодня у нас необычный урок чтения и мне хотелось бы, чтобы его начали ребята со стихотворений (дети читают заранее подготовленные стихи):

1)

Умными словами недаром сказано -
Всем лучшим книгам мы обязаны.
Книжки читают и стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.

2)

Книжки читаю - значит мыслю!
Мыслю - значит, живу, а не кисну!
В книжках мудрость, слезы и смех,
Книжке хватит сердца для всех!

3)

Итак, друзья, начнем урок!
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для нас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши любимые сказки!

- Да, речь на нашем уроке чтения сегодня пойдет о сказках. Мы попадем в мир сказок, где нас ждут встречи со сказочными героями, знакомство с новой сказкой, встречи со сказками уже известными. И к нам на урок сегодня пришел гость - дед Буквоед (показ рисунка героя).

- Он очень любит сказки и хочет пригласить нас в сказочное путешествие. Но перед путешествием он хочет задать нам несколько вопросов и просмотреть - сможем ли мы попасть в сказочный мир.

IV. Проверка домашнего задания.

- Дед Буквоед хочет послушать, как вы дома подготовили выразительное чтение стихотворения А.И. Введенского "Лошадка" (читают по цепочке 4 - 5 учащихся).

V. Работа по теме урока.

-А теперь ответим на вопросы деда Буквоеда:

(учитель читает вопросы, взятые из конверта деда Буквоеда)

- Чем отличается сказка от рассказа?

- Кто пишет сказки?

- Что побеждает в сказках добро или зло?

- Почему сказки назвали именно "сказками"?

(Сказка - это литературное произведение, получило свое название от слова "сказ" - это устный рассказ, который передается из уст в уста).

- Прочтем слова А.С. Пушкина на доске хором (читаем).

- Как вы их понимаете?

Вы молодцы! Ответили на все вопросы деда Буквоеда, и он приглашает нас в сказочное путешествие!

- Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы попали в сказочный лес. Мы идем по тропинке, кругом стоят сказочные деревья, дует свежий ветерок, летают бабочки, чудесно пахнут лесные цветы и хвоя елей, поют сказочные птицы. Так красиво и хорошо!

- Ой, ребята, смотрите, (учитель открывает доску, на которой сказочный лес, тропинка и камень) камень, на нем надпись. Дети читают:

"Направо пойдешь - сюда же вернешься!

Налево пойдешь - пропадешь!

Прямо пойдешь - знакомство ждет тебя!"

(Дети делают выбор)

- Ой, ребята, нас кто-то ждет на тропинке (дети читают)

1. Забывалка.

- У Забывалки сегодня много телеграмм, она забыла от кого какая пришла и мы должны ей помочь. (Учитель раздает на парту по телеграмме-фразе из сказок, дети работают в парах, затем дают ответы).

Телеграммы.

1. Не ешь меня, я тебе песню спою!

2. Сегодня у меня славная находка, будет моей старухе и шуба и воротник!

3. Сяду на пенек, съем пирожок.

4. Возьми себе вершки, а мне отдай корешки.

5. Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь. И все будет сделано.

6. А ну-ка, ведра! Ступайте-ка домой сами! и др.

- Забывалка дала нам уголек он поведет нас дальше.

(продвигаются взглядами по тропинке, нарисованной на доске)

2. Загадалка.

- Загадалка загадала сказки, мы должны ответить, какие ассоциации у нас возникают, когда мы слышим:

  • 1 ряд - "Колобок"
  • 2 ряд - "Теремок"
  • 3 ряд - "Золушка".

- Загадалка довольна вашими ответами и за это она проводит нас через реку. Она дала клубочек, он покажет нам дорогу дальше, через лес.

- Ой, смотрите, дальше лес совсем непроходимый!

3. Путалка.

- А это Путалка перепутала все стежки-дорожки. А сделала она это потому, что перепутала название сказок и никак не может разобраться, в чем дело. Поможем ей? (учитель читает, дети исправляют ошибки)

1. Царевна-индюшка.

2. По собачьему велению.

3. Сивка-будка.

4. Иван-царевич и зеленый волк.

5. У страха уши велики.

- Путалка посмеялась вместе с нами и открыла нам путь. Мы идем по дорожке и подходим к Дому сказок. Здесь живут сказки. И сегодня здесь нас ждет новая сказка. Но двери закрыты на замок, а на нем запись (читаю: "Расскажите как вы путешествовали по лесу")

VI. Физминутка.

Только в лес мы вошли
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем, перед нами водоем
Раз-два, раз-два - позади уже вода.
Зайчик скачет быстро в поле.
Очень весело на воле.
Но закончилась игра, и учиться нам пора.

VII. Беседа перед чтением.

(учитель открывает замок, снимает его, раскрывает окно дома, там колосок)

- Что это?

- Вы когда-нибудь видели колос?

- Для чего люди выращивают колоски?

(Беседа о хлебе, о бережном отношении к нему и к труду хлеборобов).

И мы сегодня тоже читаем сказку о том, как из колоска можно получить хлеб.

VIII. Работа с учебником.

- Прочтите, как называется раздел? Эти сказки нас познакомят с жизнью разных народов (украинского, татарского и др.), с их обычаями и бытом, трудом и традициями. Как и в русских народных сказках, в этих сказках всегда побеждает добро.

- Итак, читаем сказку украинского народа "Колосок".

1) чтение учителем, вид чтения "Буксир";

2) дочитывают дети по цепочке.

3) работа по содержанию:

- Понравилась ли вам сказка?

- Какай народ ее сочинил?

- Кто главные герои сказки?

- Кто положительный герой? Почему?

- Кто отрицательный герой? Почему?

- На кого бы вы хотели быть похожими?

- Как из колоска получились пироги?

- Почему Петушок не дал пирогов мышатам?

- Почему меняется голосок у мышат к концу сказки?

4) Повторное чтение в группах;

5) Работа над пословицами в конце сказки:

а)  Чтение и объяснение смысла каждой пословицы;

б) - Какая пословица больше подходит к сказке?

IX. Итог урока.

- Что понравилось вам на уроке?

- Ребята, дед Буквоед остался вами очень доволен, но у него еще осталось для вас задание - разгадать кроссворд (дети разгадывают кроссворд и отгадывают ключевое слово). <Приложение 1>

(Подведение итогов, выставление отметок).

X. Домашнее задание.

1) Научиться читать сказку по ролям.

2) Нарисовать в тетрадь по чтению рисунок к сказке.