Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

Разделы: История и обществознание


СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ)

(1797-1879)

По решению ЮНЕСКО, 1997 год был объявлен международным годом Иннокентия в честь 200-летия со дня рождения Иннокентия Вениаминова (1797-1879) - митрополита Московского и Коломенского бывшего первого архиепископа Камчатской епархии, прародительницы нынешних дальневосточных епархий: Благовещенской и Тындинской, Хабаровской, Владивостокской и Приморской, Южно-Сахалинской и Курильской, Магаданской и Чукотской, Петропавловской и Камчатской.

.

Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов).

Родился Иннокентий в 1797 году в небольшом прибайкальском селении Ангинском в семье пономаря местного храма Евсевия Попова. Родители назвали мальчика Иоанном. Любознательный и одаренный ребенок от отца научился грамоте и уже в 6 лет читал на церковных службах Священное Писание. Но неожиданно рано умер отец, и мать с четырьмя детьми осталась в бедственном положении. Чтобы помочь осиротевшей семье, мальчика на воспитание взял родной дядя дьякон Димитрий Попов, который определил Иоанна на казенный кошт в Иркутскую духовную семинарию. Вскоре мальчик стал одним из лучших семинаристов.

Ректор семинарии, питая особое расположение к одаренному юноше, вместо фамилии Попов дал ему новую фамилию Вениаминов, в память о знаменитом Иркутском святителе Вениамине. Учась с исключительным прилежанием Иоанн Вениаминов с отличными результатами окончил семинарию и был оставлен на службу в Иркутскую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где через четыре года принял сан священника. Вскоре Иоанн женился, родилась девочка.

В 1823 году в его жизни снова произошли серьёзные перемены. Руководство Российско-Американской компании, интенсивно осваивая территории Северной Америки, обратилось в Иркутскую епархию с просьбой направить на Алеутские острова грамотного и авторитетного священника. Выбор был однозначен - рекомендовали Иоанна Вениаминова. И в тот же год с женой, дочерью и братом Иоанн выехал в дальний путь.

Только в начале 1824 года они прибыли к месту назначения.

Вениаминов обосновался на острове Уналашка. Там он начал многолетнюю подвижническую работу священника среди русского населения, одновременно распространяя христианское вероучение среди аборигенов. В короткий срок, овладев алеутским языком, он составил грамматику, учебник по алеутскому языку и перевел на алеутский язык тексты Священного Писания. Специально для алеутов им была написана книга "Указание пути в Царствие Небесное". В ней он рассказал жителям, которые кроме своих островов не знали других земель, о том, как должен жить и думать настоящий христианин. "Всякая верная душа исполнится Духом Святым, если она очищена от грехов и не загромождена, и не закрыта самолюбием и гордостью,- писал отец Иоанн в своей книге,- ибо Дух Святой окружает нас всегда и желает наполнить нас, но злые дела наши, окружающие нас подобно каменной и крепкой ограде, и как злые стражи, не допускают Его до нас и удаляют Его от нас".

Десять лет прожил отец Иоанн среди алеутов. За эти годы он провел огромнейшую научно-исследовательскую работы, создав несколько томов этнографических описаний коренного населения Алеутских островов. Эти труды не потеряли своего научного значения до настоящего времени.

В 1834 году Иоанна Вениаминова перевели на службу в город Новоархангельск на острове Ситха, поручив ему общее руководство всеми церковными организациями Русской Америки. Наряду с исполнением церковных служб, Вениаминов продолжал исследования этнографического характера коренного населения Северной Америки.

В 1839 году Вениаминов совершил поездку с далекой Ситхи в Петербург, где познакомился с церковными иерархами, получил за свою подвижническую деятельность высокую оценку Святейшего Синода.

В 1840 году Иоанн Вениаминов, после смерти жены, постригся в монахи и взял для себя новое имя Иннокентий, в память о знаменитом первом иркутском епископе Иннокентии. Был возведен в сан архимандрита, а затем рукоположен в епископы. По его инициативе и прямому ходатайству, святейшим Синодом было принято решение о создании Камчатской церковном епархии с подчинением ей церквей Алеутских островов, Северной Америки и Курильских островов.

Синодский, по Высочайшему повелению Закон Российской Империи "Об учреждении особой епархии из церквей в Российско-Американских поселениях и в других соседствующих с ними областях находящихся".

21 декабря 1840г.

Святейший Правительствующий Синод слушали: во-первых, высочайшее Его Императорского Величества поведение, объявленное Обер-прокурором Святейшего Синода, следующего содержания: Государь император по всеподданнейшему докладу его Обер-прокурора в 1-й день декабря высочайше соизволил утвердить предположение Святейшего Синода об учреждении особой епархии в Российско-Американских поселениях и в других соседствующих с ними областях на изложенных в определении от 29 ноября основаниях. Причем епископу сей епархии Высочайше повелено именоваться Камчатским, Курильским и Алеутским. Во-вторых, именной Высочайший Его Императорского Величества Указ в 1-й же день декабря, состоявшийся на всеподданнейшем докладе Синода, о бытии епископом Камчатским, Курильским и Алеутским бывшему перед сим миссионером в российской Америке архимандриту Иннокентию. В-третьих, справку, что определением Синода 29 ноября, удостоенным ныне Высочайшего утверждения, положено:

1. Учредить епископскую кафедру Российско-Американских церквей и кафедре сей подчинить Камчатские и охотские церкви, отчислив оные от епархии Иркутской.

2. Учреждаемой кафедре состоять в 3 классе.

3. Епископу иметь пребывание в Ново-Архангельске. Святейший Синод определил: о сих Высочайших Его Императорского Величества повелениях дать знать по всему духовному ведомству печатными указами, а Правительствующему Сенату сообщить ведением.

Император Николай I сам дал наименование епархии "Камчатская, Курильская и Алеутская". 15 декабря 1840г. последовало назначение Иннокентия Вениаминова первым епископом новой епархии. Через 10 лет в 1850г Иннокентий Вениаминов был возведен в сан архиепископа.

Центром епархии в первые годы был город Новоархангельск на острове Ситхе на Аляске. В 1844 году управление епархии было переведено в Петропавловск-Камчатский, затем в начале 50-х годов-В городок Аян на берегу Охотского моря и последствии - в Якутск.

В 50-е годы Х1Х века Иннокентий Вениаминов становится участником борьбы на решение Амурского вопроса. Он поддержал и одобрил обследование устья Амура экспедицией Г.И. Невельского, благословил деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.М. Муравьева по восстановлению прав России на Приамурские земли. Когда в 1850 г был основан пост Николаевский на Амуре, Иннокентий заложил там церковь и оставил священников своего сына Гавриила.

Еще в 1840 году, будучи в Петербурге, Иннокентий ставил вопрос перед Синодом о возвращении Амура.

С 1849 года резиденцией Иннокентия Вениаминова был Петропавловск-Камчатский, но там он находился лишь в суровые зимние дни.

С 1855 года Иннокентий перенес епархиальную резиденцию в Якутск. В 1856 году он выехал в Иркутск, где вместе со сплавом войск и забайкальских казаков направился на Амур. Результатом этого плавания стала обстоятельная записка "Нечто об Амуре" подготовленная им для обоснования необходимости заселения и освоения этого края.

Святитель Иннокентий (Вениаминов).

Представление и записки об Амуре. Нечто об Амуре.

Прежде всего, следует указать на цель занятия амура. Конечно, главная цель есть одна, то есть приобрести во владение наше такую огромную реку и тем яснее определить границу нашу с Китаем. Но цель эта совмещает в себе множество разных целей: частных и общих, отдаленных и ближайших. Цель занятия амура русскими: а) Отдаленная. Главнейшая и важнейшая из отдаленных целей занятия левого берега реки Амура (о правом я не говорю, как о чужом) на всем протяжении его, по моему мнению, есть та, чтобы благовременно и без столкновений с другими державами приготовить несколько мест для заселений русских, когда для них тесно будет в России. А это может быть очень в непродолжительном времени, потому что число рождающихся против умерших по одним только православным метрическим сведениям каждогодно превышает более нежели пятьсот тысяч. А места по Амуру, начиная почти от Стрелочного караула и до самого устья Амура, представляются удобными для поселения, а между тем, самая река представляет большое и важное удобство для сообщений Сибири с океаном. Цель занятия Амура многим (с кем мне случалось об этом говорить) кажется новою и странною и это, конечно, оттого, что они не совсем знают количество народонаселения, ежегодно у нас возрастающего, и которое при обыкновенных обстоятельствах т должно возрастать со временем уже более чем по полумиллиону в год, и притом им кажется, что у нас в России, и особенно в Сибири, еще премножество мест, которые можно и должно населять. Следовательно, занятие Амура, то есть заблаговременно приготовить место для будущих поселений, отнюдь нелишне и небезрассудно. Напротив того, надобно это сделать как можно скорее, дабы кто-нибудь из европейцев не предупредил нас, а тогда без ссоры и без войны нельзя будет занять Амур.

Ближайшая цель. Из ближайших целей занятия Амура есть снабжение Камчатки и других приморских и заморских наших мест хлебом и другими сибирскими и отчасти русскими произведениями, снабжение путем удобнейшим, вернейшим и дешевейшим, чем через Охотск на Аян и даже чем вокруг света.

В ней доказывалось огромное значение Амура для России, и определялись перспективы хозяйственного освоения этого края. Генерал-губернатор Н.Н. Муравьев очень высоко оценил этот труд. Во всех начинаниях Н.Н Муравьева пол Амурскому вопросу Иннокентий Вениаминов был его деятельным помощником, всецело поддерживал его инициативы по возвращению Дальнего Востока Российскому государству.

В 1856 году Иннокентий Вениаминов был приглашен в Петербург на заседание Синода.

В поездке по Амуру Н.Н. Муравьев и Иннокентий Вениаминов не раз обсуждали, где лучше основать центр будущей губернии и новой епархии. Решили, что самое удобное место для этого - на левом берегу Амура у впадения Зеи, там, где уже стояла Усть-Зейская станица. Город был назван по имени храма, закладка, которого была совершена архиепископом и генерал-губернатором на берегу Амура на территории станицы перед отъездом Н.Н. Муравьева на подписание Айгуньского договора. " Близ устья реки Зеи, в бывшем Усть-Зейском посте, а ныне наименованном Благовещенск, где в настоящее время находится Главное управление амурской линии и предполагается быть городу, положено мною основание храма (деревянного) во имя благовещения Пресвятой Богородицы"- докладывал Иннокентий Вениаминов в святейший Синод 9 мая 1858года.

После успешного завершения переговоров и подписания 16 (28) мая 1858 года Айгуньского договора Н.Н. Муравьева торжественно встречало все население станицы Благовещенской. Сойдя на берег (в настоящее время на этом месте установлена Триумфальная арка) Н.Н Муравьев получил благословение архиепископа, который совершил торжественный молебен Преосвященный Иннокентий приветствовал Муравьева. Совершая плавания по Амуру, святитель Иннокентий закладывал новые церкви, освящая уже построенные. Где были храмы, там служил литургии, где храмов не было - проводил молебствования в поле. Известный дореволюционный амурский краевед А. Кириллов писал о нем: " Он открывал церковные приходы, сообразуясь с местными условиями, строил церкви, сам выбирал для них места и изыскивая на постройку их средства, заботился об украшении храмов, выписывал иногда лично от столичных фабрикантов все необходимое по более умеренным ценам, и сам освящал новостроенные храмы во время постоянных путешествий". Для оказания помощи амурским поселенцам при строительстве храмов и для благоустройства их архипастырем был организован специальный комитет по устройству церквей Приамурского края.

В 50-е годы ХIХ века Иннокентий Вениаминов становится участником борьбы на решение Амурского вопроса. В 1862 году в первый же год его пребывания в городе была организована и самая первая благотворительная организация в амурской области - Благовещенское епархиальное попечительство о бедных духовного звания. деятельность этой организации проявлялась в помощи нуждающимися выдачи бесплатных медикаментов. Первым ее председателем был глава Амурской области с 1859 года Военный губернатор генерал-майор Николай Васильевич Буссе, руководивший в 1856 году третьим сплавом по Амуру.

К концу 1864 года, то есть через 10 лет после первого военного сплава по Амуру, были уже возведены 16 первых приамурских храмов.

Летом 1862 года Иннокентий Вениаминов прибыл в Благовещенск из Якутска на постоянное местожительство. Началось обустройство епархиального центра. К моменту появления архиепископа Иннокентия на амуре ему уже было шестьдесят лет. В зимнее время он жил в Благовещенске, летом совершал беспрерывные апостольские поездки по Амуру на веселом катере. Архиепископ не пропускал ни одного селения и в каждом совершал богослужения под открытым небом. Большое значение придавал архиепископ Иннокентий внехрамовым религиозно-нравственным собеседованиям. Архипастырь считал, что нигде священник не может так хорошо узнать своих прихожан и научить их Вере и Благочестию, как на этих собеседованиях. Если в храме люди стеснялись говорить открыто, то на собеседованиях говорили откровенно. Благодаря таким беседам многие из прихожан бросали свои неблаговидные привычки и становились хорошими христианами. Слово Божие помогало переселенцам сохранять душевный покой, совестливость, удерживало от озлобления и тоски, сохраняло единую этническую общность людей, генетически связанный с Европейской Россией. Поэтому не было у первых переселенцев заплаканных глаз у их детей. помимо христианских поучений, архиепископ Иннокентий предлагал переселенцам дельные советы по земледелию, садоводству, пчеловодству и скотничеству

Всеми доступными способами архиепископ привлекал в свою епархию хорошо подготовленных священнослужителей. Он добился повышения им жалованья, которое увеличивалось в зависимости от срока службы, заботился об устройстве для церковнослужителей квартир, об улучшении быта духовенства, открывал церковные попечительства. Особое внимание Иннокентий уделял миссионерской деятельности: орочены, эвенки, гиляки, гольды, айны, тунгусы, якуты были постоянно согреты его заботой. По его инициативе и при его личном участии в эти годы был подготовлен и издан тунгусский букварь и словарь, азбука для якутов на их родном языке. Иннокентий делал переводы на якутский язык церковных произведений, на гольдский и маньчжурский языки учебных грамматик.

В очерке "Высокопреосвященный Иннокентий", опубликованном в Епархиальных ведомостях за 1897г., дается очень высокая оценка деятельности Иннокентия: "Высокопреосвященный Иннокентий, достигший ступени на избранном им поприще лишь силою личных дарований, бесспорно, принадлежит к числу тех выдающихся даровитых личностей, которых в общежитии метко называют "самородками":"

В 1862 г. Иннокентий Вениаминов был высочайше пожалован алмазным знаком ордена Святого Александра Невского.

В апреле 1865 г. Иннокентий Вениаминов избран членом Святейшего Синода - высшего органа Русской православной церкви, вошел в состав 12 высших церковных иерархов. Выдающиеся способности и активная миссионерская деятельность архиепископа в русской Америке, на Камчатке и побережье Охотского моря, в Якутии и в Приморском крае были замечены и высоко оценены духовным ведомством, правительством и лично императором Николаем I и Александром II. За тридцатилетнюю пастырскую службу и великий подвиг в утверждении истин святой православной Веры Христовой архиепископ Иннокентий был награжден алмазным орденом "Святого Благоверного князя Александра Невского и "16 апреля 1867г. высшим орденом Русской православной церкви "Святого равноапостольного великого князя Владимира.

Подвижническая деятельность Иннокентия Вениаминова продолжалась на Амуре до 1868 года. В течение 10 лет (1858-1868гг.) главным духовным пастырем православной приамурской церкви был архиепископ Иннокентий сподвижник Муравьева-Амурского, активный сторонник воссоединения Приамурья с Россией, участник пятого амурского сплава войск и переселенцев в 1858 году, ученый - лингвист с мировым именем, этнограф-исследователь, публицист, педагог и дальновидный государственный деятель, а в быту искусный плотник, столяр, печник и часовой мастер. В своей миссионерской просветительской деятельности архиепископ Иннокентий смело шел на ломку тех установившихся традиций, которые мешали сближению духовенства с прихожанами, чем заслужил их любовь и уважение

5 января 1868 г. Иннокентий Вениаминов был назначен Святейшим Синодом митрополитом Московским и Коломенским.

15 февраля 1868 г. Иннокентий Вениаминов выехал из Благовещенска. Отъезд его стал значительным событием для всего населения города и области. Тысячи горожан пришли проводить своего любимого пастыря. От села к селу сотни людей сопровождали его в поездке: это были действительно всенародные проводы. И, несмотря на преклонный возраст, значительную часть пути он шел пешком, беседуя с провожающими его прихожанами. Его переезд в Москву занял несколько месяцев. Москва торжественно встречала своего нового первого иерарха.

Избрание Иннокентия Святейшим Синодом в митрополиты было признанием его заслуг. Рекомендовал его на эту должность перед своей кончиной митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный деятель Филарет. Еще в первый свой приезд в центр Иннокентий Вениаминов нашел приют в доме Филарета. Тот высоко оценил его просветительскую деятельность и содействовал в публикации трудов.

Конечно, митрополит Московский и Коломенский Филарет не мог не оценить деяний такого священнослужителя. Между ними установились самые дружеские отношения. В свои редкие приезды в Москву Иннокентий Вениаминов останавливался в гостеприимном доме Филарета. Они постоянно переписывались, и Филарет оказывал всяческое содействие его благим деяниям.

Предсмертное предложение Филарета получило одобрение Синода, и по воле Александра II Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В те годы Московская митрополия занимала ведущее место в системе русской православной церкви. Иннокентий Вениаминов стал признанным ведущим иерархом в церковном сообществе.

Одиннадцать лет пробыл Иннокентий на этом высоком посту, успев многое сделать на благо русской православной церкви. Работы и на посту митрополита было сверх меры. Он основал Православное Миссионерское общество, которое помогло нести Слово Божье в самые дальние края Земли. Сам он и выработал устав Миссионерского общества, и возглавлял Совет этого общества, постоянно заботился о создании новых храмов, не забывая и далекий амурский край.

За заслуги в науках 8 января 1869 года был избран почетным членом Русского географического общества. Ученые общества России, признавая заслуги Иннокентия, почтили его избранием в члены императорского Московского университета, Московской, петербургской, Казанской духовных академий. Иннокентий был также избран попечителем Московского общества любителей духовного просвещения.

Но силы уже сдавали, слабело зрение. В начале 1879 года он занемог и, после непродолжительной болезни, в Великую Субботу накануне Святой Пасхи, 31 марта 1879 года скончался. Погребение состоялось в Троицко-Сергиевой лавре.

6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Иннокентий, Святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику Святых. Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября в день его прославления

В Приамурье станица Иннокентьевская на Среднем амуре (ныне село Иннокентьевское Завитинского района) и село Иннокентьевка на Нижнем Амуре (ныне поселок Иннокентьевка Хабаровского края) названы в честь архиепископа Иннокентия.

Святитель Иннокентий, апостол Аляски

Молитва

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся поминая твою любовь к людем, буди щит несокрушим Святей Церкви православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православным христианом веру святую непорочну соблюсти умом, мир весь предстательством твоим умири теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени Горним благословением в нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных, испроси нам свыше дух кротости целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, до прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарно восхвалим прословльшаго тя, Господа-Отца, и Сына, и Святаго духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Список используемой литературы

  1. Албазинская Святыня. Автор текстов и составитель - иеромонах Игнатий (Чигвинцев).
  2. Благовещенск. Из века в век. Основатели Благовещенска. Шиндялов Н.А.
  3. Энциклопедия "Амурская область".

Приложение.