Урок "Вышивка лентами на канве"

Разделы: Технология


Учебно-воспитательные задачи:

  1. Познакомить с технологией вышивки лентами по канве.
  2. Развивать практические умения и навыки декоративно-прикладного творчества учащихся.
  3. Воспитывать эстетический вкус и фантазию.

Оборудование урока: образцы вышивки, иллюстрации узоров вышивки, схемы швов.

Необходимые материалы и инструменты: канва, ленты, иглы, нитки мулине или ирис для ниточного каркаса, ножницы, напёрсток, декоративные элементы: бисер, бусины, стеклярус; пяльцы, цветовой круг.

Ход урока

I. Организационный момент.

А) Подготовка рабочего стола и необходимых материалов.

Б) Объявление целей и задач урока.

II. Объяснение нового материала.

Учитель: Вышивание лентами – вид творчества, ещё не получивший широкого применения, но он очень интересный и красивый.

По представленным образцам вышивки и фотографиям можно понять всю необычность и привлекательность такого вида работы.

Главным украшением узора являются ленты. Вспомните, где в быту вы встречали ленты?

Учащиеся:

В отделке детской одежды и джинсовой одежды.
В отделке народных костюмов.
Подарок перевязывается лентами.
Новогодние шары оформляются лентами.
Одеяльце новорождённого ребёнка перевязывается розовой или голубой лентой.
В косички вплетаются.
Бусы нанизываются на тонкую ленту.
Переплетают свадебный букет и украшают машины.
Перевязывают салфетку на столе.
Из ленты можно сделать закладку для книги.
Делают вышивку на одежде.

Учитель: Верно. Лента давно используется в быту, и является элементом декорирования. Она имеет гладкую фактуру, яркий цвет, блеск. Благодаря ленте можно создать образцы декоративно-прикладного творчества, развить свой вкус и фантазию.

Наша цель – создать вышивку для украшения интерьера.

Вышивка лентами близка по технологии выполнения вышивке нитками, однако выполняется быстрее. Она более объёмна и выразительна.

Начать первый этап работы необходимо с композиции – построить схему узоров или графический рисунок. Можно воспользоваться готовым рисунком (подготовка рисунка и его перевод на канву).

img1.jpg (9633 bytes)

Рисунок № 1.

Графический рисунок вышивки картины “Анютины глазки”

img2.jpg (6725 bytes)

Рисунок № 2.

Графический рисунок вышивки картины “Гиацинт”

 img3.jpg (8028 bytes)

Рисунок № 3.

Графический рисунок вышивки картины “Календула”

 img4.jpg (13290 bytes)

Рисунок № 4.

Графический рисунок вышивки картины “Ромашки, пижма и цикорий”

Учитель: Второй этап – выбор цвета.

В соответствии с цветовым кругом, подготовьте цветовой фон вышивки. Для этого разложите из вашей коллекции и разберите правильное цветовое сочетание лент, которое будет использоваться в работе (разбор цветового решения).

img5.jpg (15517 bytes)

Рисунок № 5.

Цветовой круг

Учитель: Цвет – это основное выразительное средство вышивки. Он выполняет главную роль в создании любого декоративного изделия. Все подобранные цвета вместе образуют колорит и определяют художественное содержание вышивки.

Учитель: Третий этап – вспомнить и повторить виды ручных вышивальных швов и познакомиться со схемами приёмов и способов вышивки лентами, поупражняться в их выполнении <Приложение 1>.

Учитель: Четвёртый этап – ознакомление с памяткой.

Памятка с рекомендациями для вышивающих лентами

  1. Длина ленты не должна превышать 50 см, следует постоянно следить чтобы лента не закручивалась и располагалась на ткани только с лицевой (гладкой) стороны вверх.
  2. Пропускать иглу с лентой в канву необходимо в отверстие.
  3. При выполнении перекрученных стежков – жгутов, их надо закреплять на основной ткани ниточными потайными стежками в начале и конце стежка, иначе витки будут распускаться.
  4. Не рекомендуется проводить влажно-тепловую обработку вышивки с лицевой стороны, чтобы не нарушить выпуклость узора.
  5. Чтобы избежать окрашивания ткани при увлажнении и стирке вышивки, ленты заранее проверят на окраску.
  6. Иглы для вышивания должны быть разные, на случай, если остался короткий конец ленты и необходимость её закрепления, а также для разных узоров.
  7. Напёрсток предохранит пальцы и поможет справиться с толщиной перекрученной ленты.
  8. Проутюжьте ленты заранее, так как заломы отрицательно скажутся на фактуре узора.

Учитель: Пятый этап – выполнение узора.

Учитель: Шестой этап – отделка работы декоративными элементами.

Учитель: Седьмой этап – оформление работы в рамке.

Учитель: Восьмой этап – описание работы. Итоги. Оценка работы.

img6.jpg (16748 bytes)

Рисунок № 6

Вышивка картины “Анютины глазки”

img7.jpg (15669 bytes)

Рисунок № 7.

Вышивка картины “Гиацинт”

img8.jpg (18043 bytes)

Рисунок № 8.

Вышивка картины “Календула”

Рисунок № 9.

Вышивка картины  “Ромашки, пижма и цикорий”