Урок математики в 5-м классе "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщение знаний об обыкновенных дробях и действиях над ними;
  • закрепление умений сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
  • Развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности;
  • воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой            работы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний умений и навыков.

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • набор «Доли»;
  • карточки;
  • компьютер.

ХОД УРОКА

В некотором царстве (МОУ СОШ с.Томское), в некотором государстве (кабинет №13) жил – был царь и было у него много сыновей (учащиеся 5 класса). Позвал он их однажды и говорит
– Сыновья мои милые, теперь Вы много знаете о дробях, пришла пора проверить и применить свои знания и умения.
– Как же нам это сделать, батюшка-царь?
– Отправляйтесь в страну «Обыкновенные дроби» за волшебным сундуком, но сначала  покажите, какими Вы стали.

Конкурс №1 «Устный счёт»

1. Найдите закономерность и назовите следующие две дроби:
а)
б
2. Упражнение на внимание.
На 30 секунд показывается карточка:
Затем карточка закрывается и предлагается ответить на следующие вопросы:
– Назовите все дроби.
– Назовите числители этих дробей.
– Назовите знаменатели этих дробей.
– Какая из этих дробей «лишняя»? (, так как все дроби правильные, а эта неправильная дробь).
– Какие дроби называются правильными?
– Какие дроби называются неправильными?
3. Объясните равенства:
а) 10 = ;   б) 14 = ;   в) 13 : 10 = .

Царь: Ну, сыновья мои дорогие. Вы красивы, стройны, умны. Хочется мне узнать, готовы ли Вы к путешествию? Вот Вам моё испытание.

Конкурс №2 «Правильно – неправильно»

У каждого ученика комплект цифр (1, 2, 3… 8, 9).

Задание: составьте дроби:

– Правильную дробь со знаменателем 5.
– Неправильную дробь с числителем 6.
– Правильную дробь со знаменателем 3.
– Неправильную дробь со знаменателем 2.
– Правильную дробь с числителем 7.
– Неправильную дробь со знаменателем 8.
– Неправильную дробь с числителем 1.

Теперь я за Вас спокоен. В добрый путь (благословил своих сыновей царь).
Пошли сыновья по дороге к замку. Видят –  камень лежит, а на нём изображение сказочного героя и его напутствие.

– Выполните задание и Вы узнаете это напутствие.

Конкурс №3 «Узнай меня!»

На  классной доске висит карта с ответами. После выполнения заданий нужно перевернуть карту и прочитать напутствие «Ребята! Давайте дружить с математикой».

Задания:

1) № 485 «Учебник – собеседник», страница 172.
2) № 989, стр.179 учебника (решить самостоятельно).
Пока все работают самостоятельно, два человека решают на доске по карточкам.

Карточка №1.

Записать неправильные дроби:

Расположить дроби в порядке возрастания:

Карточка №2.

Записать правильные дроби:

Расположить дроби в порядке убывания:

3) №996, стр.180 учебника.

4) Решить уравнение (3 человека на доске).

а)  = 49;   б)  = 32;   в)  = 18.

Шли сыновья, шли и пришли в сказочный замок. У ворот их встречает хранитель волшебного сундука.

– Здравствуйте, добрые молодцы! Идите туда – не знаю куда, принесите то – не знаю что.

Конкурс №4«Возьми и принеси»

На магнитной доске два круга, разрезанные на 12 частей. Возьмите  круга, от остатка  круга.  (Ответ: 8 частей)

Царь: Понравились Вы мне, добрые молодцы. Дарю Вам за труды сундук волшебный. Откройте его и узнаете, что в нём хранится. Ключ Вы узнаете, если решите тест.

Конкурс №5 «Ключ к сундуку»

Тест: (на индивидуальных карточках).

1) Корнем уравнения  является число:

А) 2;   П) 32;   К) 24.

2) Корнем уравнения  является число:

Я) ;   Б) ;   В) 3.

3) Ученик готовил уроки 1 час 45 минут. Математикой он занимался 30 минут. Какую часть времени он выполнял задания по математике?

В) ;  О) ;   Т) .

4) Число 26 можно записать в виде дроби со знаменателем 8 следующим образом:

Д) ;   Ё) ;   Ж) .

5) Сравнить дроби: .

А) ;   Л) ;   Р) .

6) Сколько килограмм в  центнера?

К) 75;   М) 750;   Н) 100.

7) Значение выражения   равно

Д) ;   А) ;   С) .

Ответ:  ПАТЁРКА

Конкурс №6 «Что внутри сундука?»

На рисунке изображён числовой луч с точками.

Выпишите точки, которые соответствуют дробям:

Выполнили сыновья это задание и вернулись домой. Царь обрадовался и спрашивает:

– Что узнали, чему научились?

Конкурс №8 «Домашнее задание»

«Сказка ложь, да в ней намёк, математикам даёт урок». Составить сказку языком математики по теме «Обыкновенные дроби». Тут и сказки конец. Кто всё понял, тот молодец!