Заучивание стихотворения Е.Серова "Подснежник"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Развивать поэтический слух;
  • Уметь связно, грамматически правильно отвечать строчкой стихотворения;
  • Развивать память, мышление, речь;
  • Помогать детям почувствовать образный язык стихотворения;
  • Вызывать эмоциональный отклик, замечать образные слова и выражения, ритм и рифму стихотворной речи.

Методы и приемы:

  • Физминутка;
  • Использования ТСО;
  • Положительная мотивация, художественное слово, вопросы, беседа.

Материалы и оборудование:

Аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Подснежник”, слайды, мультимедийная установка, гуашь, кисти, бумага для рисования.

Предварительная работа:

  • Поездка в сосновый бор;
  • Рассматривание альбома “Весна”;
  • Беседа о природе.

Активизация словаря с детьми:

Властвуют снега
В полутьме лесной
Не подвижен лед
Сонные луга.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель загадывает детям загадку:

– Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным
Как привет капели звонкой
Называется….. (подснежник)

– Как вы догадались? (самый тонкий, появляется, когда звонко капают капели)

Воспитатель проводит с детьми беседу о временах года:

– Какое сейчас время года?

– Назовите весенние приметы?

– Кто назовет весенние месяцы?

– Я вам предлагаю послушать произведение Е. Серова “Подснежник”, которое мы будем заучивать наизусть.

На экране идет показ слайдов на тему “Весна” (воспитатель читает стихотворение).

“Подснежник”

Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть еще над лесом властвуют снега
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речки неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

Е. Серов

– Какие слова и выражения вам особенно понравились?

– Послушайте стихотворение еще раз. (Воспитатель читает стихотворение еще раз)

– Вам понравилось стихотворение?

– Чем вам понравилось стихотворение? (рассказывается очень нежно)

– Почему это произведение называется стихотворением? (читается в рифму, похоже на песню)

Динамическая пауза: этюд “В лесу”.

Воспитатель с детьми проводит разбор текста стихотворения:

– Как вы понимаете выражение “Выглянул подснежник в полутьме лесной”? (подснежник растет в лесу, появляется из под снега, т.е. только проснулся)

– Почему поэт называет подснежник разведчиком? (потому, что первый, послан весной)

– Что значит “властвуют снега”? (руководят снега, его еще много, все полностью не растаяло)

– Что значит “лежат под снегом сонные луга”? (не проснулась природа, трава не появилась)

– Как вы понимаете “неподвижен лед”? (речка еще не проснулась, лед не сошел полностью, нет движения в природе)

– Но раз разведчик уже послан, то значит и скоро придет весна. (воспитатель читает еще раз стихотворение, дети рассказывают его наизусть)

– А сейчас придумайте определение слову подснежник. Как можно сказать, какой он? (нежный, тонкий, первый)

– Какие слова можно образовать от слова подснежник? (снежинка, снежок, снежная горка)

– Придумайте определение к слову весна, какая она?

– Какие слова можно образовать от слова весна? (весенний, веснянка, веснушки)

– Про что можно сказать весенний? (про ручеек, дождь, сад)

– Про что можно сказать весенняя? (про воду, реку, траву, проталинку)

– Про что можно сказать весеннее? (про облако, солнце, небо)

Индивидуальная работа:

Работа с материалом (предложить детям нарисовать подснежники) звучит музыка П.И. Чайковского “Подснежник”.

Итог:

Анализ занятия и выставка рисунков для родителей на тему: “Весна”.

Литература:

  1. Житникова Л.М. Учите детей запоминать, Москва, 1995.
  2. Ушакова О.С. Придумай слово, Москва, 1996.