Игра как средство формирования социального опыта обучения детей с нарушением зрения в период адаптации

Разделы: Работа с дошкольниками


Общеизвестно, что маленького человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Если ребенок живет в постоянном конфликте с внешним миром и собственным внутренним миром, ему трудно существовать в условиях душевного дискомфорта. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем легче возникают ситуации, вызывающие трудности взаимодействия с окружающим миром.

При поступлении в ДОУ все дети переживают стресс. Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовой ситуации могут привести к эмоциональным нарушениям.

При нарушении зрения у детей дошкольного возраста процесс адаптации связан с негативным воздействием зрительного дефекта, со спецификой формирования образов внешнего мира и влиянием этого на эмоциональные отношения к окружающей среде.

Эмоциональная адаптация представляет собой результат активного приспособления ребенка с нарушением зрения к эмоциогенным ситуациям, связанным с проявлением трудностей, возникающих в связи с дефектом зрения. Это форма актуализации индивидуального опыта детей, который формируется в результате реально пережитых ими событий, либо на основе эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Существуют три формы эмоциональной адаптации у младших дошкольников.

У детей первой формы имеется высокий уровень эмоциональной тревожности, слабое понимание эмоциональных состояний людей по их вербальным и невербальным проявлениям, низкая самооценка. Они слабо владеют выразительными средствами и речью, затрудняются в понимании поведения и речи другого ребенка. Большинство таких детей в процессе игровой деятельности замечания взрослого или сверстников воспринимают как демонстрацию негативного к ним отношения, а на первый план выступает негативная эмоциональная реакция.

Дети второй формы эмоциональной адаптации характеризуются средним уровнем эмоциональной тревожности, недифференцированной самооценкой, связанной с мнением взрослого. Такие дети с радостью идут на контакт со взрослым во время игры, но уровень их самооценки тесно связан с настроением значимого для них взрослого. Замечание воспитателя может сразу вызвать у них обиду, и ребенок долго “дуется”, пока не найдутся какие-либо отвлекающие его занятия.

Третья форма заключается в низком уровне эмоциональной тревожности у детей, удовлетворительным владением навыков эмоционального состояния у партнеров по общению, преобладанием в самооценке не только личностных, но и социальных аспектов. Эти дети стремятся к эмоциональному общению со взрослым и детьми. У ребенка вызывает гордость тио, что воспитатель занимается только с ним, а не с целой группой. У таких детей развито чувство собственной значимости, преобладает положительная оценка собственных качеств. Во время игры они адресуют свои высказывания непосредственно взрослому, ожидая от него поддержки и внимания.

Опыт работы дает мне право утверждать, что дети с нарушением зрения требуют значительной коррекционной работы по созданию положительного образа окружающего мира, по воспитанию и коррекции восприятия и выражения эмоциональных переживаний как речевыми, так и неречевыми средствами.

Убеждена, что лучшим средством для формирования эмоциональной адаптации является игра. Вынесение в игру всех тревожащих, волнующих, болезненных для ребенка с нарушенным зрением проблем – один из способов преодоления их негативного воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Нами были использованы следующие варианты игровой терапии, направленные на формирование навыков эмоциональной адаптации у детей младшей зрительной группы. Адаптированные игры условно подразделяются по следующим направлениям:

Игры, направленные на создание положительной атмосферы в группе:

“Веселый паровозик”, “Снежный ком”, “Передай мяч”, ”Давайте познакомимся”, ”Встреча”, “Мишенька потерялся”, “Божья коровка”.

 

<Рисунок 1>

Такие игры вовлекают детей в свой ритм, переключают с плача, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. Во время игр возникают неожиданные смешные ситуации, что вызывает искренний смех у детей. А именно радость, эмоциональный подъем, движение ведут к доброму здоровью.

Игры-путешествия:

“Забавные котята”, “Мишка”, “Путешествия с Колобком”.

Во время таких игр царит непринужденная атмосфера. Персонажи игр знакомы малышам, вместе с ними они преодолевают все препятствия на пути.

Игры с речевым сопровождением: потешки, хороводы:

“Красный колпачок”, “Раздувайся пузырь”, “Медведь (Как на горке снег)”, “Кто у нас хороший?”.

 

<Рисунок 2>

Хороводные игры успокаивают, организуют, помогают сочетать слово с действием, создают хорошее настроение.

Психокоррекционные двигательные игры, в основе которых лежат

психогимнастические этюды, элементы коррекционных гимнастик. Эти игры дарят детям радость от общения с друзьями, повышают положительный эмоциональный фон. Благодаря подвижным играм с правилами происходит нейтрализация нервозности ребенка. Коллективная игра положительно влияет на двигательно-расторможенных детей, ведь в играх с правилами двигательная активность контролируется ролью.

К психокоррекционным играм относятся пальчиковые гимнастики, игры с водой, песком, в сухом бассейне. Благодаря их использованию, у детей исчезает скованность движений рук, они учатся управлять своим телом, чувствовать себя уверенно, что предотвращает появление у детей со зрительной патологией неврозов.

Во время проведения игротерапии с использованием оздоровительных и коммуникативных игр преодолевается стрессовое состояние детей в адаптационный период, снимаются психологические и мышечные зажимы, состояние тревоги и страха. Пребывание ребенка со зрительной патологией в группе становится интересным, радостным, полезным. Чередуя игры большой и малой подвижности в течение недели, воспитателю зрительной группы следует подбирать игры от мажорного до спокойного, минорного, лада. Это позволит помочь детям управлять своими эмоциями, регулировать характер их эмоциональной адаптации.

Хорошее настроение от игры – это ключ к гармоническому развитию ребенка.