Работа над непроверяемыми орфограммами

Разделы: Начальная школа


Современные педагогические технологии, применяемые мною в учебном процессе, помогают повысить мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, актуализируют личность ребёнка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения друг к другу, дают им ощущение творческой свободы и самое главное – приносят радость.

Целью педагогической технологии, которая используется мною в работе над непроверяемыми орфограммами, является обогащение словарного запаса учащихся, работа над орфографической грамотностью школьников.

Для достижения цели по данной технологии, учителю необходимо использовать в своей работе различные методы, приёмы и формы учебного процесса, чтобы ученик на уроке чувствовал себя комфортно, непринуждённо и получал удовлетворение от учебной деятельности.

Задачи.

  1. Научить писать труднопроверяемые, непроверяемые слова без ошибок.
  2. Расширить словарный запас детей.
  3. Обогатить речь ученика образными словами и выражениями.
  4. Активизировать речевую деятельность детей.

Я строю так работу над непроверяемыми орфограммами, чтобы в процессе своей работы они понимали и осмысленно подходили к слову. Приучаю детей замечать каждое незнакомое слово, интересоваться значением новых, незнакомых им слов. Поощряю детское стремление узнавать значение непонятных им слов. Активизирую речевую деятельность детей через использование на разных уроках, занятиях многообразные формы говорения: размышления в слух, полный ответ, выступление с докладом, аргументация точки зрения. Дети не должны бояться высказывать свою собственную точку зрения, у них есть право на ошибку, они только учатся мыслить.

Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Что значит обогащать словарный запас младшего школьника? По толковому словарю С. И .Ожегова обогатить – значит сделать богаче. Словарь можно сделать богаче в количественном и качественном отношениях. Количественное увеличение идёт путём узнавания учащимися новых лексем, а также путём перемещения некоторых слов из пассивного словаря школьников в активный. Качественное совершенствование словаря школьников происходит посредством уточнения значения уже известных им слов, раскрытия их семантических взаимосвязей в языке, а также путём замены в словарном запасе школьников нелитературных слов литературными эквивалентами.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Наблюдения показывают, что следствием несовершенства словаря являются:

  • частая повторяемость одних и тех же слов;
  • неадекватность слова и понятия;
  • неточность употребления в речи;
  • неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста.

Одна из причин актуальности - неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.

Методические приёмы обучения над непроверяемыми орфограммами

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми орфограммами должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия:

  • активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
  • обучающий характер учебной деятельности;
  • регулярность в работе над непроверяемыми орфограммами.

В своей педагогической технологии использую разнообразные методы, приемы, способы, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

  1. Формирование фонематического звука и речедвигательных навыков ( слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании).
  2. Работа над морфемным составом слова, где совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов.
  3. Работа над морфологическим строем русского языка (разнообразные виды практических упражнений со словами разных частей речи по группам).
  4. Синтаксические упражнения (составление словосочетаний и предложений).
  5. Лексические упражнения (прямые и переносные значения слов, многозначность слов).
  6. Этимологический анализ слова (понимание лексического значения слов).
  7. Мнемонические приёмы (стихи, рисунки, рассказы).
  8. Работа со словами по блокам.
  9. Творческая работа учащихся “Помоги своей памяти” по “усилению” орфограммы (непроверяемую орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, “одушевить”).

Модель:

словарное слово <—> ассоциативный образ

признак

признак

Алгоритм орфографического анализа слова

  1. 1.Найду орфограмму, выделю в слове “ошибкоопасное” место.
  2. 2.Определю, в какой части слова находится орфограмма.
  3. 3.Проверю слабую позицию способом изменения слова или подбора слова с той же морфемой в сильной позиции.
  4. 4.Действую по закону русского письма, обозначаю звук слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова.

Этот алгоритм помогает осознанно ставить орфографические задачи, находить адекватные способы их решения.

Виды работ над непроверяемыми орфограммами

Творческое списывание

Творческое списывание использую с целью закрепления в памяти учащихся значение изучаемых слов. Для работы использую слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось ранее.

Письменные ответы на вопросы

Этот вид работы провожу для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. Приведу примеры. Они однотипны и начинаются одной фразой: как называется

… тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)

… форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнова-ние)

Игра “Верно ли?”

Игра “Верно ли?” помогает учащимся закрепить навык соотнесения созвучных слов по значению, актуализации в памяти научных сведений об этимологии уже известных им слов.

Верно ли, что

… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

… слово газета образовано от слова газ?

Словарные диктанты

Словарные диктанты позволяют активно обогащать словарный запас учащихся. В диктанты включаю только те слова, с которыми дети уже познакомились. Словарные диктанты расположены в последовательности, зависящей от степени сложности их выполнения.

Объяснительный диктант с лексическим заданием

Для этого вида диктанта обычно подбираю слова на изучаемое орфографическое правило. Например, изучается правило о написании -ы- или – и- после Ц.

- Как называется род деревьев и кустарников семейства мимозовых, ветки которого покрыты острыми шипами?

- Как называется инструмент для вычерчивания окружности?

Узнай слово по полной этимологической справке

В этом виде диктанта называю исторический корень, от которого образовано слово.

…общеславянского ДОР, что значит “расчищенное место”.

…общеславянского КОР – “рог”.

Зрительные диктанты по методике П.С.Тоцкого

Методика работы.

  1. Набор из 6 предложений (записан на доске).
  2. Читаем весь набор 3 раза орфографически (по слогам).
  3. Закрываю весь набор.
  4. Высвечиваю по предложению (дети читают глазами, стираю предложение и дети его записывают).

Диктант с обоснованием

Этот вид диктанта хорошо известен в методике русского языка и широко используется при закреплении написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Этот вид диктанта можно использовать и при работе со словами с непроверяемыми гласными.

Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.

Словарные диктанты с такого рода заданием способствует закреплению в сознании детей сведений о происхождении “трудных” слов, развитию навыка писать слова, вызывающие затруднения, предварительно подобрав проверочное слово.

Самодиктант

Задание: вспомни и запиши как можно больше слов …

… имеющих в своём составе исторический корень –кол- (от коло )со значением “круг”.

Кроссворды

Кроссворды могут быть эффективно использованы для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы.

Использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами обогащает личный опыт детей, активизируется их деятельность, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Грамматические упражнения способствуют быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и письменной речи.

Ожидаемые результаты:

  • писать труднопроверяемые, непроверяемые слова без ошибок в соответствии со своими потенциальными возможностями в зоне ближайшего развития
  • осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в пра-вильной форме;
  • грамотно и уверенно выражать свои мысли;
  • правильно и точно употреблять слова в речи;
  • в своей речи использовать образные слова и выражения;
  • стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста;
  • строить логически последовательную речь;
  • вести диалог;
  • адаптировать свои умения и навыки к другим образовательным областям.

Литература

  1. Львов М.П. Правописание в начальных классах. – М., 2001г.
  2. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М., 2001 г.
  3. Золотых Н.А. Приёмы и формы над словарным словом. Начальная школа 2003г., №3.
  4. Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка. Начальная школа “2004г.,№7.
  5. Галя Михайлова Христозова. Изучение слов с непроверяемым написанием в начальных классах. Начальная школа 2005 г., №7.
  6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003 г.