Конспект урока чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, учить учащихся вести диалог, выделять основную мысль произведения, воспитывать интерес к предмету, положительные качества в процессе работы над текстом.

Оборудование к уроку:

  • Карточки с заданиями.
  • Аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

Учитель. Прочитайте логическое упражнение:

«Таня, Вера и Даша прочитали басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Ворона и Лисица». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Ворона и Лисица». Какие басни прочитали Вера и Даша?

Ученик. Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Ворона и Лисица», значит, она читала басню «Мартышка и очки». А Даша прочитала басню «Ворона и Лисица».

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение. Фамилия автора прозвучала в логическом упражнении. А название произведения узнаете из следующего задания. Прочитайте задание и найдите в нем несоответствия. Назовите произведение данного автора.

Ф.И.Тютчев «Зимний вечер»

И.А.Крылов «Весенняя гроза»

А.А.Фет «Зеркало и Обезьяна»

А.С. Пушкин « Зреет рожь»

Ученик. Ф.И.Тютчев написал стихотворение «Весенняя гроза», А.С.Пушкин «Зимний вечер», А.А. Фет «Зреет рожь», а И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

Учитель. Сформулируйте тему урока полностью.

Ученик. Тема урока – басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Обезьяна».

Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.

Ученик. Цель урока – познакомиться с произведением И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.

2. Проверка домашнего задания.

  • Работа по карточкам 

На столах лежат карточки с заданиями: на одних из них только название басни, на других – фраза или слово из басен, ставшие крылатыми.

  1. «Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдет».
  2. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
  3. «Сильнее кошки зверя нет»
  4. «Это зло еще не так с большой руки».
  5. «А проку на волос нет в них».

Один из учеников читает название басни, остальные ищут отрывок из этой басни и наоборот, ученик читает отрывок, а остальные ищут название басни.

Учитель. Вспомните, какую басню читала Вера? (Она читала басню «Мартышка и очки».)

  • Чтение басни

Учитель. Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению этой басни.

(Ученики читают басню, желающие рассказывают ее наизусть. Учащиеся определяют, чье чтение им понравилось и почему.)

Учитель. Какой из недостатков людей «пощипал» в этой басне И.А.Крылов?

Ученик. И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.

Учитель. Как еще называют таких людей?

Ученик. Невежда – это необразованный человек.

  • Физминутка

Качание головой – улучшает мыслительную деятельность, чтение.

Для расслабления мышц шеи и плеч дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

Ленивые восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Сова – улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.

3. Новая тема

  • Словарная работа

Учитель. В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.

Образ – вид, облик.

Ужимки – гримасы.

Перечесть – посчитать.

Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.

Оборотиться – посмотреть на себя.

На руку нечист – нечестен, вороват.

Учитель. Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь.

(Выслушивает ответы тех детей, которые не читали эту басню).

Учитель. Кто был прав, узнаем, прослушав произведение.

  • Слушание басни в аудиозаписи

Учитель. Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)

Учитель. Определите жанр этого произведения.

Ученик. Мы слушали басню.

Учитель. Вспомните, что такое басня.

Ученик 1. (читает) Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

Ученик 2. (читает) В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Ученик 3. (читает) Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Учитель. Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Ученик. Этот прием называется аллегория (иносказания).

  • Самостоятельное чтение учащимися басни

Учитель. Докажите, что это басня, указав ее признаки.

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Учитель. Задание: прочитайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых идет речь. Найдите слова Обезьяны и Мишки.

4. Работа над содержанием басни.

Учитель. Какая история описывается в басне?

  1. Кто герой басни?
  2. Какие поступки совершают герои басни?
  3. Прочитайте слова Обезьяны, попытайтесь при чтении передать ее характер.
  4. Какой совет дал Обезьяне Мишка? Какой характер у Мишки?
  5. Над чем смеется автор?
  6. Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышки из басни «Мартышка и очки»?

Ученик. Они не видят своих недостатков, но видят их в других.

Учитель. Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

  • Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.

Учитель. Прочитайте мораль в тексте басни.

  • Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

Ученик. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?»

Учитель. Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие. Как вы думаете, встречаются ли такие недостатки у людей в наше время?

  • Физминутка

Упражнение «Цветочек» - профилактика нарушений зрения.

Глазами нарисовать два цветочка с 4 лепестками, 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.

«Пять домовых»

Пять веселых домовых праздничною ночью – вытянуть руки вперед с раскрытыми пальцами, поворачиваем кисти вправо, влево.

Разгулялись чересчур, расшалились очень – энергичные движения руками в стороны – вверх – в стороны – вниз.

Встав на цыпочки, один закружился в вальсе – дети кружатся вокруг себя.

А второй споткнулся и нос себе расквасил – присесть, прикрыть нос рукой.

Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал – прыжки на месте вверх без продвижения вперед.

А четвертый топал как мишка косолапый,

Пятый пел до хрипоты песенку за песней – руки в стороны, имитируя позу певца, вдох, выдох.

Этой ночью домовым очень было весело, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4.

5. Выразительное чтение басни.

  • Упражнения в интонировании

Произнеси эти слова и отругай Мартышку:
Сидит Мартышка на вышке,
Бросает оттуда шишки.

- Похвалите Мартышку.

- Прочитайте, как диктор радио.

  • Вычитывание басни, составление партитуры чтения с карандашом.
  • Чтение басни в паре, с соблюдением партитуры чтения.
  • Выразительное чтение басни.

6. Итог урока.

  • Работа в группе

Составьте пословицы из данных слов и объясните их смысл.

Время, час, потехе, делу.

Не суди, на себя, погляди, других.

Насмешишь, людей, поспешишь.

(Учащиеся составляют пословицы и объясняют их смысл).

Учитель. Какая из этих пословиц подходит по смыслу к прочитанной басне?

Ученик. Других не суди, на себя погляди.

Учитель. Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)

  • Чему учат нас басни И.А.Крылова?
  • Что бы вы посоветовали Обезьяне?
  • Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут стать лучше.

7. Домашнее задание.

Подготовить по выбору:

  • выразительное чтение басни;
  • изобразить характер героев с помощью мимики, жестов;
  • выучить наизусть.