Интегрированный урок (информатика+физика) по теме "Условия плавания тел"

Разделы: Физика, Информатика


Введение

Применение компьютерных технологий в образовании оправдано только в тех случаях, в которых возникают существенные преимущества по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является преподавание физики с использованием компьютерных моделей. При этом предоставляется возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной модели. Модель создает динамическую картину физических опытов или явлений. В своей работе мы используем физический эксперимент и компьютерные модели для проведения практической работы и решения задач. Этот вид деятельности проходит в кабинете информатики под руководством учителей физики и информатики. Для анализа данных интерактивных лабораторных работ и при решении задач учащиеся используют знания, умения, навыки полученные на уроках информатики и физики: составление алгоритма, использование языков программирования и электронных таблиц.

В ряде случаев применение электронных таблиц (EXCEL) дает возможность дать более полное обоснование физических процессов, так как дети в среднем звене школы не имеют достаточной математической базы. Например, в 7 классе учащиеся не решают двойных неравенств. При рассмотрении темы “Плавание тел” анализируют три случая: тело всплывает, тонет, плавает. После проведения практической работы с интерактивной моделью учащиеся заполняют таблицу и вводят функцию “если” в ячейку “вывод”, сравнивают содержимое ячеек, что позволяет проанализировать зависимость условия плавания тела от плотностей тела и жидкости .

Для приобретения навыков работы с электронными таблицами (EXCEL) и программирования используем задачи из курса физики составленные по интерактивным моделям, что позволяет увеличить количество часов по решению задач и выполнению практических работ по предмету.

Цель:

  • повторить условие плавания тел, выработать практические навыки при проведении практической работы и решении задач по физике по данной теме;
  • выработать практические навыки применения электронной таблицы при проведении практической работы и решении задач.
  • Ученик: проводит исследование, делает выводы, решает задачи.
  • Учитель: руководит исследованиями, дает задания из приведенных ниже, подводит итоги исследований.

План урока:

  1. Постановка учебной проблемы.
  2. Анализ лабораторной работы.
  3. Выполнение исследований с помощью интерактивной модели.
  4. Выполнение практического задания.
  5. Выводы.
  6. Закрепление. Решение задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.
Использован диск “Библиотека наглядных пособий” Farmoza./
Программное обеспечение: Windows XP, Office- 2003 (Excel).

(Презентация, см. Приложение 3)

Фрагмент мультфильма “Дед Мазай и зайцы”.

Учебная проблема. От чего будет зависеть количество спасенных зайцев?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить:

  1. Какую силу называют силой Архимеда ?
  2. От каких физических величин зависит эта сила, какой формулой выражается?
  3. В каком случае
  • тело тонет;
  • тело всплывает;
  • тело плавает?

Учитель информатики объясняет применение функции “если” в электронной таблице.

Для проведения вычислительного эксперимента, используется логическая функция "ЕСЛИ"

(Приложение 3)

(Приложение 3)

При каких плотностях жидкости и тела погруженного в эту жидкость тело тонет, всплывает, плавает внутри жидкости?

Исследование провести с помощью интерактивной модели “Силы давления жидкости и выталкивающая сила”, используя электронную таблицу.

Сделайте вывод и запишите его в лист самоконтроля. (Приложение 1)

(Приложение 3)

Для объяснения используется модель “Критерии устойчивого равновесия плавающего тела”.

Решение задачи:

Рассчитать сколько зайцев сможет спасти Дед Мазай на сосновом бревне, если плотность сосны 400 кг/м?, бревно имеет объем 0,5 м?.

Решение задачи оформить в листе самоконтроля, расчеты произвести, в электронной таблице заполнив, ячейки физическими данными. (Приложение 2)

Вводя различные значения объема бревна в таблицу (Приложение 2) ответьте на вопрос : “Как зависит количество спасенных зайцев от объема бревна?”

“Как изменится количество спасенных зайцев, если бревно березовое?”

Сделайте вывод. (От чего зависело количество спасенных зайцев?)

Домашнее задание: Составить новую задачу о спасении зайцев Дедом Мазаем, используя таблицу плотностей вещества..

На уроке используется презентация (Приложение 3).