Интегрированный урок "Вода и её свойства. Род имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить и уточнить представления детей о воде, познакомить учащихся с её свойствами;
  • формировать интерес к природе, прививать стремление к экономному расходованию питьевой воды, навык распознавания рода имён существительных;
  • развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление), устную и письменную речь, обогащать словарный запас умение анализировать увиденное и делать выводы;
  • воспитывать экономное использование воды и бережное к ней отношение;
  • содействовать сохранению здоровья учащихся.

Оборудование: оборудование для проведения опытов, картинки-отгадки природных явлений, схемы: “Тела и вещества”, “Правила определения рода существительных”, сигнальные карточки-род существительных, таблицы: “Расход воды”, “Свойства воды”, выставка воды в разных состояниях “Вода…Вода…Вода…”

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II.Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы повторим правила распознавания рода имён существительных и потренируемся в определении рода существительных, а еще узнаем секреты вещества, которое часто используем в своей жизни в разных целях, узнаем о нём что-то очень важное и интересное.

III. Минутка чистописания

– На минутке чистописания мы будем писать узор, который состоит из букв эль заглавной и строчной. Посмотрите на доску и скажите, что он нам напоминает?

(Дети отвечают, а в случае затруднения учитель предлагает загадку.)

– По морю идет, идет, а до берега дойдет, так и пройдет. (Волна.)

– Правильно, это набежавшие на берег волны. Пишем без отрыва, плавно, красиво и аккуратно целую строчку. Лл Лл Лл.

Кто-то шепчет нам среди волн:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (РЕБУС) – см. Приложение 1.

Дети: Это вода.

Учитель: Правильно, сегодня речь пойдет о веществе, без которого не возникла бы и не сохранилась до наших дней жизнь на планете Земля. Мы поговорим о воде.

(Тема “Вода и ее свойства” появляется на доске.)

– Так как речь сегодня пойдёт о воде, то мы запишем пословицы и поговорки о воде, объясним их смысл:

1. Устная работа (смысл):

Где вода есть, там саду цвесть. (где есть вода, там есть жизнь)
Где вода течет, там и трава растет.
Огоньбеда, водабеда, а хуже нет беды, как ни огня, ни воды.

2. Назовите сущ. (подчеркиваем на доске):

3. Определите род имен сущ. (Работа с сигнальными карточками).

4. Запишите только одну пословицу по выбору.

IV. Работа над темой урока

Учитель: А что же такое вода?

(Ответы детей.)

– Что вы видите на рисунке? (На доске рисунок, см. Приложение 2.)

Дети: Это банка, стакан.

– А что в нем находится?

– В нем вода.

– Нет, вы не можете сказать, что это вода.

– Там жидкость. По рисунку нельзя узнать, какая там жидкость. (березовый сок, солевой раствор и т.д.)

Учитель: Как узнать, какая жидкость находится в стакане?

(Дети называют признаки, которые помогают определить жидкость. Версии рассматриваются и группируются. Учитель фиксирует на доске.)

– Попробовать, понюхать, рассмотреть на свет….

– К какой части речи относятся эти слова? Докажите.

– Давайте определим род этих существительных, но сначала вспомним правило.

Повторение правила по следующей схеме (висит на доске):

м.р. (он, мой) ж.р. (она, моя) ср.р. (оно, моё)

и запоминалка:

Женский род запомню я и скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской и опять скажу: “Он мой”.
Средний род “Оно моё”-это правило твоё.

Я буду называть существительные, а вы запишете их в тетрадь и укажете род: вкус, цвет, запах, прозрачность (1 ученик у доски).

Учитель: Этими свойствами, признаками обладают любые жидкости.

22 марта объявлен Международным днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны - это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова ведущий сопровождает показом опыта.)

Вода входит в состав многих природных явлений. Если бы не было воды, мы никогда бы не увидели легкой дымки тумана, загадочных узоров на стекле, изморози и многого другого. Чего именно, вы сейчас догадаетесь сами.

Цель: подготовить к изучению следующей темы “Вода в разных состояниях”

– Запишите слова-отгадки (самостоятельно) в три столбика по родам (демонстрируются слайды или картинки-отгадки на выставке “ Вода… Вода… Вода…):

Что бежит без прогону? (Вода.)

Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

Без крыльев - летит,
Без ног - бежит,
Без паруса - плывет. (Облако.)

Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки.)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Река.)

В новой стене,
В круглом окне,
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь.)

Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)

– Проверка написанного.

– Какие ещё слова, связанные с водой вы знаете, а мы их не назвали? (дети называют град, айсберг и т.д.)-обращают внимание на выставку-подсказку “Вода…Вода…Вода…”

Определите род имен существительных (устно).
Обратная связь. Сигнальные карточки. Проверка.

Родник, ручей, река - простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий ученый всегда стремится разгадать их.

Поэтому сейчас предлагаю вам стать исследователями и самим выявить свойства, присущие чистой воде, а поможет нам в этом учебник на с. 104-105. (читают).

V. Физкультминутка

Игра на внимание “Вода – не вода”. Учитель называет слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба), дети поднимают руки. Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.

Слова для игры: дождь, колодец, ветер, ручей, фильтр, лужа, туча, камень, облако, рыба, водопроводчик, песок, водоросли, пруд, водохранилище.

Во время выполнения физкульминутки, учитель расширяет кругозор уч-ся, используя слова, связанные с водой.

VI. Практическая работа

Цель: определить свойства воды.

Оборудование: стакан воды, стакан молока, чашка, блюдце, трубочки-соломки, цветная бумага, баночки.

Ребята работают парами, совещаются, решают, какими опытами можно доказать свойства воды, Выполняется задание и заполняется таблица самостоятельно (учитель оказывает помощь отдельным учащимся), а результаты потом коллективно фиксируются в тетради и на доске). (Заполняется графа таблицы “Свойства воды в жидком состоянии.)

Свойства Состояние воды
жидкая
прозрачность  
цвет  
запах  
вкус  
форма  
текучесть  

VII. Обсуждение результатов опытов

1-я пара: Первое свойство - прозрачность.

Дети: Через прозрачную воду все видно: рыб, водоросли, камни, дно...

Учитель: Как доказать опытом?

Дети: Надо опустить одну соломку-трубочку в воду, а другую соломинку в молоко. Сквозь воду видно соломинку - вода прозрачная, через молоко - не видно.

Второй способ: поставить стакан с водой на салфетку, видно сквозь воду рисунок, через молоко - нет.

Дети: Вода прозрачная.

2-я пара: Свойство второе - цвет.

Дети: Предмет может быть красного цвета, синего, зеленого. Молоко белого цвета. Вода не имеет цвета, она бесцветная.

3-я пара: Свойство третье - запах.

Дети: Чтобы определить запах предмета или вещества, надо понюхать. Она не пахнет.

– Вода не имеет запаха

4-я пара: Свойство четвертое - вкус. Чтобы определить вкус, надо попробовать.

Дети: У молока есть вкус. А вода безвкусная. Если человек очень хочет пить, то ему вода кажется очень вкусной. Родниковая вода имеет свой особый вкус, это вкус примесей, которые в ней содержатся. А наша вода безвкусная, потому что ее очистили от всех вредных веществ.

Учитель: Давайте обсудим. Можно пробовать незнакомые вещества?

(Дети обсуждают, делают вывод - нельзя.)

Учитель: Свойство пятое - форма. Предмет может быть круглой, треугольной, квадратной, прямоугольной формы. Есть ли у воды форма? Я перелью воду из стакана в чашку. Что вы видите?

Дети: Форму чашки. Надо перелить воду из стакана в блюдце. Вода приняла форму блюдца, у вас форму чашки.

– Вода без формы. Она принимает форму предмета, где находится.

Учитель: Запишите в тетрадь пятое свойство воды: бесформенная, не имеет формы.

– Свойство шестое - текучесть. Как проверить это свойство?

Дети: Налили воду в блюдце, она растеклась.

– Вода текучая.

Учитель: Запишите шестое свойство воды: текучесть. Прочитайте ещё раз записи вслух.

Итак, этими свойствами обладает пресная вода в жидком состоянии. Свойства воды в твердом состоянии и газообразном будем изучать на следующих уроках. На основе наблюдений мы узнаем, меняются ли свойства воды, если она переходит в другие состояния.

VIII. Физкультминутка для глаз

IХ. Продолжение работы над темой

В самом начале урока мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т. д. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

– Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

Детям предлагается сначала назвать, где человек использует воду, а потом при помощи сигнальных карточек показать род существительных. Детям показывают таблицу “Расход воды”.

Для чего нужна вода? Расход воды в день (л)
Умывание 10 (+ 45 туалет)
Купание 40 (ванна) + 95-190 (душ)
Приготовление пищи 5
Мытье посуды 10
Стирка 15
Мытье полов, окон 50
Поливка цветов, огорода 100

- Вот как много воды мы тратим, а ещё загрязняем её. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду? (ответы детей)

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода! (Читает ученик.)

Учитель: Вот так много мы тратим воды, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Х. Итог урока

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Подведем итог. Какая была учебная цель?

Дети: Узнать свойства воды. Распознавать род имен существительных.

Учитель: Цели достигли?

(Ответы уч-ся.)

Учитель: Что планировали сделать? Каким образом узнали свойства воды?

Дети: Проводили опыты, записывали выводы в таблицу. Определяли род имен существительных.

Учитель: (Контроль.) Прочитайте еще раз по таблице свойства воды.

(Оценка.) Кто считает, что поработал на уроке хорошо?

Дети: Все хорошо работали.

Учитель: Ребята! Берегите воду! Бережней относитесь к нашему водопроводу!

ХI. Домашнее задание

Учитель: Подготовьте рассказ про воду и опишите её свойства, используя записи в тетради и учебник окружающего мира на с.104-105.Постарайтесь использовать в своем рассказе существительные, имеющие разный род.