Урок риторики в 3-м классе "Добрые дела - добрые слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • работать над речевым этикетом.
  • воспитывать уважение к окружающим, чувство собственного достоинства.
  • развивать речь, мышление, творчество, коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • компьютерный класс, экран, проектор;
  • раздаточный материал;
  • учебник для 3-го класса 4-х летней начальной школы “Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках” под ред. Т.А. Ладыженской (М.: Просвещение, 2001);
  • тетради

Тип урока: обобщающий

Подготовительная работа: класс делится на три группы.

Ход урока

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Наглядность

Приложение

Слайд 1

1. Организационный момент Приветствие. Группы формируются по интересам.  
2. Вступительное слово. Поговорим?

– О чём?

– О разном и прочем

– О том, что хорошо и хорошо не очень.

– Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

– Поговорим?

– Поговорим!

– Нам будет интересно!

На уроке мы будем работать в малых группах. Вы должны помнить, что только слаженная работа всех её участников приведёт к хорошему результату.

На столах у вас стоит дерево успеха, которое поможет оценивать работу на уроке.

Ответы учащихся

Слушают

Слайд 2
3. Сообщение темы урока. Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествия вместе с Риториком на планету Вежливости.

Перед вами карта путешествия. Нас ждут интересные задания.

Слушают. Слайд 3
4. Подготовка речевого аппарата. Упражнения, развивающие дыхание:

– сдуть с рукава пушинку;

– подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

– раздуть огонь в потухающем костре.

   
Постановка проблемы 1 станция “Контакт”

Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе людей.

Что же нужно для этого?

Упражнения орфоэпического характера:

а) произнести с разной интонацией слово: "Здравствуйте".

С какой интонацией приятнее здороваться?

В этом слове заключено очень большое и важное содержание:

Я тебя вижу человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе здоровья и счастья.

Главная задача нашего урока научиться по доброму относиться к друг другу.

И пусть эпиграфом к нему станут слова:

“Если кто-то загрустит, ты его не оставляй,

Добрым словом, добрым делом утешай и помогай!”

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Слушают.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

5. Работа со словарём 2станция

“Словарь вежливых слов”

Среди группы слов выбрать то слово, которое дополняет высказывание

Ответы учащихся Слайд 7

Слайды 8-13

6. Обсуждение ситуаций Задачи профессора Этикета

Оцени с точки зрения вежливости речевое поведение некоторых ребят.

Обсуждение

в группах

Слайды14-19
7. Ролевые игры Как поступили бы вы?

Что сказали бы вы?

“Вежливая критика”

Высказывания учащихся  
8. Работа с учебником с.41 №65 Рассмотрим на примерах.

1гр.62

2гр.64

3гр.65

Ответы учащихся  
9. Физминутка

10. Игра “Волшебный цветок”

Определить, у кого из ребят встречаются такие качества? Слушают.

Ответы

учащихся.

 
11. Тест “Оцени свою вежливость” Отвечать будете на вопросы – одним словом

да или иногда.

  Слайд 20
12. Рефлексия Определимся, кто как работал на уроке.

Обратимся к дереву успеха.

Кто считает, что на уроке работал отлично – повесит оранжевый листочек. Кто хорошо – жёлтый. По количеству листиков на дереве видно вашу работу на уроке.

А, что же самое главное, полезное взяли с урока?

Самооценка Слайд 21–22