Урок геометрии в 7-м классе "Признаки параллельности прямых"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепить навыки решения задач на применение признаков параллельности прямых;
  • воспитывать культуру математической речи, аккуратности при выполнении чертежей;
  • развивать логическое мышление, внимание.

Класс делится на три группы по степени подготовленности в решении практических заданий: красные – сильные, синие – средние, зеленые – слабые учащиеся. Каждой группе соответствует свой цвет номеров домашнего задания, карточек самостоятельных работ. В соответствии с этим разбиением составлены различные задания по объему и содержанию.

Ход урока

1. Приветствие

Проверка готовности рабочего места, необходимых предметов и инструментов. Оглашение задачи урока – закрепление навыка решения задач по теме “Признаки параллельности прямых”, а для этого нужна тренировка. Недаром, девиз всех уроков математики звучит так: “Во всем нужна сноровка, смекалка, тренировка!”

2. Проверка домашнего задания

(В перемену по готовому домашнему заданию на стенде).

Домашнее задание было по трем уровням сложности:

  • задачи №186 (б), № 194 – зеленые;
  • задачи № 194, № 192 – синие,
  • задача № 192 и дополнительное творческое задание на построение – красные.

Вопросы по решению домашнего задания:

  1. Какой признак параллельности прямых используется при доказательстве в задаче № 192? (Если соответственные углы при пересечении двух прямых секущей равны, то такие прямые параллельные).
  2. Как еще можно доказать параллельность данных прямых? (Через равенство накрест лежащих углов, применив дополнительное построение).
  3. Разобрать у доски дополнительное творческое задание на построение – придумать способ построения параллельных прямых с помощью циркуля и линейки (лист А4).
  4. Повторение и устная работа (по готовым чертежам).

Для того чтобы не возникали трудности при решении задач, некоторые вопросы нужно знать только на “5”.

Вопросы:

  1. Какие прямые называются параллельными?
  2. Какие отрезки называются параллельными?
  3. Какие виды углов образуются при пересечении двух прямых секущей?
  4. Какие еще знания необходимы для решения задач по теме “Параллельные прямые”? (Признаки параллельности прямых.)

Устные задачи по готовым чертежам.

4. Проверка знаний (тест) с последующей самопроверкой и самооценкой

Проверим ваши знания. Вам предлагается тест на проверку теоретических знаний с последующей самопроверкой и самооценкой.

По рисунку 1 выберите верные утверждения:

Рис. 1

1. а) 1 и 3 – вертикальные;

б) 5 и 1 – односторонние;

в) 7 и 6 – соответственные;

г) 5 и 3 – накрест лежащие;

д) 2 и 4 – смежные;

е) 7 и 1 – накрест лежащие;

ж) 3 и 7 – односторонние.

Рис. 2

2. Прямые a и b параллельны, если:

а) 1 = 3;

б) 8 + 5 = 1800;

в) 7 = 6;

г) 8 + 3 = 1800;

д) 5 = 3;

е) 2 = 6;

ж) 1 + 4 = 1800;

з) 1 + 7 = 1800.

Дополнительное задание: По рисунку 2 найдите и запишите параллельные прямые.

Самопроверка и самооценка теста с плаката на доске (правильные ответы “+”)

Проверь себя : 1. а, в, г, д, ж; 2. б, в, д, е, з.

Оцени себя: Если 10 + оценка “5”, 8 – 9 + оценка “4”,

6 – 7 + оценка “3”, менее 6 + оценка “2”.

5. Решение задач (по готовым чертежам)

На доске готовые чертежи – два варианта задач. У доски два ученика.

Прочитать чертежи, записать только решение задач самостоятельно, затем прокомментировать решение учащимися у доски.

Вариант 1.

Рис. 3

Вариант 2.

Рис. 4

6. Минута отдыха

7. Информация о домашнем задании

Домашнее задание дается по трем уровням сложности:

задачи № 189, № 195 – зеленые (I уровень),

задачи № 195, № 193 – синие (II уровень).

задачи № 193, № 214 – красные (III уровень).

8. Подведение итогов урока

9. Разноуровневая самостоятельная работа (по карточкам)

I уровень (зеленый)

1. Запишите пары углов:

а) накрест лежащие;
б) односторонние;
в) соответственные.

Рис. 5

2. Запишите, какие из данных прямых параллельны? Почему?

Рис. 6

3. По какому признаку прямые АС и DE параллельны? Запишите его.

Рис. 7

II уровень (синий)

1. Какие из данных прямых параллельны?

Рис. 8

2. По данным рисунка 9 докажите, что МN || KL.

Рис. 9

3. (доп.)

Прямая ЕК является секущей для прямых CD и MN (Е лежит на CD, K лежит на MN). Угол DEK равен 650. При каком значении угла NKE прямые CD и MN могут быть параллельными?

III уровень (красный)

Рис. 10

1. На рисунке 10 1 = 2, ВС = ЕF, AD = CF. Докажите, что АВ || DE.

Рис. 11

2. По данным рисунка 11 доказать, что АЕ || ВС.

Тетради сдаются на проверку. Каждый ученик получает комплексную оценку за урок.