Урок истории с использованием ИКТ

Разделы: История и обществознание, Информатика


Цель:

  • Подвести учащихся к выводу:
    “Ни в одной стране не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме”.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
  • Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.
  • Формировать умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие.
  • Формировать умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения.

Организация работы:

  1. Класс делится на четыре группы.
  2. Каждая группа выполняет свое задание.
  3. В конце урока должна появиться общая картина рабовладения в Риме во II-I веках до н. э.

Оборудование:

  • Документы.
  • Учебник.
  • Презентация “Рабство в Древнем Риме”.
  • Карта: “Рост Римского государства (III в. до н.э -II в. н. э.)”
  • Фильм “Гладиатор”

Ход урока

1. Организационный момент. Объяснение способа работы на уроке.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме “Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н.э.”.

А) Какие государства смог подчинить себе Рим во II в. до н.э.?

(Работа с картой)

Они смогли покорить Македонию, Грецию, Сирию , разрушили Карфаген и Коринф.

Б) Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание , в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т. п. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так , 150 тыс. жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянам в рабство.

– Каковы были последствия захватнических войн Рима?

  • Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло продолжаться вечно.
  • Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие – обеднели, так как добыча от ограбления захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.
  • Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провинций. Римская армия не могла с ними справиться.
  • Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.
  • Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.

Изучение новой темы:

– Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу – рабов. (Приложение. Слайд № 1).

Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен –
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы.

– Во время нашего урока нас будут интересовать рабы и их жизнь. В какой бы уголок мы не заглянули, везде нам встречаются фигуры работающих рабов. Это были люди, которые камень за камнем возводили богатство Рима. Именно они создали все, чем гордилось римское общество. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “ Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего , что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их собственно не следует брать в расчет”.

– Кто такие рабы? Почему сенатор их не берет в расчет? Слайд № 2. Слайд № 3.

– Какие источники рабства вы можете назвать? Какой источник пополнения рабской силы был основным для Древнего Рима? Слайд № 4.

План.

  1. Положение и жизнь рабов.
  2. Применение труда рабов.
  3. Рабы-гладиаторы.
  4. Отношение к рабам.

1) Положение и жизнь рабов.

Слайд № 5.

Работа с учебником: § 49 п. 2 (с 3 абзаца)

Документ: “О содержании рабов”.

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой – по 4 модия (8, 75 л ) пшеницы, а летом – по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине ( 0. 274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых – таких, откуда можно получить совсем немного масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены , давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на каждый месяц каждому по секстарию ( 0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год.

[Марк Порций Катон. Земледелие.]

“До каких пор мы будем голодать? – говорят рабы. – Нам дают похлебку из прогорклой муки, немного упавших с дерева оливок да кружку воды, настоянной на виноградных выжимках. А наша одежда! Приближается зима, но , кроме жалких лохмотьев, у нас ничего нет. Но недолго нам оставаться в этой тюрьме. Ходят слухи, что в Сицилии восстали рабы, они расправились с рабовладельцами и стали свободными. Мы знаем : побег в горы труден, но возможен. А если удастся бежать, кто знает, может быть доберемся до Сицилии. Лучше быть убитым в бою, сражаясь за свободу, чем умирать здесь медленной смертью”.

Задание:

  • Расскажите о жизни раба.
  • Почему некоторых рабов заковывали в цепи?

2) Использование труда рабов.

Слайд № 6

Работа с учебником § 49 п. 2 (2 первых абзаца), п. 3.

Документ: “Использование труда рабов”.

Рабы должны работать всегда , даже по праздникам и в дождливые дни.

Если стояла дождливая погода , то вот работы , которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, вскапывать огород. Прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…

[Марк Порций Катон. Земледелие.]

Обычно рабы работали по 17-18 часов в сутки.

Задание:

  • Рассказать где использовался труд рабов.
  • Почему рабы часто ломали орудия труда и калечили скот?

3) Рабы-гладиаторы.

Слайд № 7.

Работа с учебником § 49 п. 4.

Документ: “ Гладиаторские бои”.

Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда – вольнонанимаемые воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои , а также травля зверей были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они , как и гонки на колесницах, происходили в цирках , но затем для них стали возводить каменные здания – так называемые амфитеатры. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Император Траян устроил гладиаторские бои , которые длились 117 дней . в них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками , распорядитель боев особым жестом показывал , какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Бои устраивали не только между людьми , но и людей с животными. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. Гладиаторские бои римляне предпочитали всем остальным зрелищам.

Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы, получившие свободу, становились тренерами в специальных гладиаторских школах.

[Маркс Э. Римляне.]

Задание:

  • Сравните любимые зрелища греков и римлян. Сделайте вывод об уровне развития культуры обоих народов в древности.
  • Почему непослушных рабов пугали гладиаторскими школами?
  • Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?

Показ фрагмента фильма “Гладиатор”. Бой гладиаторов.

– Сравните любимые зрелища греков и римлян. Сделайте вывод об уровне развития культуры обоих народов в древности.

Увлечение гладиаторскими играми говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.

4) Отношение к рабам. (Используется элемент театрализации.)

Автор:

Представьте себе, что картина “ожила” и наполнилась звуками. Слышны рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Давайте послушаем, о чем говорят надсмотрщик и владелец имения. Надо сказать ,что надсмотрщик тоже раб, но живется ему лучше, чем остальным невольникам. Боясь потерять свое место, он угодничает перед хозяином:

Надсмотрщик:

- Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении. Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А теперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

Рабовладелец:

– Он лодырь, накажи его.

Надсмотрщик:

– Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

Рабовладелец:

– Попробуй продать его, лишний нахлебник нам не нужен.

Надсмотрщик:

– Помилуй, господин, да кто его купит? Его и даром-то никто не возьмет.

Рабовлпаделец:

– Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре. Туда свозят старых, никуда не годных рабов, они и подыхают там от голода и болезней. Не жалей рабов, заставляй их работать и в праздники , когда даже скот отдыхает. Быков жалей – они стоят дорого. А рабов теперь на невольничных рынках сколько угодно.

– А кем мог стать старый раб в Греции?

Документ “Об обращении с рабами”.

Был некто Дамофил из Энны, весьма богатый и надменный человек. Владея большим количеством земли и многочисленными стадами, он старался превзойти живших в Сицилии римлян не только роскошью, но и числом рабов и бесчеловечной жестокостью в обращении с ними. Во время поездок по своим владениям он разъезжал на великолепных конях в четырехколесных экипажах, в сопровождении вооруженных рабов. Кроме этого, у него было большое количество красивых мальчиков, и он гордился окружающей его толпой грубых льстецов. Его городской дом и сельские виллы были наполнены серебряной художественной посудой и заморскими коврами. Он давал пышные обеды, обставленные с царской роскошью, превосходя своею расточительностью и пышностью даже персов. Грубый и невоспитанный, он обладал бесконтрольной властью и огромным богатством. Сначала он вызвал отвращение к себе, затем раздражение и, наконец, причинил гибель самому себе и великое несчастье своему отечеству. Покупая большое количество рабов, он обращался с ними жестоко, накладывая клейма раскаленным железом на тела тех, кто были рождены свободными на своей родине, но испытали плен и рабскую судьбу. Одних он отправлял скованными на общие работы, других назначал пастухами, но не давал им ни одежды, ни достаточной пищи. Не проходило дня, когда Дамофил в своем самоуправстве и жестокости не истязал бы несколько из своих слуг за самые пустые провинности. Жена его Мегаллида, наслаждаясь изысканными наказаниями, не менее жестоко относилась к своим служанкам и приставленным к ее услугам рабам. И из-за оскорблений и мучительства обоих рабы возненавидели своих господ и решили, что ничего более худшего по сравнению с тем, что они испытывают, с ними не случится... Однажды к Дамофилу из Энны пришли несколько нагих рабов и стали просить, чтобы он выдал им одежду. Тот не пожелал разговаривать и только заметил: “Что же, разве путешественники ездят голыми по стране и не дают готового снабжения тем, которые нуждаются в одежде?” Затем он приказал привязать их к столбам и, подвергнув бичеванию, с высокомерием отослал обратно.

[Диодор, XXXV, 2, 33–38]

Задания:

  • Расскажи об отношении к рабам в Древнем Риме.
  • Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?

– Почему жизнь раба ценилась очень дешево?

4. Закрепление .

Слайд № 8.

Тест: “Рабовладение в Риме во II–I вв. до новой эры”. Слайд № 9.

Ответы: 1в, 2а, 3а, 4в, 5в.

– Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов. Какой вывод можно сделать о состоянии рабства в Древнем Риме?

Вывод: ни в одной стране не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Слайд № 10.

5. Домашнее задание. Приложение. Слайд № 11.

6. Итог урока.

7. Оценки.