Использование логических функций при составлении тестов и кроссвордов в Excel. Курс по выбору. Предпрофильная подготовка (9-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 9


Пояснительная записка

Курс "Составление и проверка кроссвордов и тестов в EXCEL с использованием логических функций" изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т.е. относится к вариативной компоненте образования. Существует мнение, согласно которому кроссворды и шифровки предназначены для досуга. Но их можно применять в педагогической деятельности для активизации познавательной деятельности учащихся. При решении кроссвордов и тестовых заданий учащийся в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднение, обращается к памяти.

Место курса в образовательном процессе. Курс предназначен для ориентационной предпрофильной подготовки по специальности "Информационные технологии".

Цель курса - предпрофильная ориентация школьников в мире компьютерных технологий.

Задачи курса: привитие навыков самостоятельного принятия решений, развитие творческих способностей учащихся, а также самоопределение учеников в будущем профильном обучении и дальнейшей деятельности.

Образовательные результаты. Знакомство со спецификой работы с электронными таблицами и логическими функциями в ЭТ.

В результате изучения курса учащийся должен

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о работе с электронными таблицами;
  • о различных логических функциях;
  • о нетрадиционных формах контроля знаний;

ЗНАТЬ:

  • функциональные возможности электронного процессора Excel;
  • основные типы и форматы данных;
  • способы ввода, редактирования и форматирования данных;
  • виды ссылок;
  • стандартные функции;
  • типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц;
  • основные объекты электронных таблиц и допустимые над ними операции;

УМЕТЬ:

  • создавать, редактировать, форматировать структуру таблицы;
  • использовать электронные таблицы и логические функции для создания тестов и кроссвордов.

Программа рассчитана на 12 ч, в том числе 8 ч отводится на практические занятия. Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использование различных источников информации.

Учебно-тематический план

№ п/п Название темы Количество часов Форма контроля
Всего Теор. занятия Практ. занятия
  Электронные таблицы. Вычисления в ЭТ 1,5 1 0,5 Практическая работа
  Основы логики. 3,5 2,5 1 Самостоятельная работа
  Логические функции в ЭТ. 1 0,5 0,5 Практическая работа
  Использование логических функций для проверки правильности заполнения кроссвордов и выполнения тестовых заданий. 5 0 5 Практическая работа
  Обобщающее повторение 1 0 1 Защита практ работы
  ИТОГО 12 4 8  

Содержание курса

Электронные таблицы. Вычисления в ЭТ.

Понятие ЭТ. Функциональные возможности электронного процессора Excel; основные типы и форматы данных; способы ввода, редактирования и форматирования данных; виды ссылок; стандартные функции; типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц; основные объекты электронных таблиц и допустимые над ними операции

Основы логики.

Формы мышления; понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции. Инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, функция ЕСЛИ.

Логические функции в ЭТ.

Встроенные логические функции в Excel. Вложенность и рекурсивность.

Использование логических функций для проверки правильности заполнения кроссвордов и выполнения тестовых заданий.

Формы тестовых заданий. Способы проверки правильности заполнения кроссвордов и выполнения тестовых заданий.

Обобщающее повторение.

Можно провести презентацию проектов учащихся.

В качестве тем можно брать любой раздел (тему) любого школьного предмета.

Методические указания по подготовке творческих индивидуальных заданий

Творческая индивидуальная работа выполняется по индивидуальному заданию, утвержденному преподавателем в начале изучения материала. Тема задания выбирается учащимися индивидуально с учетом личных интересов и предпочтений. Приведенный список является примерным, и будет дополняться.

Содержание работы учащегося определяется планом, включающим в себя следующее:

  • описание работы (автор, класс, предмет, тема, дата, назначение)
  • сама работа (кроссворд или тест) с ответами.

Общие организационно-методические указания

Курс преподается в течение одной четверти и предусматривает 12 ч занятий, при этом примерно 70% времени отведено практическим занятиям по применению знаний и умений работы в Excel.

Практические задания даются в зависимости от различной компьютерной подготовленности учащихся.

Для сохранения здоровья учащихся следует на практических занятиях систематически проводить физкультминутки. На каждом практическом занятии обязательно выполняйте упражнения для глаз. Желательно, чтобы каждый урок заканчивался этими упражнениями.

Курс предусматривает самостоятельную внеклассную подготовку - разработку содержательной части кроссворда или теста с использованием дополнительных материалов.

Пример кроссворда (приложение 1)

Пример теста (приложение 2)

Список литературы.

  1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. - М.: "Центр тестирования", 2005
  2. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Информатика. Тестовые задания. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  4. Макаренко А.Е. Готовимся к экзамену по информатике.- М.: Айрис-пресс, 2003.
  5. Соловьева Л.Ф. Информатика в видеосюжетах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  6. Экзаменационные вопросы и ответы. Информатика. 9 и 11 выпускные классы: Учеб. пособие/ Авт.-сост.:Г.А.Евсеев, С.В.Симонович - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.