Встреча с родителями

Разделы: Работа с родителями


В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозов, Л.Н. Толстой и другие говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь в разных формах.

Родительское собрание это действенная форма общения воспитателей и родителей. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями.

Зачастую собрания посещают только мамы, поэтому необходимо провести работу по данной проблеме с папами. Заинтересовать и привлечь к участию в родительском собрании. Практический опыт показывает, что результат превосходит все ожидания. Папы проявляют себя творцами и превосходными артистами. Иногда с ними работать, чем с мамами - они активные и исполнительные.

Встреча с папами "Мой папа самый лучший!"

Помещение, где проводится встреча, оформлено фотографиями, на которых отцы занимаются хозяйственными делами, общаются и играют с детьми, а также высказываниями специалистов о роли отца в жизни ребёнка.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие папы! Мы рады видеть вас сегодня в стенах нашего дошкольного учреждения. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике нашлось время для общения с нами - педагогами и детьми.

Ребёнок (читает стихотворение).

Нежно тебя обнимаю за шею:
Счастье твоею дочкой родиться!
Я сделаю больше, чем даже умею,
Лишь бы ты только мог мною гордиться.

Ведущий. Эти замечательные слова каждый малыш готов посвятить своему отцу. Сколькими интересными делами можно заниматься вместе с папой, как много нового можно узнать от него, в какие весёлые игры можно поиграть! Готовясь к сегодняшней встрече, мы взяли у ваших детей интервью, в котором попросили ответить их на вопросы о своих отцах. И сейчас мы предлагаем посмотреть видеозапись этого интервью.

Просмотр видеозаписи.

Примерные вопросы для интервьюирования детей:

  • Как зовут твоего папу?
  • Кем работает твой папа, чем он занят на работе?
  • Чем ты любишь заниматься в свободное время с папой?
  • В какие игры ты чаще всего играешь с папой?
  • Что твой папа умеет делать лучше всех?
  • Если бы ты был папой, чем бы ты помогал маме?

Ведущий. Вот какие замечательные папы у наших детей! Сколько всего удивительного они знают и умеют! А ведь действительно, роль отца в семье переоценить очень сложно.

Сообщение о роли отца в семье и его роли в воспитании детей

Важное воздействие на развитие ребёнка оказывает отец. Изучая значение мужчины в современной семье, специалисты выделяют ряд основных позиций:

Основная ролевая позиция мужчины, как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.

Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несёт ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное, способствует гармоничному развитию личности обоих партнёров.

Мужчина принимает активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объём домашней работы.

Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

Все отмеченные позиции тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно).

Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

Выделяют социальные и духовные потребности ребёнка, на удовлетворение которых отец оказывает серьёзное влияние: потребность в защите и любви, в авторитете, в образце мужского поведения.

Исследования также выявили взаимосвязь между формированием отдельных способностей детей (математических) и наличием в семье отца.

По мнению известного психолога Э. Фромма, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после шести лет.

В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, всё большее значение для правильной полоролевой идентификации приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Не меньшее влияние оказывает отец на развитие девочки. Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни. Ребёнок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Ведущий. Дорогие папы, как видите, вы очень важны для того, чтобы ваши дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми. Выражая свою любовь, дети нарисовали ваши портреты. (Открывает расположенную за ширмой выставку детских рисунков "Мой папа - самый лучший папа!".) Посмотрите, какие тёплые чувства к вам передали дети на этих рисунках! Но наши дети ещё не умеют писать. Как же разобраться, чей папа, на каком рисунке изображён? Конечно же ваше любящее сердце подскажет!

Папам предлагается определить, какой портрет выполнен их детьми.

А ещё дети абсолютно убеждены, что их папы знают всё на свете. Мы специально подобрали детские вопросы, на которые, наверное, только вы, папы, и сможете ответить.

"Папа знает всё" [1]. Подбираются детские вопросы, на которые папы отвечают.

Ну что ж, с детскими вопросами папам удалось справиться играючи. И конечно же, не найдётся в зале ни одного папы, который не испытывал бы чувство гордости за своего ребёнка. А ведь как хочется иной раз поделиться с друзьями и коллегами, какие замечательные дети у нас растут! Не правда ли? И сейчас у вас такая возможность имеется. Какой же он, ваш любимый ребёнок?

"Вот он какой, мой любимый ребёнок!"[1] папам предлагается дать эпитеты своим детям.

А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее.

Отцам предлагается приготовить рассказ о своём ребёнке. В помощь могут быть предложены вопросы.

Вопросы для подготовки презентации рассказа о ребёнке [2]:

Растёт ли ваш ребёнок счастливым и здоровым?

  • Часто ли он смеётся? Что его смешит?
  • Как часто он огорчается? Что его расстраивает больше всего?
  • Любит ли ваш ребёнок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?
  • Много ли вопросов задаёт ваш ребёнок?
  • Как поступает ваш ребёнок, если у него что-то не получается?
  • Что он умеет делать очень хорошо?
  • Чего он не умеет делать, а на ваш взгляд, должен был бы уметь в его возрасте?
  • Бывают ли случаи, когда ваш ребёнок говорит неправду? Как вы думаете, почему он так поступает?
  • Во что любит играть ваш ребёнок? В игре ребёнок отражает то, что видит в жизни, или его привлекают герои сказок, мультфильмов, фильмов для взрослых?
  • Как вы думаете, ваш ребёнок любит вас? Что даёт вам основания так думать?

Ведущий. Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребёнка непростое дело. И как часто приходится сталкиваться нам с непредвиденными ситуациями, неразрешимыми, казалось бы, задачами. Но спросите любого малыша, и он обязательно ответит вам, что кто-кто, а уж папа точно всё сумеет преодолеть.

"Ваши действия" [2]. Папам предлагается анализ педагогических ситуаций:

Ваш малыш пытается отобрать у товарища игрушку на прогулке. Другой малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия?

Ваш ребёнок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом. Ваши действия?

По телевизору идёт трансляция чемпионата мира по футболу (хоккею и др.), а вы никак не можете уложить ребёнка спать. Он постоянно сбрасывает одеяло и вскакивает с кровати. Ваши действия?

В магазине ваш ребёнок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребёнок упал на пол в истерике: "Хочу игрушку-у-у!" Ваши действия?

Ваша жена уехала, ребёнок остался полностью на вас. Вы пытаетесь одновременно приготовить завтрак и собрать ребёнка в детский сад, затем вам необходимо поехать на работу, где будет важное совещание. Но тут раздаётся звонок, и вам сообщают, что в детском саду карантин и лучше ребёнка не приводить. Ваши действия?

Вы смотрите премьеру художественного фильма, в котором играет ваш любимый актёр, а ребёнок просит вас поиграть с ним. Вот уже полчаса он не отходит от вас: "Пап, ну пойдем, поиграем!" Ваши действия?

Ведущий. Все мы сейчас смогли убедиться, что неразрешимых ситуаций для пап не существует. А ещё папы и делать умеют всё. И даже готовить не хуже мам. Это вам любой малыш подтвердит. А главное, любой ребёнок готов прийти папе на помощь в приготовлении кулинарных изысков.

"Кулинарный конкурс". Папы вместе с детьми готовят несложные блюда.

Вечер завершает чаепитие.

Встреча за круглым столом.

Столы расставлены по типу "круглого стола". Звучит спокойная музыка, на столах зажжены свечи, приготовлены приборы к чаю.

Сначала предлагается взрослым и детям встать в круг и поиграть в игру "Паутина" для сближения. (Перекидывая друг другу яркий клубок ниток, делать комплименты). В конце игры полюбоваться красивым ажурным узором.

Затем всех приглашаем к столу. Родители и дети пьют чай. Психолог предлагает поговорить о том, как воспитать коммуникативные способности у ребенка, дает задание родителям с целью сбора информации о ребенке (Игра-тест "Ладошка": необходимо обвести ладони своего ребенка, на каждом пальчике правой руки необходимо написать положительные черты ребенка, а на другой руке: отрицательные черты характера или недостатки, от которых хотели бы избавиться.)

Затем родители и дети слушают аудиозапись с мини-интервью ("Мне нравится:","Я не люблю:") и пытаются по голосу узнать, чье это высказывание.

После небольшого обмена мнениями и впечатлениями, воспитатели объявляют детям, что сегодня родители на глазах у всех превратятся в артистов, а зрителями будут дети и воспитатели. Родители по жребию выбирают себе роль(по заранее приготовленным запискам с названиями персонажей).Воспитатель читает слова автора , а "артисты" действуют ,как только услышат свое "имя". Задействованы все до одного родителя, каждому достанется роль, кому "дерево", а кому "лошадь" и т.д.

СКАЗКА-ЭКСПРОМТ

Ночь. Завывает ветер. Все спят. Тихо. Шумят только деревья. В конуре спит собака. На жердочке спит воробей, он изредка подмигивает, то одним глазом то другим, то одним глазом то другим. В конюшне стоя спит лошадь, иногда она вздрагивает и тихонько ржет. Тихо кругом. Шумят только деревья.

В конюшню осторожно пробирается цыган-вор. Он подкрадывается к лошади, хватает ее под уздцы: Лошадь просыпается, громко ржет, бьет копытом. Цыган уводит коня. Громко залаяла собака, тревожно зачирикал воробей и начал летать по кругу. От шума проснулась хозяйка, выбежала во двор. Цыган-вор уводит коня, собака надрывно лает, воробей еще громче расчирикался. Ветер воет, деревья шумят. Хозяйка заохала, стала звать хозяина.

Выбегает хозяин с ружьем, он догоняет цыгана, отбирает лошадь и ведет ее в конюшню. От радости лает собака. Весело чирикает воробей и летает по кругу. Хозяин зовет хозяйку в дом. Все успокаивается, Спит в конуре собака. На жердочке спит воробей, он подмигивает то одним глазом, то другим, то одним, то другим: Все спят и все вокруг успокаивается.

Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Завершается встреча рефлексией: участникам предлагается поделиться своими впечатлениями, рассказать о своих чувствах и эмоциях.

Литература.

  1. Глебова, С.В. Детский сад - семья [Текст]: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Автор-составитель С.В. Глебова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 - 111с.
  2. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст]: методическое пособие \ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.- 2 изд. - М.: Айрис - пресс, 2007 - 128с.