Долговременная игра для младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Современная жизнь ставит человека в чрезвычайные условия, требуя от него решения совершенно новых, неординарных задач. Выход из этих ситуаций невозможен без определенного опыта по решению проблем, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов и т.д. Также для успешного овладения всеми школьными дисциплинами учащиеся должны владеть навыками самостоятельной научной работы и получать творческое развитие как начинающие исследователи. Таким средством воспитания и формой организации учебно-воспитательной деятельности является игра. Игра, в которой воспитание переходит в самовоспитание. Она относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок является полноправным субъектом деятельности. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Для межсоциального проекта детский сад - начальная школа в этом году организована игра - путешествие.

Предложенная форма игры может использоваться:

  • Для расширения информационного поля воспитанников;
  • Как средство формирования общеучебных умений (организаторских, коммуникативных, решения изобретательских задач и др.);
  • Как средство контроля соответствующих умений, знаний и навыков; в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между классами;
  • Способствовать созданию взглядов, отношений или ценностей через "проживание" воспитывающих ситуаций;
  • Для организации коллективного планирования деятельности;
  • Для введения новых видов деятельности в игру (проектная деятельность).

Обращение к участникам игры

Всем! Всем! Всем!

Слушайте нас, маленькие жители Солнечного города и его гости! Предлагаем вам всем дружно, отправиться в путешествие к островам Синей птицы. Во время путешествия вы сможете ответить на многие вопросы - почему? Приглашаем вас 10 октября 2007 года на общий сбор жителей города, где будет дан старт путешествию. Завершится наше путешествие в мае 2008 года. Главная задача нашего путешествия - научиться смотреть и видеть, понимать происходящие события, действовать самостоятельно, сочувствовать товарищам, переживать за результат совместного начатого дела. Участники путешествия! Вам нужно изучить свой остров, дать ему название, и в течение всего путешествия "обживать" свой остров.Преодолеть путь вам помогут старшие друзья и родители.

Помните, что этот сложный путь, трудный маршрут смогут пройти только дружные, любознательные, добрые, заботливые и ловкие ребята.

Запомните, с заданием вы справитесь легко, если не забудете про самые важные правила, которые мы берем с собой в путешествие:

  • Не будь ленивым, а будь трудолюбивым.
  • Дружи и дружбой дорожи: взрослых уважай, малышей не обижай.
  • Любит свой край, знай его историю и традиции.
  • Умей трудиться - умей и веселиться.
  • Твои друзья - океаны, реки и поля, леса и его обитатели. Береги их!

Программа игры

В игре принимают участие ученики 1-4 классов, воспитанники детского сада, а также их старшие друзья, родители.

В основу игры положена творческая проектная деятельность.

Все классы переименовываются в экипажи или отряды (в зависимости от того, на каком виде транспорта планируется путешествие). Каждый экипаж (отряд) отправляется на остров, который выбирается детским коллективом самостоятельно.

Названия экипажей (отрядов) обсуждается на сборе. Выбрав остров, участники игры должны дать ему название, которое бы отражало деятельность жителей этого острова, разрабатывают маршрут освоения новых земель, каждый коллектив должен водрузить на острове свой флаг.

Опытные путешественники говорят, что в каждом путешествии они бывают три раза: первый - когда к нему готовятся; второй - во время путешествия; третий - вспоминая о нем. Поэтому все дела игры будут состоять из подготовки, проведения и подведения итогов.

Во время подготовки к игре экипажи (отряды) становятся "почемучками", все время, задавая вопросы: зачем? почему? для чего? и т.д. Решают, чем будут заниматься жители их острова, разрабатывают маршрут освоения новых земель.

Во время проведения игры, участники проходят свой маршрут, отвечают на возникающие вопросы, выполняют порученные задания, ведут наблюдения, на каждом этапе выпускают информационный листы во время прохождения маршрута, один раз проводят день презентации своего острова.

Готовясь к подведению итогов, все участники игры украшают место сбора, составляют отчет, награждают лучших, обсуждают поступки каждого участника. Главное чтобы итоги помогли участникам задуматься над тем, как они себя вели, чему научились, что нового и интересного узнали.

Игра проходит под девизом: "Люби и знай свой край и Родину!"

Победителями считается тот экипаж (отряд), который:

- путешествовал вместе со старшими;

- включил в путешествие максимальное количество членов своего коллектива;

- провёл игру интересно и увлекательно, используя смекалку и выдумку;

- оформил свой остров;

- организовал презентацию своего острова;

- в течение путешествия информировал всех жителей города о своих находках (рисунки, рефераты, выставки, экскурсии).

Задачи организаторов:

  • Обучить приёмам организации совместной работы по методу проектной деятельности через технологию сотрудничества;
  • Развить творческие способности детей для использования на благо окружающих;
  • Привить любовь и чувство гордости за свою Родину.

Задачи участников:

  • Раскрыть свои интересы, лучшие качества и способности;
  • Познать как можно шире окружающий мир и свою роль в нем;
  • Овладеть приёмами организации совместной работы в рамках проектной деятельности.

Игра состоит из четырех блоков.

Первый блок "Я - друг""

Срок проведения: сентябрь - октябрь.

Содержание деятельности Для педагогов Для экипажей
1 Формирование экипажей. Решение организаторских вопросов:

- формирование штаба игры;

- сбор родительского комитета.

Знакомство с условиями игры.

Проведение классных собраний.

2 Подготовка к открытию игры Общий сбор, изготовление атрибутов.

Разработка маршрута.

Чтение сказки "Синяя птица"

Название экипажа, изготовление флажка.

Название острова, деятельность экипажа на острове.

Изготовление карты путешествия

Знание сказки "Синяя птица"

3 Разучивание песен Разучивание походных песен Разучивание песен

Результативность:

  • Знание ребят своего экипажа;
  • Знание интересов, увлечений товарищей;
  • Сформированность рефлексивных умений (осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?);
  • Появление чувства защищенности и раскрепощенности в группе.
  • Знание новых песен.

Второй блок "Почемучки"

Срок проведения: сентябрь - апрель

Содержание деятельности Для педагогов Для экипажей
1 Сбор материала, анкетирование, экскурсии. В рамках проектной деятельности сбор необходимой информации Работа в библиотеке, интернете

(сбор материал о своем острове) "Почему, для чего?"

2 Выпуск информационных листов, конкурс рисунков "Знакомьтесь - наш остров" Организация выставки Изготовление рисунков, информации.
3 Проведение экскурсий Организация экскурсий Экскурсии "Возьмем с собой на остров"

Результативность:

  • Сформированность:
    • Коммуникативных умений (умение задавать вопросы, вступать в диалог; умение отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию; умение находить компромисс);
    • Поисковых умений (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
    • Навыков оценочной самостоятельности (определить критерии по которым выставляется самооценка (самостоятельно, коллективно, под руководством руководителя); объективно подойти к самооценке;
    • Умений и навыков работать в сотрудничестве (умение работать с любым партнёром; умение работать в парах, группах, работу строить пооперационно, коллективно; умение взаимопомощи, навыки делового партнёрского общения; умение находить ошибки в работе партнёра);
    • Приобретение опыта активного сопереживания за результат общего дела.

Третий блок " Никогда не скучать"

Срок проведения: январь.

Содержание деятельности Для педагогов Для экипажей
1 Разучивание игр и песен Подбор репертуара для выступления, игр Конкурс песни "Экипаж одна семья"
2 Игра " Два капитана" Изготовление атрибутов, призов. Подготовка команды, эмблема, атрибуты.
3 Спортивная игра с воспитанниками д/сада "Белоснежка", "Два корабля" Изготовление атрибутов, призов. Подготовка команды, (эмблема, название, девиз)
4 Школа для "Почемучек" (основы творческой проектной деятельности) Учеба участников творческой проектной деятельности Участие в работе школы " Почемучек"

Результативность:

  • Сформированность навыка оценочной самостоятельности (определять критерий, по которому выставляется самооценка (коллективно, под руководством взрослого; объективно подходить к самооценке);
  • Приобретение оформительских умений и навыков;
  • Расширение кругозора участников за счёт изучения дополнительной информации по предмету исследования, разучивания разнообразных игр.
  • Развитие мотива познания через разнообразные формы общения (ребёнок - учитель (воспитатель) - родитель).

Четвертый блок "Презентация моего острова"

Срок проведения: апрель.

Содержание деятельности Для педагогов Для экипажей
1 Презентация острова
Праздник "Все легче, если вместе"
Организация работы по проведению презентации (подготовка риторов, продумывание наглядности, корректировка выступлений) Подготовка к презентации проекта (выступление, отчёт, поделки) Разучивание игр, песен.
2 Итоги игровой деятельности Общий сбор,

награждение

Общий сбор

Результативность:

  • Менеджерские умения и навыки (умение планировать процесс, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия);
  • Презентационные умения и навыки (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).
  • Уверенность в поддержке товарищей;
  • Знание фактов истории своего района, углубление знаний по истории России;
  • Умение в обычном находить удивительное.

Приложение.

Используемая литература.

  1. "Проектная деятельность", А.И. Савенков,-М, Просвещение, 2001 год.
  2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.; Знание, 1982 год.
  3. Немов А.С., Кирпичкин А.Г. Путь к коллективу. М; 1988 год.
  4. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.; Народное образование, 2000 год.
  5. Стерденко С.М. Основы релаксации-К.; "Гарт", 1994 год.
  6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М.; "Владос", 2002 год.
  7. Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. М.; Педагогика, 1990 год.
  8. Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером. Н.Н.; НОЦЭВД 2004 год.
  9. "Рост", - программа творческого коллектива Комитета РФ по делам молодежи, 1996 год.
  10. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.;1983 год.
  11. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.; "Новая школа", 1998