Творческий зачет на тему "Художественное своеобразие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя"

Разделы: Литература


Объяснительная записка.

В последнее время педагоги-гуманитарии, в том числе и словесники, начинают приближать свои предметы к "точным", разрабатывать всевозможные тесты, позволяющие количественно определять уровень подготовленности учеников. Но что может выявить, например, тест по литературе? Только одно: знание учениками фактического материала или литературоведческой терминологии. А насколько глубоко осмыслен текст? Здесь уже тесты бессильны. Кроме того, гуманитарное знание - знание по преимуществу неточное. Н.В.Гоголь глазами В.Белинского, О.Сенковского, В.Набокова, Б.Эйхенбаума и т. п. - совершенно разный, но означает ли это, что один из вышеперечисленных толкователей прав, а другие нет? Следовательно, контрольно-оценочные задания, направленные на выявление уровня сформированности гуманитарного знания, безусловно, должны учитывать этот фактор. Кроме того, в подобных заданиях не может не найти отражения тот факт, что литература имеет не только художественное, но историческое и шире - культурологическое содержание. Проверка знаний по литературе не должна вступать в противоречие и с эмоциональной, эстетической стороной литературного образования. Процесс контроля может и должен иметь нестандартную, привлекательную форму. Думается, этим требованиям в определённой мере может соответствовать предлагаемый материал для творческого зачёта по литературе.

Вопросы и задания к творческому зачёту составлены по произведению Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Класс делится на три группы. Задания даны как на карточках-информаторах, так и на слайдах. Прочитав и услышав новую информацию, ученик в ответе на вопрос должен попытаться связать полученные ранее знания с материалом, предлагаемым учителем. Полученные новые сведения, а также теоретический материал ученики записывают в тетради, делают записи о художественном своеобразии "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя.

Урок проводится с помощью мультимедийного оборудования, так как даётся фрагментарно в виде презентации (смотри приложение на диске). На проведение занятия отводится два часа.

Готовясь к уроку внеклассного чтения, ребята должны прочитать повести Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Форма: творческий зачёт.

Цели.

  • Помочь ученикам перейти от уровня содержания (пересказ) к уровню смысла (выделение проблем, их решение автором); помочь прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому, постижению художественной идеи произведения (содержательная цель).
  • Продолжать обучение языку словесного искусства (обучающая и развивающая цель).
  • Способствовать развитию литературных способностей ребёнка: эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образному обобщению словесных образов (развивающая).
  • Продолжать формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст (обучающая и развивающая цель).
  • Расширять культурный кругозор ребёнка (развивающая).
  • Учить ребёнка оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей (обучающая).

Ход урока

Презентация.

Слайд (2).

Вступительное слово учителя. Приветствую вас, дорогие учащиеся, на творческом зачёте, который приоткроет нам художественный мир Н.В.Гоголя.

Давайте познакомимся с отзывами современников на малороссийские повести Н.В.Гоголя.

Учитель читает материал.

Слайд (3).

":На сих днях вышли : малороссийские народные сказки. Они, говорят, написаны молодым человеком, по имени Гоголь, в котором я предвижу большой талант: ты не можешь себе представить, как его повести выше и по вымыслу и по рассказу и по слогу всего того, что доныне издавали под названием русских романов", - писал В.Одоевский.

Владимир Фёдорович Одоевский - философ, музыкант, химик, писатель, на вечерах которого Н.В.Гоголь познакомился со многими известными людьми своего времени.

Слайд (4).

" Вот это совсем другое дело! Тут нет ни всеобщей истории, ни изящных художеств, есть только сказки, и г. Гоголь, у которого : заметили особенное дарование рассказывать шуточные истории, является повествователем занимательным, умным, оригинальным. Малороссийская повесть - настоящая его сфера. Эти два тома читаются легко и приятно",- писал О.И.Сенковский в рецензии на "Вечера на хуторе близ Диканьки".1835.

Осип Иванович Сенковский - русский критик, который высказывал суждения современников - врагов творчества Н.В.Гоголя.

Редко услышишь такое единодушие во мнении среди друзей и врагов творчества Н.В.Гоголя. Но такое произошло!

Вопрос:

- О каких повестях Н.В.Гоголя пишут В.Одоевский и О.И.Сенковский?

("Вечера на хуторе близ Диканьки".) Слайд (5).

Объявляются тема и цель урока.

Демонстрация слайда (6).

Тема творческого зачёта: "Художественное своеобразие "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя". (Ребята записывают тему в тетради.)

Целями урока являются применение знаний и умений, которые вы приобрели на занятиях по творчеству Н.В.Гоголя, в командном соревновании; получение новой информации как в виде дополнительного иллюстративного материала, так и конкретных фактов; дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы по анализу художественного своеобразия повестей.

Итак, приступаем к выполнению заданий и к ответам на вопросы.

Слайд (7).

1. Родные места Н.В.Гоголя. Диканька.

Учитель читает текст.

Слайд (8 ).

"Как будете, господа, ехать ко мне, то прямёхонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку:Приезжайте только, приезжайте поскорей; а накормим так, что будете рассказывать и встречному и поперечному".

Н.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Рудый Панько, диканьский пасечник, именем которого назвался Николай Васильевич в своих первых малороссийских повестях, так радушно приглашал к себе в гости всех читателей.

Учитель.

Рассказ и демонстрация слайдов.

(9) Дорога на Диканьку (название произошло от диких лесов, которые окружали хутор) шла от Яворовщины. Диканьку, родовое гнездо Кочубеев, знали все на Полтавщине. В первой половине 19 века владельцем имения был князь В.П.Кочубей, видный государственный вельможа, живший в Петербурге (10). Ему принадлежала и земля, и великолепный дворец, окружённый вековым парком и садом с прудом. Прадедом Виктора Павловича был тот самый знаменитый Кочубей, который пытался сообщить Петру I об измене Мазепы и был казнён коварным гетманом.

(11) В Диканьке стояли две церкви: Троицкая и родовая церковь Кочубеев - святителя Николая, построенная в 1794 году знаменитым русским архитектором И.А.Львовым.

Въезд в Диканьку тогда, как и сейчас, украшает триумфальная арка, построенная в память посещения этих мест в 1821 году царём Александром I .

(12) Перед въездом в усадьбу Кочубеев стояли пятиохватные дубы, о которых Пушкин в поэме "Полтава" писал:

Цветёт в Диканьке древний род
Дубов друзьями насаждённых,
Они о праотцах казнённых
Доныне внукам говорят.

Эта аллея дубов, по местному преданию, была посажена в память легендарного Кочубея. На краю леса, у самой полтавской дороги, стоял дуб-краса, которым Диканька гордилась, дуб-гигант - "мазеповский" дуб. По легенде, здесь происходили свидания дочери Кочубея с гетманом Мазепой.

(13) Сейчас в посёлке находится музей под открытым небом - всё как при Гоголе - хата под соломой, криница, хлев, глиняный сарайчик, а на взгорье - скрипучий ветряк, ветряная мельница (14).

Вопросы:

- Что значила Диканька в творчестве Н.В.Гоголя? (I -ой команде.)

В годы учёбы не раз приезжал Гоголь в Диканьку. Много он здесь услышал преданий старины. И как тут не вспомнить одного из героев - дьяка диканьской церкви Фому Григорьевича, который рассказал Рудому Паньку повести "Вечер накануне Ивана Купала", "Пропавшая грамота", "Заколдованное место". С большой любовью писал о своём герое писатель. Фома Григорьевич "кажется, и не знатный человек, а посмотреть на него: в лице какая-то важность сияет:" По воспоминаниям родных, Гоголь не один вечер провёл под сенью векового дуба, слушая предания старины.

- Почему Н.В.Гоголь назвался Рудым Панько? (II-ой команде.) Во время ответа учащихся демонстрируется слайд (15).

Выбрал, видимо, Н.Гоголь псевдоним по деду Афанасию (Опанас), сокращённо Панько, а прозвище Рудый подсказал писателю рыжеватый оттенок его собственных волос.

- Какая роль отведена "диканьскому" пасечнику в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"? (III -ей команде.)

Улыбка, искристый юмор, весёлая праздничность в "Вечерах:" начинаются с бесед в доме хуторянина-пасечника Рудого Панька, где постоянно собираются любители поговорить о старине. Среди которых особым талантом рассказывать истории выделяются дьячок диканьской церкви Фома Григорьевич и заезжий "гороховый панич", не упустившие возможности вступить в творческое состязание друг с другом. Но более всего тон общению в доме Рудого Панька задаёт дружелюбие самого хозяина, умеющего выслушать обе стороны, выступить в роли всеобщего примирителя. Правда, Гоголь приготовил ему ещё одну роль - литературную: стать составителем сборника рассказанных у пасечника историй (наверняка, лучших) и его издателем.

Правильно ответившей команде выдаётся жетон после каждого задании, по количеству которых будут выставляться оценки в конце занятия.

Самостоятельно ребятами оформляется в тетради запись о художественном своеобразии "Вечеров:" Н.В.Гоголя.

2. Структура "Вечеров:".

Слайд (16).

Учители читает текст и демонстрирует слайд (17).

": у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, - тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, смех и песни слышаться издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум: Это у нас вечерницы!..

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают!"

Н.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Задания командам:

- Напишите, какие повести входят в первый цикл сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Предисловие, "Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купала", "Майская ночь, или утопленница", "Пропавшая грамота".

- Напишите, какие повести входят во второй цикл сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Предисловие, "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть", "Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка", "Заколдованное место".

- Дайте определение понятия повесть.

Это один из видов эпического рода литературы. По охвату событий и героев повесть меньше, чем роман, но больше, чем рассказ.

Побеждает команда, первая правильно справившаяся с заданием.

3. Черты украинской жизни в "Вечерах:".

Слайд (18).

Учитель.

":Книга открыла русскому читателю новый, прежде неведомый мир романтики украинской народной старины, поэзию сказки и героического подвига, поразила удивительными картинами многокрасочной украинской природы, знанием быта и нравов простых людей:"

Н.А.Высоколова "В лета моей юности".

Задания командам.

Просмотрите ряд слайдов (19, 20, 21, 22) и ответьте на вопрос:

- Какие черты украинской жизни нашли отражение в " Вечерах:"? (I-ой команде.)

 - К кому обращены следующие строчки письма Н.В.Гоголя? (II-ой команде.)

Слайд (23).

"В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов, с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян; равным образом название платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты; также нынешними замужними и мужиками."

Слайд (24).

Дополнительный вопрос:

- Какую роль в творчестве Н.В.Гоголя сыграла М.И.Гоголь?

- Объясните устаревшие слова, которые встретились в тексте "Вечеров.." (III-ей команде). Выдаётся карточка-информатор.

  • Стряпчий - (название некоторых должностных лиц; в 19 веке - чиновник по судебному надзору).
  • Заседатель - (выборное должностное лицо, участвующее в работе какого-нибудь учреждения).
  • Писарь - (должностное лицо, занимающееся перепиской и составлением канцелярских бумаг).
  • Чёрт - (в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало).
  • Ведьма - (в сказках, народных поверьях: злая волшебница).

4. Народные предания, поверья, фантастика в "Вечерах:".

Слайд (25).

Учитель.

"События почти всех повестей из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" так или иначе связаны с потусторонним миром, нечистой силой, а часть сюжетов разворачивается именно в период календарных праздников"

С.Волков. "Настали Святки".

Вопросы командам:

- Что волшебного может произойти в вечер накануне Ивана Купала? Нарисуйте символ волшебной силы (цветок папоротника). Во время ответа учащихся демонстрируется слайд (26).

В этот праздник, по поверьям, расцветает папоротник. Его цветок указывает, где находятся клады; он даёт тому, кто его найдёт, колдовские знания - поэтому за цветком охотятся, его ищут. Но волшебный цветок папоротника крепко охраняется нечистой силой, и достать его практически невозможно.

- По народным поверьям что же происходит в последнюю ночь перед Рождеством? Нарисуйте символ святой волшебной ночи (звезда). Во время ответа учащихся демонстрируется слайд (27).

"В самую полночь отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. Пресветлый рай во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые:. Если кто о чём будет молиться в полночь, о чём просить станет - всё исполнится, сбудется" (А.А.Коринфский).

Это ночь перед рождением Иисуса Христа, когда нечистой силе осталось господствовать всего ничего. Время, когда возможны чудеса.

Молодые люди ходят колядуют, царит веселье и шутки. Слайд (28).

- С каким настроением автор изображает волшебные события в повестях "Вечер накануне Ивана Купала" и "Ночь перед Рождеством"?

Решившемуся на убийство ребёнка ради богатства, ради призрачного счастья придётся пережить много ужасного, поэтому события в повести "Вечер накануне Ивана Купала" автор изображает в тёмных, страшных тонах.

Совсем не так в " Ночи перед Рождеством". В повести, как это и положено на Святки, много смеха, веселья, озорства. Чёрт не страшен и в конечном итоге будет побеждён.

Общее задание для команд.

Учитель.

Слайд (29).

- Сравните - вот как выглядит Басаврюк в "Вечере накануне Ивана Купала": "В этом-то хуторе показывался часто человек, или, лучше сказать, дьявол в человеческом образе. : Всякого проберёт страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унёс бы ноги бог знает куда:" Страшно он преображается и ночью, когда зацветает папоротник.

А вот как появляется чёрт в "Ночи перед Рождеством": ":Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки. Что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом казачке".

- Укажите, в каком отрывке описание нечистой силы звучит с насмешкой, с иронией? Во время ответа учащихся демонстрируется слайд (30).

С самого первого появления нечистой силы в повести "Ночь перед Рождеством" страх отменяется, снимается ироничным тоном рассказа. Гоголь мастер такого "смешного" языка; неслучайна легенда о том, что наборщики "Вечеров:" валялись от смеха, когда набирали в типографии текст повестей. Смех и страх несовместимы.

Учитель.

Если можно говорить о рождении нового года, нового мира, о борьбе светлых и тёмных сил, то у Гоголя она не драматична - это, скорее всего, весёлое состязание с известным исходом.

5. Искромётный юмор и способы создания весёлых ситуаций в "Вечерах:".

Слайд (31).

Учитель.

Слайд (32).

"Сейчас прочёл "Вечера на хуторе близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился".

А.С.Пушкин - А.Ф.Воейкову. 3 октября 1831г.

Веселье представлено во многих повестях цикла "Вечеров:" с большим знанием дела - известно, что Гоголь внимательно изучал фольклор, народные обычаи, пытаясь постичь через них дух своего народа. Ему с блеском удалось передать саму атмосферу праздника святок, атмосферу игры и разнообразных превращений.

Задания командам.

Просмотрите слайды (33, 34, 35, 36, 37, 38, 39). Вспомните и инсценируйте без речи весёлые истории из "Вечеров на хуторе близ Диканьки" так, чтобы другая команда узнала сюжет.

От каждой команды требуется инсценировка по одному весёлому эпизоду из "Вечеров:".

Учитель.

Если вы внимательно читали повесть "Ночь перед Рождеством", то заметили, что всё повествование окрашено лукавством автора.

- Определите, какие способы юмористического повествования использует автор?

  • I команде демонстрируется слайд (40) с изображением чёрта, сидящим в проруби, и довольным расплатой Вакулы (используется способ юмористического повествования : неожиданный поворот дела).
  • II команде демонстрируется слайд (41), где Ткач и Кум мужественно отстаивают мешок: (используется способ несоответствия: слово "мужественно" не очень соответствует облику героев и вызывает улыбку).
  • III команде демонстрируется слайд (42) с изображением пузатого Пацука и зачитывается отрывок из текста: "Пацук жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру:" ( используется приём гиперболы, то есть преувеличения).

- Приведите примеры в подтверждение ваших доводов из "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и объясните, зачем эти приёмы использованы автором.

6. Сочетание фантастического и реального изображения в "Вечерах:".

Слайд (43).

Учитель.

Слайд (44).

": в "Заколдованном месте" волшебная природа этого "места" состоит в том, что в нём как бы пересекаются волшебный и обыденный миры. Эти миры очень похожи, но сходство их - лишь внешнее: сказочный мир как бы притворяется обыденным, надевает его маску: При этом волшебный мир может быть вкраплён в бытовой, составляя в нём островки".

Ю.М.Лотман. "Художественное пространство в прозе Гоголя".

Удивительно разнообразны и многолики созданные воображением Гоголя фантастические мотивы и образы в "Вечерах:".

Задания командам.

- Узнайте, из каких повестей взяты отрывки и расскажите, как в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" сочетаются фантастическое и реальное изображение событий. Во время чтения отрывков учителем демонстрируются слайды (45,46,47).

  • I команде: "Что-то тяжко застонало, и стон перенёсся через поле в лес. Из-за леса поднялись тощие, сухие руки с длинными когтями, затряслись и пропали: Ворочал он по сторонам мёртвыми глазами и увидел он поднявшихся мертвецов, как две капли воды схожих лицом на него". ( "Страшная месть".)
  • II команде: "Как придёшь к небольшой речке, тогда только можешь остановиться. Там и увидишь кого нужно; да не позабудь набрать в карманы того, для чего и карманы сделаны: Ты понимаешь, это добро и дьяволы и люди любят". (Н.В.Гоголь "Пропавшая грамота".)
  • III команде: " На другой день, чуть только стало смеркаться в поле, дед надел свитку, подпоясался, взял под мышку заступ и лопату, надел на голову шапку, выпил кухоль сировцу, утёр губы полою и пошёл прямо к попову огороду. Вот минул и плетень, и низенький дубовый лес. Промеж деревьев вьётся дорожка и выходит в поле. Кажись, та самая. Вышел и на поле - место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит, а гумна не видно. " Нет, это не то место. То, стало быть, подалее: нужно, видно, поворотить к гумну!" Поворотил назад, стал идти другою дорогою - гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне - гумно спряталось. : - А чтоб ты, проклятый сатана:". (Н.В.Гоголь "Заколдованное место".)

Задание всем командам:

- Исходя из выполненного задания, определите жанровую разновидность большинства повестей из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Большинство повестей относится к сказочным, так как создаётся полуреальная-полуфантастическая модель действительности.

7. Соединение цикла повестей "Вечера:" с другими видами искусства.

Слайд (48).

Учитель читает текст и демонстрирует слайд (49).

": в 1871 году он (Крамской И.Н.) ездил в Малороссию, и результатом этой поездки, а, может быть, и побудительной её причиной была картина на сюжет гоголевской повести "Майская ночь". Крамской изучил в подлинной малороссийской местности всю обстановку своей сцены русалок в лунном освещении, и от этого впечатление вышло чрезвычайно поэтическое".

В. Стасов, из воспоминаний.

(Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - русский живописец, один из создателей Артели художников и Творчества передвижников.)

Вопрос I команде:

- Чем, на ваш взгляд, картина Крамского "Майская ночь" близка к повести Н.В.Гоголя?

Учитель.

В 80-е годы 19 века появились первые инсценировки ранней прозы Н.В.Гоголя. Так, например, М.Йосипенко среди прочих называет инсценировки "Майской ночи", принадлежащие 19-ти авторам. Эти инсценировки представлены в трёх основных жанрах: комическая оперетта, комедия, лирическая мелодрама. В каждом случае в соответствии с собственным замыслом драматург "работал" с текстом повести: усиливал или затушёвывал отдельные моменты, перестраивал композицию, изменял характеристики персонажей.

(Инсценировка - переработка повествовательного (поэтического или прозаического) произведения для театра;

мелодрама - жанр драматургии; пьеса, отличающаяся острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла.)

Вопрос II команде:

- Какой, по-вашему, жанр более подходит к инсценировке "Майской ночи"? Почему?

Учитель читает материал с карточки-информатора, которая в дальнейшем будет передана команде ребят.

На сюжеты произведений Н.В.Гоголя написано 48 опер и 4 балета. Большой интерес к творчеству Гоголя проявил композитор Н.А.Римский-Корсаков: им созданы оперы "Майская ночь" (1879), "Ночь перед Рождеством" (1895). Внимание П.И.Чайковского привлекла повесть "Ночь перед Рождеством": в 1874 году композитор создаёт оперу "Кузнец Вакула", на основе которой через 10 лет пишет оперу "Черевички".

Автор оперы "Утопленница" на сюжет повести "Майская ночь" Гоголя - основоположник украинской классической музыки, композитор Н.В.Лысенко (1842-1912).

Вопрос III команде:

- Чем, на ваш взгляд, так привлекли композиторов повести "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя?

8. Изображение природы в "Вечерах:".

Слайд (50).

Учитель читает текст и демонстрирует слайды (51, 52).

"Может быть, нет в мире другого влюблённого с таким исступлением в природу, как я. Я боюсь выпустить её на минуту, ловлю все движения её и чем далее, тем более открываю в ней неуловимых прелестей".

Н.Гоголь. Из письма к И.Дмитриеву. 1832г.

"Жажду, жажду весны. Чувствуешь ли ты своё счастие? Знаешь ли ты его? Ты свидетель её рождения, впиваешь её, дышишь ею: Да дай мне её одну, одну - и никого больше я не желаю видеть:".

Н.Гоголь. Из письма к М.Максимовичу. 1835г.

Описание природы в "Вечерах:" торжественно, это ритмическая проза, в которой обдуман каждый период, каждое существительное сопровождает звучное, яркое определение.

Задания командам:

- Прочитайте выразительно текст, который вы получили на карточке-информаторе, определите, из какой повести он взят, найдите и назовите в тексте известные вам художественно-выразительные средства. Во время ответа учащихся демонстрируются слайды (53, 54, 55).

Текст для I команды.

"Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речки. Всё как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок. И серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю:" Н.Гоголь. "Сорочинская ярмарка".

Текст для II команды.

"Девственные чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!" Н. Гоголь. "Майская ночь".

Текст для III команды.

"Последний день перед рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег:". Н.Гоголь. "Ночь перед Рождеством".

Учитель читает текст и демонстрирует слайды (56, 57).

В 1876 году на передвижной выставке экспонировалась картина А.И.Куинджи "Украинская ночь", ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Огромная поэтическая сила Куинджи способствовала её успеху на Всемирной выставке в Париже в 1879 году.

В 1880 году в помещении Общества поощрения художников в Петербурге состоялась необычная выставка одной картины А.И.Куинджи - "Лунная ночь на Днепре". Многочисленные газеты и журналы помещали статьи, посвящённые полотну, ставшему знаменитым. Длинные очереди выстраивались на улице, люди стремились увидеть произведение искусства, сделавшееся сенсацией. "Положительно я не помню, - писал поэт Я.Полонский, - чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление".

Картина экспонируется теперь в Русском музее.

Экспонировать - показывать какой-либо предмет в музее и на выставке.

Куинджи Архип Иванович (1841 - 1910) - русский живописец.

Задание всем командам.

Рассмотрите репродукцию картины А.И.Куинджи "Лунная ночь на Днепре". Что общего между пейзажем художника и описаниями природы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя? Чем они различаются?

9. Истинное назначение завершающей повести.

Учитель.

"Диканьской нотой" Н.В.Гоголь решил увенчать свой цикл - весёлым и пересыпанным шалостями нечистых "Заколдованным местом".

Это последняя история Фомы Григорьевича о своём деде, в которой, как и в "Пропавшей грамоте", он вновь встретился с чертями, только на этот раз они его обморочили и от души посмеялись над незадачливым кладоискателем.

Вопросы командам:

- Как ведут себя нечистые с дедом?

Всё обыгрывается в комическом свете, и всё потому, что нечистые ведут себя с дедом беззлобно, по-домашнему.

- Во что превращается найденное золото? Почему?

Финальное превращение найденного золота в "сор, дрязг" заставляет вспомнить судьбу петрусевых сокровищ. Но тут дед лишь "плюнул: кинул котёл и руки после того вымыл". Оказывается, что самое ценное в жизни сокровище не золото, а что-то другое:

- Почему Н.В.Гоголь назвал повесть, завершающей цикл, "Заколдованное место"?

Гоголь дал очень правильное название повести, завершающей цикл - "Заколдованное место", - невольно проецируемое на все истории Рудого Панька, воссоздающие образ чародейской страны Диканьки с сильными, мужественными и красивыми людьми, которая сама и есть "заколдованное место". И хотя ведёт к ней, как говорит пасечник, прямёхонькая столбовая дорога, но попасть туда никто и никогда не сможет.

Учитель читает текст и демонстрирует слайд (58).

Хочу завершить наш творческий зачёт словами В.Г.Белинского, который очень ёмко определил художественное своеобразие "Вечеров на хуторе близ Диканьки": "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического - всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная:".

Итог урока.

Даётся немного времени для того, чтобы ребята дописали материал по тому, как они понимают художественное своеобразие "Вечеров:". (Письменные работы в дальнейшем оцениваются и на следующем уроке частично анализируются учителем.)

Учитель подсчитывает набранные каждой командой жетоны и определяет победителя. Выставляются оценки. Словесно поощряются самые активные участники игры.

Домашнее задание.

Подготовьте для выставки "Мир Н.В.Гоголя" рисунки, на которых могут быть изображены понравившиеся вам эпизоды из цикла повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Список литературы.

  1. Волков С. Настали Святки, газета "Литература", №1-03г.
  2. Высоколова Н.А. Гоголь на Полтавщине, М., 1991год.
  3. Н.В.Гоголь. Собрание сочинений в восьми тонах. М. 1984 год.
  4. Горанчаровская Е. Литературная викторина, газета "Литература", №3-05г.
  5. Глушкова Н. Урок комплексного применения знаний и способов действий, газета "Литература", №12-04г
  6. Дмитриева М.А. Творческие зачёты в системе гуманитарного образования. Иваново. 1999г
  7. Капитанова Л.А. Н.В.Гоголь в жизни и творчестве, М., 2006г.
  8. Марченко Н. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя, М., 1980г.
  9. Романичева Е.С. Порыв к высокому, ж-л "Литература в школе", №4-1990г.
  10. Соловей Т.Г. Ночь чудес и справедливости,
  11. ж-л "Уроки литературы". М. № 10-03.
  12. Сенковский О.И. Рецензия на "Вечера на хуторе близ Диканьки", газета "Литература", №4-02г.