Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания детей об изученных орфограммах;
  • развивать орфографическую зоркость;

Ход урока

1. Организационное начало.

2. Чистописание.

Знания делают человека сильным.

У.Как вы понимаете смысл предложения?

У.Сегодня на уроке мы проверим, сильны ли мы в своих знаниях. Готовы?

3. Словарная работа.

На доске карточки со словами:

вьомокр аптасук урецог афотерлькт азербе

У.Расшифруйте слова и запишите. Какое слово "лишнее", почему?

Д.Морковь, капуста, огурец, картофель, берёза. "Лишнее" слово берёза, т.к. это дерево.

У.Что вы знаете о берёзе?

У.К какой части речи относится слово? Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить?

(Об имени существительном).

4. Письмо по памяти.

На доске:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин

У.Назовите имена существительные с безударной гласной в корне слова.

Вспомните, как проверить безударную гласную в корне.

У.Как определить род имён существительных? Определите род имён существительных.

5. Игра "Кто быстрее"

У.Вставьте пропущенные буквы и определите род имён существительных.

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
г..зета к..ртина р..бота
с..довник к..пуста п..нёк
..кно т..рпенье в..рень
пом..щь гол..с зв..рёк
г.лубка л..нейка р..са
ключ.. тиш.. стриж..
з..мля цв..ток в..сток

(Один ученик вставляет букву, другой объясняет орфограмму).

У.Есть ли здесь "лишние" слова. Если да, то, какие и почему?

У.Что вы знаете о правописании ь знака после шипящих?

У.Так какую роль выполняет ь знак в данных словах?

6. Разделите слова на две группы, исправляя ошибки.

Ключ, тиш, ноч, карандаш, луч, мыш, рож, помощ, малыш, молодеж, стриж, этаж, товарищ.

У.Сделайте вывод о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных.

7. Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.
(И.п.: сидя на стуле. Медленно поднимаются)
Поднимаем руки мы по команде: раз!
(Поднимают руки через стороны вверх)
А над нами весело шелестит листва,
(Кисти рук поочередно поворачивают вправо - влево)
Опускаем руки мы по команде: два!
(Руки через стороны медленно опускают вниз)
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
(Руки через стороны поднять вверх, покачать ими влево - вправо)
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
(Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз).
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
(Развести руки в стороны: взмахивая руками, как крыльями)
Как они сядут, тоже покажем - крылья сложим назад.
(Неглубокое приседание. Руки заводят назад за спину, соединяя ладони вместе).

8. Повторение.

У.Имя существительное - важнейшая часть речи.

Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям ученых существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать всё то, что его окружает.

8.1. Работа над предложением.

Лунное сияние освещает землю. - 1 вариант

На востоке алеет заря. - 2 вариант

У.Разберите предложение по членам предложения.

Назовите имена существительные. Чем чаще всего бывает выражено в предложении подлежащее? Какую работу выполняют служебные части речи? Назовите служебные части речи, если они есть в этих предложениях.

9. Домашнее задание: написать три предложения и разобрать их по членам предложения и по частям речи.

10. Итог урока.

У.Чему учились на уроке?

Что вы вспомнили об имени существительном?