Урок во 2-м классе по программе "Школа России". В. А. Осеева. «Волшебное слово»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать навык осознанного чтения. Познакомить с правилами социального поведения, показать зависимость психического, нравственного и физического здоровья.
  2. Развивать устную речь.
  3. Прививать культуру творения здоровья: привитие мотивационной потребности здорового образа жизни.

Оборудование: схемы настроения, иллюстрации явлений природы (гром, гроза, вихрь, буря), отпечатанные слова стихотворения Лунина "Вежливый слон", пословицы.

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Без волненья, без тревог
Начинаем наш урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

2. Дыхательная разминка.

Представим, что перед вами торт, который для вас испекли на день рождения.

Задуем на нём свечи.

А что же желают в день рождения?

Всем хочется нас видеть счастливыми, но человек счастлив, когда здоров, поэтому мудрый русский народ сложил пословицу:

"Здоровье дороже золота".

Нет ничего дороже золота. А что должен делать человек, чтобы быть здоровым?

(Показ слайда №1, №2, №3)

Здоровье

  • Режим дня
  • Правильное питание
  • Личная гигиена
  • Активный образ жизни
  • Настроение

А с каким настроением каждый из вас начинает этот урок? (Ребята выбирают схему своего настроения). (Показ слайда №4)

3. Постановка цели урока.

Настроение разное, оно может меняться, от чего оно зависит и как влияет на наше здоровье, мы сегодня поговорим на уроке, продолжая работу над рассказом Валентины

Александровны Осеевой "Волшебное слово".

4. Работа по теме урока.

Иллюстрация к рассказу с. 88. (Показ слайда №5)

Кто изображён на иллюстрации? (Маленький старичок с длинной седой бородой и Павлик)

А как познакомился Павлик с удивительным старичком? А почему он убежал из дома? Какое настроение у Павлика?

Дети выбирают схему настроения. У каждого ученика на столе схемы настроения.

А теперь давайте подберём слова, которыми можно описать настроение Павлика?

(Ребята выбирают из слов, развешанных по классу: злое, раздражённое, гневное, яростное, сердитое)

Выборочное чтение.

Но перед чтением мы сделаем гимнастику для глаз.

По классу размещены модели бабочек. Учащиеся перемещают глазки от одной бабочки к другой. Сначала в одном направлении (слева направо), а потом в противоположном.

Найдите предложения в тексте, которые помогли нам понять настроение Павлика.

(Красное, сердитое лицо мальчика. Сердито буркнул мальчик. Павлик засопел от обиды.

Павлик стукнул кулаком по скамейке.)

Как мы будем читать слова Павлика, с какой интонацией? А слова старика?

Чтение по ролям.

С каким природным явлением можно сравнить настроение Павлика?

(Гром, гроза, шторм, вихрь, буря) (Показ слайда. Рисунок №6)

Такая же страшная буря творится внутри у Павлика: кровь, которая течёт по венам, не течёт, а бурлит, как быстрая река, сердце не бьётся ритмично, а беспорядочно стучит, совершая намного больше ударов, чем положено в сутки: 12 тысяч ударов. Весь организм совершает напряженную тяжёлую работу. После такой нагрузки наступает усталость, а вслед за усталостью приходят болезни.

Что бы вы посоветовали Павлику, чтобы сохранить здоровье своё и окружающих?

Чтобы привести в норму сердцебиение, снять напряжение можно провести дыхательное упражнение.

5. Физкультминутка (Дыхательное упражнение)

Сделайте глубокий вдох, одновременно сожмите левую руку в кулак крепко- крепко и задержите дыхание. Выдохните, расслабьте руку, закройте глаза.

Такая гимнастика поможет снять волнение, напряжение, беспокойство, переживание каждому человеку.

В классе спряталась пословица, найдите её. Чтобы она звучала, как совет врача мальчику?

(Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.)

А какой совет дал старичок с длинной седой бородой? (Он шепнул волшебное слово).

Как его нужно говорить? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь).

Какое волшебное слово шепнул на ухо старичок?

Помогло оно? Как?

Выборочное чтение.

Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово?

Прочитай, как отреагировала на волшебное слово бабушка?

Как старший брат отнёсся к словам Павлика?

Как вы думаете, это произошло, потому что старик был волшебником?

Кто же на самом деле творил настоящие чудеса?

Какое слово он произносил?

Какое теперь настроение у Павлика? (схема)

Каким теперь стал Павлик? (вежливый, воспитанный, культурный)

А что ещё произошло с изменением Павлика?

Работа с пословицами: соединить начало и конец пословицы, какая из них подходит к рассказу, почему?

  1. Доброе слово : железные ворота отворяет
  2. Добрый человек:.. добру учит.
  3. За добро: добром платят.

Продолжите мысль.

  1. Если я буду добр с людьми, то и : .
  2. Я теперь точно знаю, что моё настроение зависит только от: .
  3. Как ты относишься к себе сам, так и относись к : .

На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово, что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

6. Обобщение и закрепление.

А какие ещё волшебные слова вы знаете?

Послушайте, какие стихи о волшебных словах приготовили ребята. Отгадайте, что это за слова.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого: (спасибо)

Это сокращённое произношение двух слов: спаси и боже, бог. Такими словами в России было принято выражать благодарность: "Спаси, господи!"

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

Друзья мои! Внушайте людям веру!
И чаще говорите: "Добрый день!"
И следуйте хорошему примеру-
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Здороваясь, люди желают друг другу здоровья, а пожелания всегда сбываются.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
Простить, а значит исцелить.
Исцелить - от вины освободить.
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
До свидания, даря надежду на скорое свидание.

Почему эти слова называются волшебными?

Да, они волшебные, потому что те люди, которые их произносят становятся добрыми и ласковыми, а которые их слышат тоже меняются. Как?

Ласковое слово, что весенний денёк. Как вы понимаете эту пословицу?

Л. Н. Толстой: " Слово - дело великое, великое, потому что оно может служить любви, но оно же может служить и вражде и ненависти".

Чему же будут служить наши слова?

Проблемные ситуации:

Инсценировка стихотворения Погорельского "Перестарался".

Можно ли назвать мальчика вежливым?

Погорельский "Перестарался"

Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
"Что с тобой?"-
Вскричала мать:
"Заболел, сыночек?"
Я забыл тебе сказать:
"Мама, доброй ночи!"

Прочитайте стихотворение Лунина "Вежливый слон" и подумайте, можно ли слона назвать вежливым?

Лунин "Вежливый слон"

Вышел слон на лесную дорожку.
Наступил муравью на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
Можешь и ты наступить на мою"

7. Итог урока.

А вот добрый волшебник появился в нашем классе,

И принёс он нам шары
Невиданной красы,
Но подарит нам лишь те,
Что сохранят бодрым наше настроение?

(Скука, печаль, отчаяние, страх, злость, радость, увлечённость, надежда, уверенность, доброта.) (Показ слайда №7)

Подчеркните красным карандашом, какие шары оставит нам добрый волшебник, с какими словами?

Об этих чувствах, сохраняющих хорошее настроение, мы будем говорить на следующих уроках. (Показ слайда №7)

А сегодня на уроке, о каком чувстве мы говорили?

Что делает человека добрым?

Покажите, с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Ребята показывают схемы своего настроения.

А от кого зависит наше настроение? (От нас).

А от чего зависит настроение? (От слов, которые мы произносим, от поступков, которые мы совершаем).

8. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к эпизоду рассказа который больше всего понравился.

Приложение.