"Именем Пушкина" (Встреча — ассоциация с памятником А.С. Пушкину в Москве)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить с историей создания памятника А.С. Пушкину;
  • осмыслить непреходящее значение творческого наследия поэта;
  • выявить литературные и личностные ассоциации учащихся.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, портрет скульптора А.М. Опекушина, фото памятника А.С.Пушкину в Москве, репродукция гравюры "Москва. Открытие памятника А.С. Пушкину в 1880 г.", фотовыставка "Скульптурные изображения А.С. Пушкина", видеофильм "Моя Москва".

Словарь: памятник, ассоциация.

Памятник Пушкину останется мерой того, до какой высоты может доходить полнота человеческой жизни. (М.М. Пришвин)

Это памятник - учителю! ( И.С. Тургенев)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Память: Есть множество способов её увековечить, ведь человеческая благодарность изобретательна. Земля усеяна знаками памяти. От одних веет покоем, другие тревожат, третьи зовут в светлые дали. Иные напоминают идолов - от них делается смутно на душе, иные кажутся недоступными - так они высокомерны. И дело тут не только в мастерстве ваятелей. Главное - КОМУ сооружается памятник.

А кому может быть поставлен памятник? (Ответы учеников).

Сегодня у нас состоится встреча с памятником Александру Сергеевичу Пушкину в Москве.

Встреча с памятником: Это не оговорка. Ещё в начале прошлого века Марина Цветаева сказала, что "Памятник-Пушкина - это одно понятие в одно слово, потому что он живой, так как выношен благодарной памятью народа, создан вдохновенным трудом, а главное - он ведёт негласный разговор с каждым из нас, кто остановился у его пьедестала:"

А другой поэт примерно в то же время написал стихотворение, в котором, обращаясь к памятнику, произнёс: "Александр Сергеевич, разрешите представиться" и подписался: "Маяковский".

А ведь ещё совсем недавно он со своими поэтами-друзьями пытался "сбросить Пушкина с парохода современности". Но время всё расставило на свои места, и стало очевидно: Пушкин живёт в каждом из нас. Он постоянно присутствует в нашей жизни. Как свет. Как воздух.

Итак, я приглашаю вас на встречу не с идолом, кумиром, а с вечно живущим среди нас Поэтом, Человеком, Современником, запечатлённым в бронзе.

2. Просмотр фрагмента "Памятник А.С. Пушкину" из видеофильма "Моя Москва".

Учитель. Перед нами удивительный памятник, хотя наша земля хранит сотни монументов, посвящённых великому сыну России. И каждый из них открывает для нас нового и нового Пушкина, ведь он неисчерпаем.

3. Работа с фотовыставкой.

На нашей фотовыставке вы можете увидеть некоторые из них: "Пушкин в Михайловском", "Пушкин и Гончарова", "Пушкин и Мицкевич", "Пушкин и Даль", "Пушкин и Арина Родионовна", "Пушкин в Царском Селе": Мы видим и фотографию известного памятника Пушкину в Петербурге работы Аникушина. А сколько ещё памятников великому поэту бережно хранит наша земля!

Учитель. Сегодня мы будем говорить о первом, одном из самых лучших памятников А.С. Пушкину.

4. Сообщение "История создания памятника"

Незадолго до смерти, 21 августа 1836 года, словно предчувствуя скорое расставание с жизнью, Пушкин подводит итог своему творчеству:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа:

Да, Пушкин "памятник себе воздвиг нерукотворный" тем, что "чувства добрые" сумел пробудить в каждом из нас. И эти чувства отозвались в народном сердце, пожелавшем создать рукотворный памятник своему поэту.

Эта идея родилась в передовом русском обществе сразу же после гибели поэта.

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!.. -

писал Ф.И. Тютчев в 1837 году. А в 1843 году В.Г. Белинский выразил уверенность, что "придёт время, когда потомство воздвигнет /поэту/ вековечный памятник".

Но царское правительство отвергло саму мысль о создании памятника Пушкину. Оно мотивировало это тем, что памятники ставятся царям и героям. А, как сказал один из приближённых царя, "способность писать стишки не делает их автора выдающимся человеком".

Долгих 25 лет идея создания памятника шла к своему воплощению.

И лишь в 1860 году, после смерти Николая 1, на инициативу друга-лицеиста Ф. Малышкина было получено "высочайшее разрешение", но с оговоркой: средства на памятник из государственной казны не выделять.

Но деньги были собраны всем народом. Да, вся Россия хотела увековечить Пушкинскую славу!

Выразительное чтение стихотворения Н. Доризо:

Едва он умер, тихо, величаво,
Как в тот же самый миг и на века
Пришла на Мойку пушкинская слава,
Пришла, как на Сенатскую войска.
Она пришла к нему в дыму метели
В салопчике, в душистых соболях,

Пришла в худой студенческой шинели,
В тулупе, в чуйке, в стоптанных лаптях.
Пришла, и на гранитном пьедестале -
Доныне, до сегодняшнего дня -
Её цветы живые не увяли.
Они - как трепет Вечного огня.

Очень долго обсуждался вопрос о месте установления первого памятника Пушкину.

В 1875 году, на одном из заседаний по сооружению памятника, было принято решение поставить его не в Царском Селе, где поэт был слишком "уединён", не в Петербурге, столь богатом монументами царских особ, а в Москве, на родине поэта.

Позднее М. Цветаева напишет: "Москва родила - Петербург убил" поэта.

Итак, Москва: Но Москва большая. В каком месте сердца России должен стоять памятник?

5. Заочная экскурсия с литературоведческим комментарием по Тверской улице.

В этом месте многое связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Сколько раз проезжал он по Тверской улице, отправляясь из Москвы в Петербург или возвращаясь обратно.

Рядом с площадью, в доме на углу Тверской и Козицкого переулка в двадцатых годах 19 века был салон Зинаиды Волконской, который часто посещал Пушкин.

А приезжая в Москву, он часто останавливался в гостинице "Англия", располагавшейся неподалёку.

С Тверским бульваром были связаны светлые воспоминания Пушкиных. Недалеко от Страстной площади в одном из домов на балу Александр Сергеевич познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой.

Тверская тех дней ярко запечатлена в романе "Евгений Онегин".

Чтение отрывка из романа (" Пошёл! Уже столпы заставы: И стаи галок на крестах".)

Учитель. Поэтому здесь на площади, в центре Москвы, где многие места хранят воспоминания о поэте, решили установить памятник Пушкину.

Памятник Пушкину - очень ответственная работа.

6. Сообщение о трёх конкурсах на лучший проект памятника.

Учитель. Давайте пофантазируем и попытаемся воспроизвести фрагмент заседания художественной комиссии.

7. Инсценирование-"реконструкция" заседания комиссии.

Учитель. Русский поэт Аполлон Николаевич Майков, обращаясь к скульптору памятника Пушкину, в 1876 году написал стихотворение-пожелание "Ваятелю" с указанием того, что должен выражать памятник Пушкину:

Изобрази ты в нём поэта,
Чтоб - в царстве мысли
царь - он был

Исполнен внутреннего света,
Да им и нас бы охватил!

Кто же он, автор первого памятника Пушкину?

8. Сообщение об А.М. Опекушине.

Учитель. Итак, прошло 25 лет, прежде чем идея была воплощена в жизнь.

Давайте мы с вами вернёмся на более чем сто лет назад и посмотрим, как состоялось открытие памятника.

9. Сообщение "Открытие памятника Пушкину".

На открытии памятника выступило очень много людей. Среди них был великий русский писатель И.С. Тургенев.

Дав оценку А.С. Пушкину как гению русской литературы, как человеку, постигшему суть русского народного характера, Иван Сергеевич обратился к памятнику.

Выразительное чтение фрагмента речи И.С. Тургенева.

Учитель. А в тот же вечер на заседании Общества любителей российской словесности с речью выступил Ф.М. Достоевский. Он говорил о национальном и общечеловеческом смысле уникального явления Пушкина. Заканчивая своё выступление, Фёдор Михайлович сказал: "Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою: некоторую великую тайну. И:мы теперь: эту тайну разгадываем:"

За эту речь литературная Москва увенчала писателя лавровым венком.

Глубокой ночью Достоевский пришёл к памятнику Пушкину и положил венок к его подножию, отдавая дань глубокого уважения гению пера.

Давайте же и мы подойдём поближе к памятнику великому поэту.

10. Устное словесное рисование "Памятник Пушкину".

Поэт стоит, слегка наклонив голову. Правая рука заложена за жилет, а левая держит за спиной шляпу. И кажется, что шёл он по бульвару, а потом остановился и глубоко задумался. О чём? Может быть, в его душе рождаются строки: "Так, полдень мой настал:"

Пушкин стоит в накинутом на плечи поверх сюртука широком плаще. Лежит он свободно, собран крупными складками. Кажется, что перед нами не литая бронза, а мягкая ткань!

Особенно выразительно лицо поэта. Будто думает он о жизни, о своём народе.

Скульптор удивительно точно передал и портретное сходство с оригиналом. Пушкин, как живой, стоит перед нами.

Всё строго и просто в памятнике, никаких лишних украшений.

На фасаде постамента, на передней его части, - гусиное перо и лавровый венок - в благодарность поэту за его гениальный труд. Чуть выше высечено только одно слово: ПУШКИНУ.

А на боковых сторонах - строки из знаменитого стихотворения "Памятник":

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Какой перифразой вы могли бы заменить надпись на памятнике Пушкину?

Ответы учащихся. ("России первая любовь!", "Любимец народа", "Талант, умеющий любить:", "Душа в заветной лире:" и др.).

Как вы думаете, какие поэтические строки могли рождаться в ту минуту, которую запечатлел А.М. Опекушин?

Ответы учащихся:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать:("Элегия")

О нет! Недаром жизнь и лира
Мне были вверены судьбой! ("Козлову")

И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа. ("К Н.Я. Плюсковой")

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! ("К Чаадаеву")

Учитель. Отлитый из бронзы памятник, как мы уже сказали, был установлен в начале Тверского бульвара, а позже, уже в советское время, когда разрушили Страстной монастырь, был перенесён на другую сторону Пушкинской площади.

Но для коренных москвичей этот перенос был воспринят очень болезненно.

Чтение отрывка из повести В. Катаева "Алмазный мой венец" ("Москва. 20-е годы. Тверская: А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак".)

Учитель. У меня в руках вырезка из газеты "Комсомольская правда" от 1 февраля 1987 года.

Здесь телеграмма от москвича, адресованная хранителю Пушкиногорья Семёну Степановичу Гейченко с просьбой о возвращении памятника Пушкину на прежнее место.

Чтение отрывка из письма.

Учитель. Но, увы, переноса памятника на прежнее место пока не произошло. Но коренные москвичи верят, что историческая справедливость восторжествует.

11. Литературные ассоциации.

Учитель. А мы вернёмся к памятнику. У каждого он вызывает свои ассоциации.

Словарная работа.

  • Дайте толкование слова "ассоциация". (Ответы учеников).
  • Какие мысли и чувства рождал памятник у выдающихся литераторов?

Выступления учеников:

 

1) Иван Шмелёв считал, что встреча с Пушкиным (пусть в бронзовом обличье) - это для каждого из нас знак судьбы. Он со своего пьедестала как бы говорит нам: "Помните своё, не теряйте себя, сознавайте себя, кто вы! откуда вы! из какой стихии! какого корня!".

2) Встреча Анны Ахматовой с памятником Пушкину стала толчком для рождения стихотворения "Пушкин". (Чтение стихотворения).

3) Вспоминаются удивительные строчки стихотворения "Александр Сергеевич". Их автор - Булат Окуджава, коренной москвич, для которого Пушкинская площадь, наряду со старым Арбатом, была любимом местом Москвы. (Чтение стихотворения).

4) Странная и удивительная ассоциация родилась у М.И. Цветаевой. Она считала, что у А.М. Опекушина была "чудная мысль - гиганта поставить среди детей. Чёрного гиганта - среди белых детей:

Памятник Пушкина есть памятник чёрной крови: Расизм до своего зарождения Пушкиным опрокинут в самую минуту его рождения. Нет - раньше: в неизвестный день и час, когда Пётр впервые остановил на абиссинском мальчике Ибрагиме чёрный, светлый, весёлый и страшный взгляд. Взгляд-приказ - Пушкину быть. Так что наши дети будут расти под памятником против расизма - за гения".

Учитель. Как вновь не вспомнить пушкинские строки:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И как бы подтверждением этих слов являются стихи поэтов ХХ века.

Чтение учениками стихотворений (Л. Озеров "Старик тунгус, приехавший в Москву:", Р. Гамзатов "Пора ученья для меня настала:" и др.).

Учитель. Да, истинный гений интернационален, поэтому у подножия памятника Пушкина можно встретить людей с разным цветом кожи, из разных уголков нашей страны и всего мира. У каждого - свой Пушкин, своя кровная связь с ним.

11. Творческая работа.

Какие ассоциации вызывает памятник Пушкину у вас? (Чтение творческих работ).

12. Подведение итогов размышления.

Учитель. Мы живём на Севере. Много лет тому назад сюда приехал писатель Борис Шергин. Именно здесь у него произошла удивительная встреча с поморкой С.И.Чёрной, неграмотной женщиной, которая поведала ему северный сказ о Пушкине, в котором выразила своё понимание гения великого поэта.

Чтение наизусть "Северного сказа о Пушкине" С.И. Чёрной.

Учитель. Как мы видим, пушкинская поэзия понятна и близка разным людям. В этом её непреходящее значение.

Хочется процитировать слова Давида Самойлова:

Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу!..

Учитель. Евгений Евтушенко как-то сказал: "Если бы у меня была возможность воскресить хотя бы одного человека, я воскресил бы Пушкина". И это не случайно, ведь

Непредставима жизнь без Пушкина.
Она без Пушкина - вдова.

Пока душа не обездушена
И Пушкин в ней - душа жива.

Я очень надеюсь, что когда вы будете в Москве, то обязательно подойдёте к памятнику Пушкину и поговорите с ним по душам. А может быть, спросите: "Что, брат Пушкин? И ты, небось, так же томился ночами, тяжело ступал ногами по половицам, гадал о прошлом, страшился будущего? Ты, Пушкин, скажи! Как жить? Что грядёт?"

Приходят к памятнику люди, кладут цветы. И светлеют их лица, воскресает душа.

А в самые радостные дни своей жизни они с родными и близкими фотографируются на фоне Пушкина. Нет, не на фоне, а с Пушкиным.

И происходит чудо: у фотографа из аппарата птичка вылетает. Если не верите, то у вас есть возможность это проверить!

Звучит запись песни Булата Окуджавы "На фоне Пушкина снимается семейство".

Учитель. Давайте и мы на память снимемся на фоне Пушкина и будем счастливы!