Урок литературы в 7-м классе по теме "Соотношение «внешней» и «внутренней» композиции в повести А.С. Пушкина «Метель»

Разделы: Литература


Цели урока:

  • работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов; достижение творческого уровня качества знаний, умений, навыков.
  • обогащение и усложнение словарного запаса, овладение художественными образами, понятийным аппаратом;
  • анализ прочитанного, составление вопросов, систематизация, построение аналогии.
  • привлечение внимание к теме ответственности за свои поступки, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, "быть", а не "казаться", жить, а не играть в жизнь, понимать других и себя.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

- Дома при работе с текстом повести "Метель" вам необходимо было найти соотношение сюжета и фабулы произведения А.С.Пушкина.

Что такое сюжет? (События произведения в той последовательности, как узнал об этом читатель).

Что такое фабула? (Это то, что было на самом деле). / Определения даны по Б.М. Томашевскому/.

-Какие части сюжета и фабулы не совпадают? (Работа у доски. Составление сравнительной таблицы при помощи ответов учащихся).

СЮЖЕТ ФАБУЛА
- Марья Гавриловна убегает из дому, чтобы венчаться с Владимиром, а утром оказывается опять дома.

-Владимир, узнав что-то от священника в Жадрино, уезжает на войну. Пишет "полусумасшедшее" письмо родителям Марьи Гавриловны.

-Марья Гавриловна венчается не с Владимиром, а с Бурминым.

-Владимир уезжает на войну, потому что узнает, что Марья Гавриловна венчалась с другим.

-Перед нами есть двойственность в изображении событий: есть что мы узнали и как.

Анализ отдельных эпизодов, сцен, выявление двойственности в поступках героев.

В художественном произведении мы можем выделить внешний "срез" произведения: образы- персонажи + сюжет-конфликт ивнутренний "срез": повествовательная структура + система приемов, или, короче говоря, Что написано и Как написано.

Таким образом, у нас как бы постоянно возникают две стороны, две точки зрения на один и тот же предмет, явление, событие: в тексте.

Попробуем в этом направлении рассмотреть теперь события, поступки главных героев повести во времени и дать им оценку ( работа может быть организована по группам, три героя-три группы):

Марья Гавриловна: побег - венчание - возвращение к родителям - встреча с Бурминым

"Внешний" план "Внутренний" план

-Побег поступок романной героини; "проступок", "преступление";

-Венчание поступок романной героини; чувство вины;

-Возвращение болезнь; испытание, наказание; к родителям

-Встреча любовь по роману раскаянье за прошлое с Бурминым

Владимир: план побега, уговаривает М.Г. - заблудился в метели - уходит на войну, погибает

-План побега поступок романного героя, в план входило возвращение выбор свидетелей говорит к родителям о театральности, игре по правилам романа

-Заблудился в метели не успевает на венчание

-Уходит на войну обида Бурмин: едет в полк, но из-за - венчается в Жадрино - возвращается с войны, метели сбился с дороги встречает М.Г.

-Едет в полк, но из-за упрямствует, метели сбился с дороги просили остаться-поехал

-Венчается в Жадрино по легкомыслию, "из-за позже чувство вины непонятной, непростительной ветрености"

-Возвращается войны, ведет себя как романтический раскаянье за прошлое встречает М.Г. герой

-Таким образом, мы видим, что и в поступках героев есть "внешняя" и "внутренняя" стороны.

Выявление мотивов.

А какие общие мотивы, связывающие героев, можно выделить? (Прежде всего, это мотив игры, маски. Все герои в разные периоды своей жизни "играют" в кого-то. Также двойственные мотивы вины-раскаянья (М.Г. и Бурмин), мотив ухода-возвращения (М.Г. и Бурмин).

- Почему "выпадает" Владимир? (Не почувствовал вины, "ложная" обида заслонила все).

-Если большинство мотивов двойные, то, может быть, и мотив игры имеет вторую часть? Давайте попробуем найти эту часть после просмотра инсценировки сцены объяснения Бурмина в любви Марье Гавриловне. Мы с двумя ребятами продумали режиссуру этого эпизода заранее. Попробуйте понять, почему это происходит именно так, а не иначе в нашей постановке.

(Объяснение начинается со слов "Я вас люблю, - сказал Бурмин:". Бурмин стоит на одном колене, Марья Гавриловна сидит на скамье. Сначала ребята читают свой текст по книгам, затем, после фразы "Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением" - продолжают говорить до конца сцены уже без книг).

-Почему были отложены книги? Почему герой встал с колен? Куда делась "военная тактика" М.Г.? ( Герои сняли "маски", они стали сами собой).

-Самое время вернуться к тому, с чего мы начали урок: есть два способа изображения, две стороны, два "среза" - внутренний и внешний. Когда-то А.П.Чехов по поводу лермонтовской прозы советовал: " ее надо разбирать по фразам, по членам предложения, как гимназисты". По-моему, этот совет мастера годится и для прозы Пушкина. Объясните с точки зрения ситаксиса, где, по-вашему в тексте герои сняли маски?( Пока герои "играли", их речь была оформлена как прямая речь, после - как диалог).

- В чем разница? (Прямая речь невозможна без слов автора, который обязательно дает оценку. Диалог может быть и без слов автора. Диалог, если можно так выразиться, "живее", "настоящее" прямой речи. Герои забывают о своих "ролях", они искренне радуются невозможной развязке и возможной любви).

-Закончить урок мне бы хотелось словами А.Платонова: ":Но в чем тайна произведений Пушкина? В том, что за его сочинениями - как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу - остается нечто еще большее, что пока еще не сказано. Мы видим море, но за ним предчувствуем океан".

Домашнее задание:

Почему повесть называется "Метель"? Как реализуются все значения этого слова в контексте повести?