Влияние физико–географического положения Африки на особенности природы материка (7-й класс)

Разделы: География

Класс: 7


Цель: на примере Африки установить влияние физико-географического положения материка на особенности его природы.

Задачи:

  • Введение понятия «ФГП материка»;
  • Научить определять ФГП материка, давать характеристику по плану;
  • Продолжение формирования умения делать прогнозы на основе влияния ФГП Африки на природу материка;
  • Развивать интерес к изучаемому материку через проблемное изложение учебного материала;
  • Создать образ материка Африка через применение средств ИКТ.

Оборудование: физическая карта мира и Африки, интерактивная доска, компьютер, глобус, атласы, контурные карты, презентация POWER POINT (приложение 1), электронные карты, электронное приложения к учебнику 7 класса, личные фотоколлекции учителей, музыкальное сопровождение (приложение 2).

Тип урока: вводный, изучение нового материала.

Методы: проблемное изложение с применением ИКТ, частично-поисковый, анализ карт различного содержания и текста учебника, работа с контурными картами, сопоставление карт различного содержания.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой.

Подготовка к началу урока

II. Изучение нового материала

1. Первичное знакомство с Африкой

1. Эмоциональный рассказ учителя с параллельной демонстрацией слайдов
№ 3-4

 «Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд, сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев …»

(Владимир Корочанцев)

 

- Ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы начинаем изучение Африки. Только что я прочитала слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте. А какой представляется Африка вам?!

Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу «Многоликая Африка»

- Действительно, Африка – второй по величине материк после Евразии, самый жаркий на Земле. Здесь находится самая длинная река мира, самая большая тропическая пустыня, крупнейший массив тропических лесов. Название материка – «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которые жили в одном из районов на севере материка.

 

2. Введение понятия «физико-географическое положение материка»

Проблемный вопрос и эвристическая беседа на ее основе.

 

Почему Африка именно такая, какой знает ее Владимир Корочанцев, какой увидели вы ее на слайд-шоу?

Возможные наводящие вопросы беседы:

- Почему в Африке жарко и не бывает снега?

- Почему в Антарктиде холодно?

- Почему у нас климат разнообразный?

Возможные предположения ребят:

- Африку пересекает экватор.

- Антарктида находится на полюсе?

- Мы живем между экватором и полюсом.

Действительно, особенности природы территории зависят от ее местоположения на Земле. И вы в этом сегодня сможете убедиться сами.

- Откройте страницу 107 «Оглавление» в учебнике и скажите о порядке изложения материалов учебника о материках.

Работая с учебником, ребята убеждаются в том, что изучение каждого материка начинается с географического положения и делают вывод.

Вывод: особенности природы зависят от ее местоположения на планете Земля, т.е. географического положения

- Значит, нам надо познакомиться с положением материка на Земле, т.е. с физико-географическим положением.

 

- Предположите, какие пункты могут быть в плане характеристики ФГП материка.

- На экране появляется типовой план описания ФГП материка.

Предположения:

  • размеры территории;
  • положение относительно экватора;
  • какие моря и океаны омывают и т.д.

3. Описание географического положения материка (Слайд № 11)

- А сейчас все вместе опишем ФГП материка.

Работа проводиться фронтально, ребята работают в контурных картах, отмечая особенности географического положения Африки. Один ученик работает на доске.

1. Положение материка относительно экватора, тропиков и начального меридиана.

  • Экватор пересекает почти посередине, располагается в северном и южном полушарии. Большая часть лежит на северном полушарии.
  • Северный и Южный тропики пересекают материк, большая часть ее территории находится между ними.
  • Начальный меридиан пересекает ее на западе, большая часть лежит в восточном полушарии.

Вывод: большая часть Африки располагается между тропиками, по отношению к начальному меридиану в восточном полушарии.

2. Крайние точки материка и их координаты.

Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.

  • Ученик у доски определяет, отмечает точки и записывает их координаты на электронной карте.
  • Совместно с учителем определяют протяженность в градусах по широте и долготе.

3. В каких климатических поясах располагается.

По электронной карте определяют пояса и особенности их расположения

Африка располагается в 7 климатических поясах, 3 из них – субэкваториальный, тропический и субтропический имеются в северном и южном полушариях. (Слайд № 12)

4. Омывающие берега моря и океаны

На электронной карте подписывает объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.

Берега материка изрезаны не очень сильно, мало глубоких заливов, омывают два океана, вдоль берегов мало островов, особенно с запада, со стороны Атлантического океана.

5. Расположение относительно других материков

  • Располагается близко к Евразии, отделен узким Суэцким каналом, а раньше, наоборот был соединен с Суэцким перешейком.
  • Остальные материки отделены океанами.

Африка – это, по образному выражению Н.Гумилева, «груша на дереве Евразии.

4. Закрепление изученного материала

Тест – неоконченная фраза.

  • Африка посередине пересекается …
  • Начальный меридиан пересекает А. с …
  • Северная точка материка – мыс …
  • Южная точка …
  • Восточная крайняя точка …
  • Западная крайняя точка …
  • Африку омывают океаны …
  • Самое соленое море, омывающее берега Африки …
  • С севера берега омывается …
  • Гвинейский залив расположен с …
  • Самый большой остров вблизи берегов материка …
  • Полуостров, на котором расположена самая восточная точка материка.

Дополнения: полуостров Сомали называют Африканским рогом.

  • Средиземное и Красное моря соединяет …

Дополнение: длина – 160 км, строился 10 лет и был открыт в 1867 году. Канал сокращает путь из Европы в Индию на более чем 6000 км, а в Австралию – 10000 км. Принадлежит Египту.

Устно продолжают незаконченную фразу.

4. Влияние ФГП материка на особенности ее природы (эвристическая беседа)

Итак, карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы и проливы, острова и полуострова. Мы с вами вместе описали географическое положение материка Африка. Помните, вначале урока вы предположили, что особенности природы, наверное, зависят от ее ГП, а сейчас попробуем убедиться в этом.

Прогнозируют влияние ГП Африки на особенности ее природы.

  • Главная особенность ГП – материк пересекается экватором посередине.

 

- Влияние на климат: самый жаркий климат, 3 климатических пояса повторяются на обоих полушариях, а экваториальный – один.

  • Влияние на распределение осадков.

 

- Работая с климатическими картами, выясняют, что северная часть материка более засушлива, чем южная.

  • Почему так?

 

- Близость Африки с северо-востока, конфигурация материка – широкая северная часть, к югу материк сужается, влияние океанов возрастает.

  • По физической карте выясните, где более густая речная сеть, а где рек почти нет? Почему?

 

 

  • Влияет ли ГП на рельеф материка?

Дополнения учителя – Приложение 1.

Демонстрация слайд – шоу с примерами влияния ГП на рельеф.

Скорее всего влияет, потому что внешние силы природы (колебание температур, ветер, текучие воды) формируют рельеф любой территории. Примеры влияния при затруднении приводит учитель.

  • Влияние ГП на особенности жизни африканцев.

Слайд – шоу об особенностях жизни африканцев в разных природных зонах.
Комментарии учителя.

Прослушивание предположений и комментарии фотографий слайд-шоу (Слайды № 5,7,9,10)

 

Физико-географическое положение определяет особенности материка Африка, влияет на все компоненты природы, на все стороны жизни людей.

III. Домашнее задание

Ребята! Вы сегодня только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Африки. Мы надеемся у вас возникло желание побольше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного материка. Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите необычные домашние задания. Это – творческие проекты, могут быть индивидуальные и коллективные.

  • Разработка маршрута путешествия;
  • Создание презентаций по разным темам: «Природные рекордсмены Африки», «Природные уникумы», «Удивительная Сахара» и т.д.
  • Рекламные проспекты;
  • Сочинения, стихи.
  • Африка в произведениях поэтов, писателей и художников.

IV. Подведение итогов урока.