Урок развития речи в начальной школе по теме "Редактирование текста с элементами сочинения" (3-4-е классы)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование умения раскрывать тему и главную мысль при передаче  содержания текста.
  2. Формирование умения устанавливать последовательность слов в предложении,  предложений в тексте.
  3. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой текста.

Ход урока

1. Актуализация знаний, сообщение темы урока.

На доске: …- ложь, да в ней намек.

У: Какое слово, связанное с темой нашего урока, пропущено?

У: Как называют тех, кто придумывает, рассказывает, пишет сказки?

У: Сегодня на уроке вы попробуете себя в этой роли, т.е. будете сказочниками.

2. Работа с 1 частью.

На доске:

У: Что записано?

У: По какому принципу слова распределены по группам?

У: На какие группы могли бы разбить данные слова, предложите свои варианты?

У: Какое задание могли бы предложить?

У: Составьте из данных слов два предложения.

У: А у сказочника получилось вот что.

На доске:

Зайцы построили на лесной поляне домик. Всё вокруг подмели.

У. добавляет в последнее предложение союз а.

На доске:

Зайцы построили на лесной поляне домик. Всё вокруг подмели а

У: Что изменилось? Закончите это предложение.

У: Автор рассказывает вот о чём:

На доске:

Зайцы построили на лесной поляне домик. Всё вокруг подмели а большой камень с дороги не убрали.

3. Орфографическая подготовка.

У: Что написано? Всё ли устраивает в записи предложений? Какой знак пропущен? Докажите.

У: Выберете схему, соответствующую данному предложению:

У: Какие опасные места спрятались в этих предложениях? Расставьте графические символы над соответствующими орфограммами.

4. Запись 1 части по памяти.

У: Запишите эту часть по памяти. О чём необходимо помнить при записи частей текста?

5. Работа над 2-й частью текста.

У: Как вы думаете, что было дальше?

У: А сказочник (автор) рассказывает вот о чём.

На доске:

Налетела на камень, пролила щи. Упал косой, разбил нос. Потом зайчиха несла кастрюлю с горячими щами. Бежал заяц с огорода, забыл про камень на дороге.

У: Всё ли понятно? Объясните.

У: Что необходимо сделать, чтобы текст получился? Как развивались события? О ком необходимо рассказать сначала? А потом? Какое слово указало на такую последовательность событий?

6. Орфографическая подготовка.

У: На что необходимо обратить внимание при записи этой части, предложений. Объясните постановку запятых. Какие это однородные члены?

У: По графическому символу найдите в этой части слово с соответствующей орфограммой.

7. Запись 2-й части.

8. Работа над 3-й частью.

У: На этом сказка могла бы и закончиться, но…

На доске:

Упрямый заяц не захотел убрать камень с дороги.

У: Закончите эту часть самостоятельно, кто испытывает трудности, может использовать помощь.

Необходимо выписать только те предложения, которые являются продолжением сказки:

Карточка-помощь:

Вдруг из чащи вышел медведь. Однажды к зайцам пожаловал Михайло Иванович с большой кадкой мёда. Он шёл на задних лапах и ревел, пчёлы жалили медведя. Встречали зайцы дорогого гостя на крылечке. Он разорил пчельник. Заяц сломал лапу. Налетел медведь по дороге на камень. Перекатился Топтыгин через голову, сломал заячий домик. Кто виноват?

У: Что необходимо помнить при записи данной части.

9. Самостоятельная запись части.

10. Работа над названием.

У: Перечитайте сказку, что отсутствует в нашем тексте?

У: Придумайте. О чём необходимо помнить при выборе названия?

На доске:

Упрямый заяц.
Кто виноват?
Упрямый камень.
Кто сломал заячий домик.

У: Какое название подошло бы к данному тексту? В каком выражена главная мысль, в каком – тема?

11. Подведение итогов.

У: Давайте послушаем, что у вас получилось.

У: Что написали? Докажите, что это текст.

У: Прочитайте пословицу, с которой мы начали наш урок. Так в чём намёк, в чём урок сказки?

Примерный текст.

Кто виноват?

Зайцы построили на лесной поляне домик. Всё вокруг подмели, а большой камень с дороги не убрали.

Бежал заяц с огорода, забыл про камень на дороге. Упал косой, разбил нос. Потом зайчиха несла кастрюлю с горячими щами. Налетела на камень, пролила щи.

Упрямый заяц не захотел убрать камень с дороги.

Однажды к зайцам пожаловал Михайло Иванович с большой кадкой мёда. Встречали зайцы дорогого гостя на крылечке. Налетел медведь по дороге на камень, перекатился Топтыгин через голову, сломал заячий домик. Кто виноват?

(По С. Михалкову)