Путешествие в мир сказок

Разделы: Литература


Цель: Проникнуться атмосферой сказок А.С. Пушкина. Увидеть красоту и индивидуальность слога.

Задача:

  • Постараться быть внимательным к слову.
  • Показать знание сказок А.С. Пушкина.

Оформление доски:

  • Тема.
  • Портрет А.С. Пушкина, портрет Арины Родионовны.
  • Репродукции к сказкам А.С. Пушкина.

Эпиграф.

В чудный мир сказок вошёл навсегда и расставаться с ним не желаю.
А.С. Пушкин.

Ход урока

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в мир сказок А.С. Пушкина. Вспомним некоторые из них, проникнемся атмосферой сказок, представим себя на месте героев.

Итак, в путь! -

Фонограмма шум моря, крик чаек.

Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Берег у моря лежит, кораблю пристать велит.

- Что же это за берег?

(Учащийся №1 рассказывает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила")

Учитель:

- Отрывок из какого произведения А.С. Пушкина вы услышали?

Дети:

- Из поэмы "Руслан и Людмила".

(За правильный ответ учитель раздает жетоны)

Учитель:

- Мы часто слышали слово лукоморье. Что же такое лукоморье?

Дети:

- Изгиб морского берега.

Учитель:

- Как вы думаете, благодаря кому мы попали на этот берег?

Дети:

- Благодаря Пушкину и его няне (Арине Родионовне)

Учитель:

- Правильно.

(Учитель подходит к портрету Арины Родионовны.)

- Автор этого портрета наш земляк.

(Учащийся №2 рассказывает)

- Прологом к поэме "Руслан и Людмила" Пушкин доказывал: и простонародное может быть прекрасным. Это художественное исследование народной сказки. Откуда поэт так хорошо знал сказки? В этом заслуга няни поэта, Арины Родионовны.

Арина Родионовна Яковлева ( в замужестве Матвеева) была крепостной крестьянкой.

(Учитель дает учащемуся №2 красный жетон)

Выходит Учащаяся №3 и рассказывает:

- С рождением А.С. Пушкина она получила вольную, но осталась в семье Пушкиных и нянчила всех детей. Арина Родионовна мастерски говорила сказки, была замечательной сказительницей, свободно рифмовала: "Вот стану море морщить да вас чертей корчить.", "Не мышью, не лягушкой - неведомой зверушкой." У Арины Родионовны был один любимый эпитет, которым она часто пользовалась - "золотой!" Отсюда - названия пушкинских сказок: "Золотая рыбка", "Золотой петушок".

(Учитель дает Учащемуся №3 жетон)

Учитель:

- Без няни не было бы Пушкина - сказочника. Продолжаем наш путь.

Ветер по морю гуляет
Наш кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо горочки крутой
В сказку  "O рыбке золотой".
Нас встречает золотая рыбка.

(В роли золотой рыбки выступает Учащийся №4)

"Золотая рыбка":

- Вы попадете в мою сказку, если выполните задание:

На столах у вас лежат картинки, изображающие отрывки из сказок Пушкина и слова текста к сказкам.

- Нужно найти подходящие слова к картинкам. Кто выполнит первым, поднимите руку.

(Ребята выполняют задание)

("Рыбка" раздает жетоны за правильные ответы)

"Рыбка":

- Вы попали в мою сказку.

(3-я группа показывает сценку из сказки "О рыбаке и рыбке"). (Учитель раздает жетоны участникам сценки)

Учитель:

- Отправимся дальше.

Ветер в море все гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Город новый, златоглавый.
Пристань с крепкою заставой.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Но мы не можем попасть в этот город. Путь нам преграждает стража. Стража желает задать вам несколько вопросов.

(Выходит стража: учащийся №5 и №6.)

- Назовите полное название нашей сказки. ("Сказка о царе Салтане, о сильном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди").

- В каких насекомых превращала Лебедь князя Гвидона? ( Комар, шмель, муха). Стража:

- Вы попали в нашу сказку.

Учитель:

- У вас на столах лежат листки с описаниями царевн.

Стража:

- Какое описание подходит к нашей сказке?

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

- Назовите, из каких сказок выбраны данные описания?

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

Учитель:

- Найдите сравнения в этих описаниях.

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

Учитель:

Здесь присутствует эпизод из народной сказки.

Что общего в сказках народных и сказках А. Пушкина?

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

- Каковы различия?

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

- Вы много поработали, а сейчас посмотрим сценку из сказки "О царе Салтане..."

(Уч-ся первой группы инсценируют эпизод из сказки)

Учитель:

- Нам пора в путь.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
Мимо славного Салтана,
И желанная страна вот
Уж издали видна.

(Появляется мачеха из сказки "О мертвой царевне..." учащаяся №7 )

Читает монолог:

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Мне в приданное дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имеет:
Говорить оно умеет.
С ним одним лишь я всегда
Добродушна. Весела,
С ним приветливо шучу я
И, красуясь, говорю я:
"Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

Из какой сказки я?

Кто я такая?

(Уч-ся отвечают "Мачеха" раздает жетоны)

- На какие сказки похожа сказка А.С. Пушкина "О мертвой
царевне..."

(Уч-ся отвечают: "Жуковский. "Спящая царевна". "Гримм. "Белоснежка". Мачеха раздает жетоны)

Мачеха:

Я рада, вы в моей сказке.

Вижу, что вы (ребята) нарисовали иллюстрации к моей сказке. Расскажите об этих эпизодах.. Почему вы выбрали именно эти отрывки из текста к своим иллюстрациям.

(Уч-ся отвечают по группам "Мачеха" раздает жетоны.)

Но царевна молодая,
Потихоньку расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...
А.С.Пушкин

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава.
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит...
А.С.Пушкин

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая - сама как солнце ясное светится. Все на нее дивятся, любуются, от удивления слово промолвить не могут.

"Царевна-лягушка"

Учитель:

- 2 группа подготовила инсценирование отрывка из этой сказки, внимательно смотрим.

(Инсцен. из отрывка сказки)

Много мы колесили по морям. Нам необходим сейчас привал. Представим, что мы на зеленом лугу, и еще раз вспомним сказки Пушкина. Ко мне подходят по 1 представителю от команд.

(Уч-ся вытаскивают из мешка предметы.)

C какой сказкой ассоциируются эти предметы? (Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

Кому принадлежат данные предметы? (Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

Предметы:

  • Яблоко. "Сказка о мертвой..."
  • Веревка. "Сказка о попе..."
  • Месяц. Сказка о мертвой..."
  • Корыто. "Сказка о рыбаке и рыбке"
  • Зеркальце. "Сказка о мертвой..."
  • Орешки. "Сказка о царе Салтане..."

Учитель возвращается к эпиграфу урока, читает его.

- Мне хотелось бы, чтобы вы (ребята) тоже вошли навсегда в мир сказок Пушкина. А с его произведениями мы не прощаемся, вы будете знакомиться с ними на уроках литературы.

Наше путешествие закончилось. Складываем жетоны в коробочки, которые я отдаю жюри для подведения итогов. Жюри считает количество баллов и объявляет итоги игры (урока).