Программа курса "Регионоведение на английском языке"

Разделы: Иностранные языки


Coвременная образовательная ситуация в нашей стране характеризуется возрастающим интересом педагогической общественности к исследованию условий реализации личностно ориентированного подхода в общеобразовательной школе. Требования к разработке содержания личностно ориентированного процесса предполагают выявление содержания субъектного опыта ученика, включая его опыт предшествующего обучения. Это может быть реализовано в том случае, когда изложение знаний направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого учащегося.

Одной из лучших возможностей соотнесения нового и наличного опыта учащихся является опора на использование регионального компонента содержания образования. Поэтому обращение к знаниям особенностей географии, истории и культуры региона проживания детей и использования их для построения новой картины мира будет оправданным и целесообразным.

Регионоведение в настоящий момент является обязательной вариативной частью языковой подготовки учащихся. Принят федеральный компонент государственного стандарта по иностранным языкам, который включает ряд требований, отражающих соизучение культур стран родного и изучаемого языков. (Приложение к приказу Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312).

Цели курса: создать условия для развития и совершенствования коммуникативной компетенции старшеклассников, а также для расширения содержательной основы обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом региональных знаний.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

  • дать основы знаний о регионе;
  • раскрыть значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека;
  • пробудить познавательный интерес к родному краю;
  • сформировать культурологический потенциал;
  • сформировать адаптивный тип жизнедеятельности.

В связи с тем, что основной задачей курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятии целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), методику обучения в сотрудничестве, осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя ). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера , которые стимулируют познавательную активность учащихся.

Методические принципы: минимизация, учет региональной специфики, отбор регионально значимых предметов речи, последовательное предъявление информации, коммуникативность.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения курса :

Языковая компетенция:

Графика и орфография. Написание новой лексики по тематике курса.

Произносительная сторона речи. Беглость речи с использованием разных интонационных структур.

Лексическая сторона речи. Дополнительно к продуктивному лексическому минимуму в объёме основной школы(1000 лексических единиц), 150-200 лексических единиц, обслуживающих реалии региона в рамках отобранных тем.

Грамматическая сторона речи. Согласование времён. Неличные формы глаголов. Наклонение глаголов. Глагольные формы в страдательном залоге в сложных временах.

Предметное содержание речи . Алтай. География ,политическая жизнь, экономика, флора и фауна, города, их культурные особенности и достопримечательности.

Речевая компетенция:

Говорение. Все виды монолога на основе тематики и лексики. Полилог в форме дискуссии и деловой беседы с соблюдением норм речевого этикета. Публичные выступления (в связи с увиденным/прочитанным). Представление результатов выполнения проекта. Представление социокультурного портрета региона. Оценка или характеристика событий, фактов современной жизни в регионе.

Аудирование. Понимание основного содержания аудио/видео текстов; вычленение значимой информации из звучащих текстов.

Чтение текстов с использованием различных стратегий/видов чтения (ознакомительного, просмотрового, поискового, изучающего). Элементарный лингвистический анализ текста (нахождение лексико-грамматических явлений с целью определения их функций).

Письмо. Изложение полученных сведений о регионе в форме тезисов (устного/письменного сообщения), в том числе на основе выписок из текста. Составление конспекта, реферата. Перевод текстов с иностранного языка на родной и с родного на иностранный.

Социокультурная компетенция. Социокультурный портрет региона. Знаменитые деятели, учёные, писатели, художники, актёры, режиссёры. Их вклад в развитие культуры региона.

По окончании курса ребятам предлагается самостоятельно разработать проект, посвященный определенному аспекту жизни, деятельности и культурному наследию своего региона. Кроме того, ребятам предлагается принять участие в конкурсе сочинений "Мой край родной" на английском языке.

Курс "Регионоведение на английском языке" внедрен в учебный процесс(объем-1час в неделю) за счет увеличения количества часов иностранного языка в 10-11ых классах (с2х до 3х) в учебном плане с 2006 года (в связи с переходом школы на профильное обучение, универсальный профиль), в то время как учебник Кузовлева В. П. рассчитан на 2часа в неделю. Тематика курса полностью совместима с программой учебника Кузовлева В. П. т. к. темы регионоведения рассматриваются параллельно циклам учебника.

Тематическое планирование курса "Регионоведение на английском языке" 10-11 классы

Тематика курса Кол-во часов Формы обучения,

Творческие задания

Цикл учебника
1. Введение в Регионоведение: цели и задачи курса. 1 час Лекция цикл 1
2. Географические характиристики региона: расположение, ресурсы, природа, климат, города, районы, известные люди. 5 часов Практические занятия,   мультимедийный урок.

Проект, сообщение, письмо.

цикл 1
3. Политическое устройство региона. Символы края(герб, флаг).

Органы власти.

5 часов Практические занятия, проверочная работа, ролевая игра.

Таблица, проект изменений системы ПУ государства, тест.

цикл 2
4. Социальная сфера. Молодежные организации. Варианты стилей жизни. 4 часа Практические занятия.

Опрос общественного

мнения, проект молодежной субкультуры, рисунок "Современный портрет молодого человека"

цикл 3

цикл4

5. Образование, учебные заведения. Реализация права на образование. 3 часа Практические занятия, общение со студентами вузов, заполнение анкеты.

Опрос общественного мнения, проект "Права и обязанности ученика", тест.

цикл 4
6. Система социальной защиты граждан в регионе. Социальные службы. Здравоохранение. 4 часа Практические занятия. Опрос общественного мнения, проект "Улучшения системы СО". цикл 5
7. Художественная культура региона: мир региональной поэзии, прозы. Вклад региона в развитие кинематографа. Театральная жизнь региона. 4 часа Лекция, практические занятия, обзор театральных афиш.

Конкурс на перевод стихотворений алтайских поэтов, отзыв о просмотренном спектакле.

цикл 6
8. Технологический и научный потенциал региона. Ученые.

Научные учреждения.

2 часа Практические занятия, экскурсия на предприятие.

Проект "Мой вклад в технологический потенциал региона", доклад тест.

цикл 7
9. Региональный большой и малый бизнес.

10. Итоговый урок.

2 часа

1 час

Лекция, встреча с представителями бизнеса.

Сочинение "Как я участвовал в бизнесе".

Проект. Конкурсное сочинение.

цикл 7

Средства обучения:

  1. З. П. Горбенко. Современный подход к планированию урока иностранного языка в условиях личностно-ориентированного обучения (на материале регионального компонента).
  2. Учебно-методическое пособие. Барнаул. АКИПКРО. 2005г.
  3. З. П. Горбенко. "Мой родной город". Учебный фильм на английском языке. Барнаул. АКИПКРО. 2006г.
  4. В. С. Ревякин. География Алтайского края. Барнаул . 2004г.
  5. Учебное пособие по развитию навыков устной речи для студентов 1-2
  6. курса технических специальностей. АлтГТУ им. Ползунова. Барнаул. 2006.
  7. В. Садчиков. Алтай. Фотоальбом.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.