Урок в 5-м классе. Зачёт по теме «Действия с натуральными числами»"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Цель урока: повторить правила действия с натуральными числами, как находятся неизвестные компоненты при решении уравнений.

Оформление урока:

  1. Приготовить карточки для показа учащимся с примерами для устного счета.
  2. Подготовить вопросы для устного опроса, которые будут показаны на экране с помощью мультимедийного устройства.
  3. На магнитной доске повесить красочно оформленные таблички с названием остановок маршрута: Лесная - Речная - Зоопарк - Смекалка.
  4. Каждому ученику на стол положить дидактический материал (вырезанные из бумаги красочные грибы, ягоды, рыбки, на которых написаны различные задания) и лист для учета полученных баллов.

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин).

Учитель сообщает тему и цель урока, в какой форме будет проходить урок. Говорит о том, какой дидактический материал будет использоваться на уроке, как будут оцениваться результаты их деятельности.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. И прежде, чем мы начнем его, обратите внимание на тот раздаточный материал, который лежит у каждого из вас на столе. Его вы будете использовать в течение урока. В ходе нашего путешествия вы сможете заработать баллы, которые затем превратятся в оценку. Для этого каждый из вас должен фиксировать свой правильный ответ в ведомости учета знаний.

Начинаем путешествие. А поедем мы на поезде знаний, для этого необходимо купить билеты. Каждый из вас должен решить один пример устно, правильный ответ - билет куплен (за каждый правильный ответ ученик оценивает себя "+" на листе для зачета).

2.Устный счет (7 мин.).

Учитель показывает учащимся карточки, на которых представлены примеры для устного счета.

Учащиеся по очереди дают ответ.

Задания для устного счета.

19 + 83, 24·5, 173 - 19, 126 : 3, 0·74, 219 + 43, 59 - 16, 15 + 7 + 35, 2·9·5, 41· 2, 94 - 57, 129:0, 96 : 8, 63 + 24, 50·3·2, 76 - 49, 54 + 28, 200 : 10, 480·10, 53·10, 100:50.

Учитель: Билеты куплены, пора отправляться в путь.

3. Основная часть урока.

Учитель: Первая остановка "Лесная". Собираем грибы. На столе у каждого лежат "грибы" с примерами на "сложение" и "вычитание". Если пример решен, то получаем ягоду (пример на "умножение"), затем еще одну ягоду (с примером на "деление"). Время остановки 7 минут.

По истечении времени учитель читает правильные ответы, ученики сами проверяют и оценивают себя. Если все примеры выполнены верно, то ученик получает три плюса.

Примечание: задание составлено учителем так, что во всех примерах на грибах получается ответ - 3178, на ягодах - при умножении - 8736, при делении - 208. Все примеры различны.

Примеры:

А) на грибах б) на ягодах

3049 + 129 42· 208 3536: 17

2077 +1101 48·182 7488: 36

2828 +350 78·112 3328: 16

1091 + 2087 39·224 3120: 15

7925 - 4747 96·91 2288: 11

3984 - 806 52·168 5616: 27

4398 - 1220 13·672 7280: 35

2395 + 783 16·546 2912: 14

8493 - 5315 84·104 4992: 24

5467 - 2289 156·56 4784: 23

2254 + 924 28·312 12896: 62

9384 - 6206 32·273 9568: 46

Учитель: Вторая остановка "Речная". У каждого на столе лежит рыбка, на которой написаны уравнения на сложение и вычитание. Прежде, чем мы с вами начнем ловить рыбу, вспомним, как называются неизвестные компоненты в различных уравнениях, и с помощью какого правила их можно найти.

Решая устные задания, учащиеся обосновывают свое решение с помощью конкретных правил.

Учитель предлагает учащимся решить устно уравнения (записаны на доске).

Устные задания:

Х·7 = 63

55: х = 11

х + 9 = 14

42 - у = 3

у - 6 = 9

у· 18 = 36

Учитель: Правило решения уравнений мы с вами повторили, теперь самое время половить рыбу.

Кто решит одно уравнение на первой рыбке, получает другую рыбку, с примером решения уравнения на умножение. Время остановки 7 минут.

По истечении времени учитель зачитывает ответы, учащиеся сверяют свои ответы и фиксирую свои успехи в листе учета знаний.

Задания на рыбках все различны, но ответы одинаковы.

Ответы: уравнение на сложение и вычитание - 191; на умножение - 13.

Задание на рыбке:

у - 29 = 162 49 + х = 240

475 - у = 284 х +82 = 109

684 - у = 493 у + 129 = 320

284 - у = 93 х + 124 = 315

у - 76 = 115 у + 67 = 124

415 - х = 224 у + 333 = 524.

Учитель: Третья остановка "Зоопарк" (15 мин.). Работаем с учебником, № 428, стр. 96.

Ученики читают задачу, объясняют ход решения, которое записывают потом самостоятельно. При объяснении задачи каждое правильное действие оценивается 1 баллом. После записи решения ученики еще раз читают решение с пояснением по действиям.

Задача №428. В царстве мышей было 276 мышей - мам и столько же мышей - пап. Мышей деток было в 5 раз больше количества мам и пап, взятых вместе. Однажды они решили, что все мыши будут носить сапожки. Сколько всего сапожек нужно изготовить?

Решение задачи:

276·2 = 552(м.) - мышей мам и пап вместе.

552·2 = 2760(м.) - деток.

2760 + 552 = 3312(м.) - всего мышей.

3312·4 = 13248(с) - всего.

Ответ: 13248 сапожек.

Учитель: Последняя остановка "Смекалка". Сейчас мы узнаем, кто из вас быстрее всех и правильно ответит на заданный вопрос.

Ученики отвечают на вопросы, задаваемые учителем, получая за каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы:

  1. Результат вычитания (разность).
  2. Результат сложения (сумма).
  3. Какое число получается, если число разделить само на себя (единица).
  4. Число при умножении (множитель).
  5. Число, из которого вычитают другое (уменьшаемое).
  6. Результат деления (частное).
  7. Числа при сложении (слагаемые).
  8. Число, на которое мы делим (делитель).
  9. Число, на которое нельзя делить (нуль).
  10. Знак суммы (плюс).
  11. Знак разности (минус).

4. Итог урока: (5 мин.)

Учитель подводит итог урока. Повторяет с учащимися основные правила, которыми пользовались на уроке:

Как называются числа при сложении, вычитании, умножении, делении.

Как найти неизвестное:

  • слагаемое,
  • вычитаемое,
  • уменьшаемое,
  • делимое,
  • делитель,
  • множитель?

Дети сами задают вопросы друг другу. За каждый верный ответ - 1 балл.

Учитель: Путешествие подошло к концу. И сейчас выясним, кто с какими успехами пришел к финишу. Посчитайте заработанные баллы и оцените себя на основании следующих критериев (записаны на доске):

"5" - 10 и более,

"4" - 7 - 9 баллов,

"3" - 5 или 6 баллов.

После этого все учащиеся считают плюсы на своих зачетных листах.

По количеству плюсов выставляются оценки.

Примечание: все примеры на дидактическом материале (грибах, ягодах, рыбках) подобраны для каждого ученика различные, но ответ при решении примеров одного задания получается один и тот же. Так как примеры различны, то это обеспечивает самостоятельность при выполнении заданий. А одинаковые ответы облегчают работу учителя при проверке и, что самое главное все это способствует экономии времени, которое тратится на проверку, и учащиеся сразу могут видеть свой результат.