Игровые технологии на уроке истории

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • образовательная: способствовать повторению, обобщению и систематизации основных знаний учащихся о Великой Отечественной войне;
  • развивающая: продолжить работу по закреплению основных умений и навыков: работать с фактическим материалом, датами, понятиями, обобщать материал, делать вывод;
  • воспитательная: содействовать формированию чувства патриотизма, нравственной позиции, чувства сопричастности к судьбе родины.

Оборудование:

  • игровое поле к викторине "Звёздный час",
  • раздаточный материал (сигнальные карточки), книжная выставка произведений о Великой Отечественной войне,
  • карты основных сражений Великой Отечественной войны.

Жюри: учителя истории, администрация школы.

Тип урока: обобщающий; форма организации - викторина "Звёздный час".

Ход урока

Вводное слово учителя:

Здесь собрались самые лучшие знатоки истории Великой Отечественной войны. Наша викторина будет проходить в шесть этапов, в каждом этапе по пять заданий, кроме последнего, шестого этапа "Продолжи рассказ" в ходе которого и определится наш победитель.

Условия викторины: на игровом поле шесть секторов, в которых по очереди будут меняться задания этапа. В первом и втором этапах вам предстоит разобраться с хронологией и историческими значениями главных сражений Великой Отечественной войны, в третьем соотнести фамилии героев и их подвиги, в четвёртом этапе - вспомнить литературные произведения, и события которые в них описаны, в пятом выбрать город, который не имеет звания "Город-герой".

Перед каждым из участников по семь сигнальных карточек от 0 до 6. Ведущий выводит на игровое поле задание, участники при помощи сигнальной карточки с номером, правильного на их взгляд ответа, отвечают на задание.

Жюри подсчитывает количество правильных ответов данных каждым учащимся в ходе каждого этапа. Учащиеся, набравшие наименьшее количество балов выбывают из дальнейшего хода викторины.

Этапы и задания.

I этап - "Огненные вехи войны".

Задание.

На игровом поле представлены названия самых значительных сражений Великой Отечественной войны. Посмотрите внимательно на названия сражений, не нарушена ли их хронологическая последовательность. Какие из перечисленных сражений необходимо поменять местами. Если всё верно, то вам необходимо поднять сигнальную карточку "0".

1. Смоленское сражение.

2. Битва за Ленинград.

3. Битва за Москву.

4. Курская битва.

5. Сталинградская битва.

6. Берлинская битва.

Подведение итогов этапа.

II этап - "Сражения и их историческое значение".

Задание.

На игровом поле остаются те же названия сражений. Ведущий, зачитывает историческое значение, учащиеся поднимают сигнальную карточку с номером сражения, которая соответствует правильному ответу

В ходе этого сражения начинается коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Это было первое поражение немцев во Второй мировой войне, в ходе этого сражения был развеян миф о непобедимости немецкой армии.

Это сражение задержало наступление немцев на Москву.

По окончании этого сражения был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

В ходе, какого из представленных сражений завершился коренной перелом в войне.

Подведение итогов этапа.

III этап - "В жизни всегда есть место подвигу".

В ходе войны было совершено много героических подвигов. Имена героев бессмертны. Давайте попробуем разобраться в именах героев и совершённых ими подвигах. На игровом поле названия сражений меняются на фамилии героев:

1. Шаландин. 3. Талалихин 5. Угловский
2. Горовец 4. Клочков 6. Гастелло

Задание.

"6 июля 1943 года в составе эскадрильи на самолёте Ла - 5 он прикрывал свои войска. Возвращаясь с задания, он увидел группу вражеских бомбардировщиков, но из- за повреждения радиопередатчика не смог сообщить ведущему. Он решил атаковать их один.

В ходе боя отважный лётчик сбил 9 вражеских бомбардировщиков, но и сам погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза".

"Героический подвиг в бою 6 июля 1943 года совершил экипаж советского танка во главе с его командиром. Израсходовав все боеприпасы, на горящем танке экипаж решил пойти на "таран" немецкого "Тигра". Они с ходу врезались в борт вражеского танка. "Тигр" загорелся, но погиб и весь экипаж нашего танка. Командиру экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза".

"В одном из боёв, из - за потери тяги в расположении врага остались две пушки. Он решил любой ценой вернуть их, и конечно же вернул. За этот подвиг и ряд других на Огненной дуге ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы, школы нашего города".

"Суровая осень 1941 года, небольшой отряд из 28 бойцов, во главе которого он стоял, заняли позиции между деревней Нелидово и разъездом Дубосеково. Никто из бойцов не дрогнул, его слова стали клятвой защитников Москвы: "Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва!" В живых осталось лишь пятеро защитников высоты".

"В ночь на 7 августа 1941 года он одним из первых совершил таран в ночном бою, сбив на подступах к Москве вражеский бомбардировщик. В октябре 1941 года погиб в воздушном бою".

Подведение итогов этапа.

IV этап - "Тема войны в литературе".

Тема войны нашла своё яркое выражение в художественной литературе. Перед вами на игровом поле представлены названия литературных произведений и их авторы.

О каких событиях Великой Отечественной войны рассказывают произведения на расположенные на игровом поле:

1. А. Бек "Волоколамское шоссе"; 4. К. Симонов "Последнее лето";
2. Ю. Бондарев "Горячий снег"; 5. Б. Васильев "В списках не значился";
3. Ю. Фёдоров "Ключ к "Цитадели""; 6. А. Чаковский "Блокада".

Задание.

В этом произведении рассказывается о прославленной Панфиловской дивизии.

События этого произведения разворачиваются в период Сталинградской битвы.

Героический подвиг ленинградцев в годы войны вдохновил автора на создание этого произведения.

Это произведение знакомит нас с первыми днями войны, с героической защитой Брестской крепости.

Подвиг на Огненной дуге стал основой для создания этого произведения.

Подведение итогов этапа.

V этап - "Города - герои".

Героями бывают не только люди, героями бывают и города. За стойкость и героическую оборону 11 городам бывшего СССР было присвоено звание "Город - герой".

Задание.

Перед вами названия 6 городов, какой из перечисленных городов не является городом - героем?

1. Москва; 3.Волгоград; 5. Тула;
2. Ленинград; 4. Киев; 6. Одесса.

Подведение итогов этапа.

VI этап - "Продолжи рассказ".

Оставшимся в последнем туре учащимся предлагается проверить свои знания по истории Курской битвы. Учащиеся выполняют задание "Продолжи рассказ". Дополняя друг друга по одному предложению, учащиеся составляют рассказ о Курской битве. Начинает учащийся с наименьшим количеством балов. Выигрывает тот, чьё предложение было последним, в то время, как другой, уже не сможет больше ничего добавить. На размышление даётся 1 минута.

Заключение: жюри подводит итоги викторины, объявляется победитель, выставление оценок за урок.

В заключение слово предоставляется победителю викторины "Звёздный час".

Список использованной литературы.

  1. "Великая Отечественная война 1941 - 1945", энциклопедия - М., 2006 г.
  2. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 г
  3. В.В. Гукова, История 5-1 классы. Технология современного урока. Волгоград,: Учитель. 2008 .