Программа факультативного курса "Занимательная лингвистика"

Разделы: Русский язык, Иностранные языки, Начальная школа, Внеклассная работа


В данный момент, являясь учителем начальных классов, я работаю в 3 классе, на базе которого в прошлом году была открыта экспериментальная площадка по мультилингвальному обучению "Оптимизация системы мультилингвального обучения в общеобразовательном лицее".

Объектом ее исследования является процесс обучения младших школьников двум иностранным языкам немецкому и английскому с одновременным стартом. Цель данного эксперимента - создание эффективной системы организации процесса мультилингвального обучения.

Совместно с учителем иностранного языка Гунькиной О.В. были намечены задачи, способствующие реализации данной цели, в частности, это

  • привести в соответствие содержательную часть образовательного процесса по иностранным и родному языкам;
  • разработка интегрированных уроков на базе предметов РЯ, ИЯ1 и ИЯ2, а также других предметов;
  • разработка внеклассных и отчётных мероприятий по ИЯ1 и ИЯ2 и РЯ

В рамках данного эксперимента мною разработана программа факультативного курса

"Занимательная лингвистика".

Программа факультативного курса "Занимательная лингвистика"

Пояснительная записка

Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из "больных мест" нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.

Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учёт в преподавании многофункциональности самого языка.

Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.

Цель программы "Занимательная лингвистика" - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.

Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют это сделать. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа по русскому языку помогает восполнить этот пробел, т.к. она побуждает узнавать что-то новое о русском языке, развивать самостоятельность учащихся, их творческую инициативу.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

На каждом занятии данного факультативного курса мною используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.

Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.

В этой связи, данный факультативный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков (в частности немецкого и английского), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.

Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.

Главная задача данного курса - содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества; помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему, убедить ребят в необходимости постоянного совершенствования своего орфографического мастерства.

Данная цель достигается через:

  • знакомство с основными разделами языкознания,
  • совершенствование навыков лингвистического анализа,
  • знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними,
  • уточнением и обогащением словарного запаса
  • проведение интегрированных уроков.

В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.

Внеклассные занятия с младшими школьниками важны для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

знать:

  • основные лингвистические термины и понятия;
  • основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
  • орфограмма и условия их выбора;
  • словосочетания и предложения;
  • - звуки и буквы, ударение, слог, слово;
  • - лексическое значение слова
  • -основные правила орфоэпии;
  • жанры публицистического стиля (статья, заметка)
  • -происхождение некоторых слов и выражений;
  • иметь представление о русском языке как системе;

уметь:

  • -правильно употреблять слова в речи;
  • -различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
  • -составлять предложения разных видов;
  • разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
  • писать статьи, заметки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • брать интервью;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).

Программа рассчитана на 34 часа.

Примерное тематическое планирование. 3 класс.

Тема Основные понятия
1 Великий, могучий, волшебный язык. Исторический путь русского языка. Писатели о языке. Самые дорогие слова. Тематические группы слов.
2 Чудесные превращения слов. Шарады, метаграммы, логогрифы, перевертыши
3 В гости к фонетике и графике. Орфографический словарь. Орфография. Что такое орфограмма?

Знакомство с орфографическим словарем.

4 Как звучат слова? Наш друг ударение. Орфоэпический словарь. Орфоэпия . Орфоэпический словарь.

Ударение. Культура речи.

5 Слово или не слово. Знакомство с толковым словарем. Многозначные слова. Слово, слог. Толковый словарь.

Многозначные слова.

6 Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем. Этимология. Этимологический словарь.
7 Что означают наши имена? Происхождение и значение имен. Древнерусские имена. Фамилия. Отчество.
8 Времена года. Откуда пришли названия месяцев? Происхождение названий месяцев. История русского календаря.
9 Почему их так называют?

Путешествие в мир растений.

Названия растений. Происхождение названий растений.
10 Почему их так называют?

Путешествие в мир животных.

Названия животных. Происхождение названий животных.
11 Путешествие в сказку. Имена сказочных героев.
12 Слова-близнецы. Знакомство со словарем омонимов. Омонимы. Словарь омонимов.
 

13

Слова-друзья. Словарь синонимов Синонимы. Словарь синонимов.
14 Употребление синонимов в речи.  
15 Слова - враги. Словарь антонимов. Антонимы. Словарь антонимов.
16 Слова-старики и слова-младенцы. Устаревшие слова, архаизмы, неологизмы.
17 Путешествие по Фразеологии. Знакомство с фразеологическим словарем. Фразеология. Фразеологический оборот. Крылатые слова. Фразеологический словарь.
18 Красна речь пословицей. Пословицы и поговорки. Их толкование.
19 Слово под микроскопом.

Знакомство со словообразовательным словарем.

Словообразование. Морфема. Словообразовательный словарь.
20 Приключения в стране Морфологии. Морфология. Морфологический разбор.
21 Присмотримся к падежам. Падеж существительного и прилагательного. Падежное окончание.
22 Путешествие в страну Действий. Куда наклоняется глагол? Глагол- как часть речи. Наклонение глаголов.
23 Путешествие в страну Признаков. С ловарь эпитетов. Прилагательное. Эпитеты.
24 "Казнить нельзя -помиловать".

Путешествие в страну Невыученных уроков.

Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания.
25 Орфографические сказки.  
26 В гостях у безударных гласных. Правила проверки безударных гласных.
27 Сундучок с непроверяемыми безударными гласными. Словарные слова
28 Согласные -двойняшки. Удвоенные согласные.
29 Невидимки в тумане. Непроизносимые согласные.
30 В гости к шипящим. В гостях у царевича Ц. Правила написания слов с шипящими.
31 В гости к буквам - молчунам. Слова с ь и ъ.
32 Слитно или раздельно. Работа со словарями.
33 Кроссворды по русскому языку Лексика.
34 Турнир знатоков русского языка Обобщение пройденного материала