Русское народное творчество (фольклор). Потешки

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • Формировать представление учащихся о потешках, как о жанре народного творчества, учить грамотному сравнительному анализу произведений.
  • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, закреплять навыки чтения.
  • Воспитывать любовь к литературе, к Родине, к традициям русского народа и его культуре.

Оборудование:

  • карточки с названиями жанров литературы;
  • выставка книг: “Фольклор народов Севера”;
  • рисунки детей о природе и жизни людей на Севере;
  • учебник “Литературное чтение”, 2кл. (с.57);
  • куклы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение и закрепление изученного материала

Учитель: Ребята, предлагаю вам поиграть в “Угадайку”. Угадайте, к какому жанру произведений относятся следующие тексты:

1. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

– Как догадались? (Учитель открывает на доске карточку: считалки.)

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Объясните ответ (учитель открывает на доске карточку: пословицы).

3. Заря заряница по миру ходила, слезу уронила; месяц видел, солнце скрало. (Роса).

– Докажите (учитель открывает загадки).

4. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”).

– Объясните ответ (учитель открывает сказки).

5. От топота копыт пыль по полю летит.

– Почему так считаете? (Учитель открывает скороговорки).

6.

Ой, люли, люли, ли
Спи, дитяточка, усни.
Уж ты котик-коток,
Приди, котик, ночевать,
Мою детку качать.
Баю-баю-бай…

– Как догадались? (Учитель открывает колыбельные).

– Ребята, ведь одна карточка осталась не раскрытой. А что это значит? Вы должны догадаться, что на ней написано.

– Молодцы! Виды произведений вы сумели определить верно. Но почему-то нигде не назван автор, хотя мы с вами всегда с уважением относимся к авторам. Почему же автора не назвали? Забыли?

– Конечно же, все эти произведения имеют автора, но имени его мы не знаем. Их сочинил народ.

– Значит, все эти произведения называются произведениями устного народного творчества. Перед нами народное искусство. Искусство русского народа.

– Не понимаю, как это “сочинил народ”?

– Но ведь мы с вами тоже народ. Что же это, сели мы всем классом и сочинили. Так?

– Верно, сочинил когда-то один, передал другому, другой третьему, а автора никто уже не помнит.

– Так почему же оно называется устным? Я ведь вам читала написанное.

– Действительно, это теперь можно записать. А раньше, когда не было письменности, неграмотные крестьяне на Руси передавали их из уст в уста. Каждый еще, рассказывая другому, кое-что забывал и вставлял свои слова. Это творчество русского народа. Хотя у других народов тоже есть свое творчество.

– Теперь нам понятно, почему пословицы, загадки, скороговорки называются произведениями устного народного творчества.

– Может, вы вспомните, как по-другому называется устное народное творчество?

– Да, верно. Фольклор-от английских слов “народ” и “учение”, т. е. народная мудрость.

Вывод. Познание мира каждым из нас начинается с фольклора. Мама убаюкивала нас песней, бабушка рассказывала сказку. Растем мы-и познаем новые жанры устного народного творчества: загадки учат думать, считалки используем, когда играем с друзьями. Мудрость народа рождала краткие выражения: пословицы и поговорки, которые передают основные правила жизни. Основным источником была русская жизнь, многовековой трудовой опыт, быт, начиная с колыбели до последних дней жизни.

– Как думаете, все ли жанры устного народного творчества мы перечислили? Ведь карточка одна у нас еще не раскрыта.

– Хотите узнать, что там написано? Но сначала нам нужно отдохнуть.

III. Физкультминутка

Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке. (Пляшут).

Устали наши ножки – 2 раза.
Вот наш дом, где мы живем.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: “Вставай!”

Им рукой не помогай. Вставай!
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Ну-ка быстро по домам!

IV. Работа над новым материалом

– Вслушайтесь в тексты и подумайте, для кого сочиняли эти строчки:

Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Кто соску сосет, молочко кто не пьет,
Того бу, забоду, на рога посажу!

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

Сорока-белобока, кашку варила. Деток кормила.
Этому дала, этому дала…А этому не дала.
Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил.
Тебе нет ничего.

– Для кого сочиняли тексты? С какой целью? Может быть, чтобы ребенок уснул? А, может, утешить, поиграть? Как бы вы назвали такие стишки? Объясните ответ.

– Такие стишки называют потешками. Почему, как думаете?

– Они сопровождают игры ребенка с пальчиками (“Сорока-белобока”), ручками (“Ладушки”), ножками.

– Потешки – жанр устного народного творчества. Вот вы и открыли последнюю карточку на доске и тему урока.

– Для каких детей сочиняли эти песенки? Ведь вы тоже дети! Может, для вас?

– Объясните свой ответ.

– Дети учатся разным вещам: умываться, хлопать в ладоши, самые маленькие – выполнять движения ручками и ножками.

– Потешка учит самого маленького ребенка понимать человеческую речь, вводит ребенка в мир, учит его жить.

– Скажите, а вообще, учиться легко?

– А если в учебе помогает потешка?

– Действительно, потешка учит весело.

– А вы бы хотели учиться весело?

– Тогда откройте учебник на странице 57 и прочитайте несколько потешек. На чтение 2 минуты. Читая, отметьте непонятные по значению слова.

V. Самостоятельное чтение

Чтение потешек в учебнике (с.57) учащимися про себя.

– Какие чувства испытали? Настроение?

– Что вызвало у вас смех?

VI. Словарная работа

– Значения каких слов вы не поняли? Давайте все вместе попробуем выяснить смысл слов, записанных на доске, которые вы встретили в текстах потешек:

  • лишеньки (устар.) – лихо беда горе зло
  • пуще – сильнее
  • припарь – пригрей
  • плетень – забор

– Вы мне сказали, что потешки сочиняли для совсем маленьких детей. Думаете, те потешки, которые вы только что читали, поймут маленькие? Объясните.

– Значит, потешки сочиняли и для таких детей, как вы.

– Хотели бы вы послушать еще раз?

– Как я должна их читать? Как колыбельную?

VII. Чтение потешек учителем

– Как думаете, их легко запомнить? Объясните ответ.

VIII. Анализ текстов

– Какие уже знакомые жанры устного народного творчества напоминают потешки?

– Сказку? Песню? Загадку? Объясните.

– Вы бы сумели спеть их? Попробуйте.

– Не видите ли вы каких-либо “секретов”, особенностей в словах, если учитывать, что учит-то потешка именно малыша, ребенка?

– Да, это ласковые слова. Найдите их в тексте.

– Ласковые слова для маленьких приобретают уменьшительно-ласкательное значение. Это важная особенность жанра.

– Есть еще много “секретов”, мы их сразу открыть все и не сможем. Но всмотритесь в тексты и постарайтесь увидеть ещё одну важную особенность этого жанра.

– Верно, это повторы. Прочитайте их.

– Как вы думаете, повтор слов: это хорошо или плохо? Когда вы рассказываете о чём-нибудь и всё время повторяете слово “значит” или “ну” – это красиво?

– Да, такие повторы засоряют речь, делают её некрасивой. А в наших потешках тоже слова повторяются, и что получается?

– Получается красиво.

– Так вот какая хитрость в потешке!

– Повтор слов создаёт красоту.

IX. Работа в группах

(Работа ведется группами по 4 человека).

– А сейчас вам даётся задание – поиграть с маленьким ребёнком, утешить его, прочитав (пропев) потешку по ролям. Вместо ребёнка у каждой группы – куклы. На подготовку вам даётся всего 1 минута.

Проверка.

Х. Вывод

– Читая произведения устного народного творчества, мы можем узнать правду о глубокой старине, о том, к чему стремились наши предки, с чем боролись, что любили и что ненавидели – нужно только захотеть услышать. Сегодня нам многое кажется странным в жизни наших предков, многое мы понимаем не так, но жанры устного народного творчества (народная мудрость) живут и поныне, радуют нас своим искусством.

– Наш разговор сегодня вёлся о русском народном творчестве в целом. Но в нашей стране России проживают не только русские, но живут ещё люди других национальностей. У них есть свой национальный язык, на котором они разговаривают и свой фольклор.

– Например, мы живём на Кольском полуострове. Когда-то его называли Лапландией, т. к. коренным населением были саамы или лопари. С раннего детства фольклор сопровождал северного человека. Появлялся в семье ребёнок – и вместе с ним появлялись в доме скороговорки, считалки, сказки, потешки.

Особенно ярко представлено творчество саамов песнями, т. к. они что видят, про то и поют, или про то, что было. Мотив выдумывают. Много и сказок, с которыми вы сможете познакомиться, побывав на нашей выставке книг и рисунков.

XI. Домашнее задание

– Найти потешки или другие виды жанров народного творчества саамов. Кому сложно будет справиться с этим заданием – выучить наизусть потешку.

XII. Инсценировка потешек

XIII. Итог урока. Вывод