Урок-турнир "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"

Разделы: Физика


Цели:

  • Образовательные – систематизировать знания учащихся о давлении оказываемыми в различных агрегатных состояниях; умение применять имеющие знания для решения качественных задач; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету закрепить новинки в группе.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию навыков коммуникативного общения.
  • Развивающие: развивать внимание, мышление, работать над развитием представления о применении знаний о давлении различных тел в быту и в технике.

Здоровье и психологическая среда создание комфортных условий для проведения урока, повторение изученного материала через смену деятельности

Оборудование: Магнитофон (тихая музыка, журчание воды, тесты, жетоны. карточки, плакат).

План урока:

1-й этап: мотивационно-ориентированный: разъяснение целей учебной деятельности и правил игры.
2-й этап: подготовительный: актуализация опорных знаний (в форме разминки).
3-й этап: основной – выполнение заданий, контроль и оценка промежуточных результатов.
4-й этап: заключительный: подведение итогов.

Оформление доски: на левой половине доски.

Эпиграф

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечно жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет
Узнаешь предела для знания – нет.
                                                    (Фирдоуси.)

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенье дух
И опыт, сын, ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
                               (А.С. Пушкин)

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разъясненные факты им наблюдаемые

Наша жизнь – это крепкая цепь событий, предметов, явлений ощущаем ли мы воздух вокруг себя? Даже наше дыхание настолько нам привычно, что мы даже не замечаем, как втягивается и выталкивается легкими воздух.

Из курса биологии вы знаете, что увеличивается объем легких, давление уменьшается производим вдох, объем легких уменьшается давление увеличивается и мы производим выдох. Но стоит провести рукой, воздух становится осязаемым.

При сводке погоды ежедневно сообщают об атмосферном давлении.

А задумываемся ли мы, насколько она велика?

1654 году проведены опыт с магденсбургским полушарием от которых откачен воздух, атмосферное давление насколько сильно сжало, что снова разделить полушария не могли даже несколько пар лошадей.

Сегодня повторим, как оказывают давление на тела находящиеся в различных агрегатных состояниях. Ваша задача за 3 минуты дать на вопросы правильные ответы.

За каждый правильный ответ 1 балл. За подсказку и нарушение в ходе урока вычитается 1 балл. Набравшиеся 6–7 баллов получат оценку “5”, 4–5 баллов оценку “4”, 2–3 бала – оценку “3”.

А) От каких величин зависит давление, над уровнем моря, и от каких величин зависит давление глубины на теле с увеличением погружения в жидкость?

Ответ: (от температуры, объема, высоты, глубины).

Б) Как давление зависит от площади опоры?

Ответ: (чем больше площадь опоры, тем производимое давление меньше).

В) Почему реактивные самолеты могут летать с большими скоростями в высоких слоях атмосферы?

Ответ: Плотность воздуха на больших высотах меньше и сопротивление воздуха самолетах меньше, чем в низких слоях атмосферы.

Разминка:

1. Одинаковую ли массу имеет один и тот же воздух, взятый на разных высотах над уровнем океанов?

Ответ: (нет, чем больше высота, тем масса одного и того же воздуха меньше).

2. Почему пловец, нырнувший на большую глубину испытывает боль в ушах?

Ответ: (давление в жидкости пропорционально глубине погружения)

3. Воду, которая была в мензурке, перелили в широкую банку, изменилось ли давление воды на дно сосуда?

Ответ: ( Да, давление уменьшилось, давление обратно пропорционально площади, чем больше площадь, тем меньше давление)

4. Почему плохо накаченный мяч, полежав на солнце “раздулся” так, как будто его подкачали?

Ответ (С с повышением температуры увеличивается движение молекул газа внутри мяча, вследствие чего они чаще ударяются о стенки баллона мяча. Давление газа внутри мяча возрастает, и мяч увеличивается в объеме)

Тест.

1) При уменьшений объёма газа его давление _________________ при условии, что масса и температура остается неизменным.

А. Увеличивается
Б. Уменьшается
В. Не изменяется

2) Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем __________________ температура горения, при условии, что масса и объём газа не изменяется.

А. Ниже
Б. Выше

3) Как изменяется давление на тело с увеличением глубины погружения в жидкость.

А. Увеличивается
Б. Уменьшается
В. Не изменяется

4) В каком положении брусок оказывает наименьшее давление на опору.

А. В положении 1
Б. В положении 2
В. В положении 3

Конкурс “Найди правильную дорогу”

 Команды получают одинаковые карточки и стрелками соединяют обозначения физических величин с её единицей и названием.

V М Сила
P КГ Давление
S М/С Скорость
m С Время
v Па Масса
F Н Объём
t М2 Путь
h М3 Площадь
S М Высота

Правильно расставь формулы

Поиграем в ЛОТО

У вас есть конверты с формулами, задачами, эти формулы правильно вложите на данную запись. Если все клетки закрыты переверните листки, если всё правильно, то цвета должны быть одинаковые, и вы получите оценку.

1) плотности
2) давления, оказываемое на дно сосуда
3) объёма
4) силы
5) площади
6) давления

Переверните лист. Если все кружки одинакового цвета ответы правильные.

Конкурсы эрудитов “ Дальше… Дальше”
(по примеру одноименного гейма телевизионной игры “Счастливый случай” )

Эрудиты в течении 2 минут на вопрос ведущего. Если ответа нет. Говорят “Дальше” очки прибавляются правильных ответов.

вопрос вопрос
1. Какой закон используют в устройстве гидравлических машин

/Закон Паскаля/

1 Как называется прибор для измерения атмосферного давления

/Барометр/

2 Единица измерения давления

/Паскаль/

2 Единица измерения силы

/Ньютон/

3 Мельчайшая частица вещества

/Молекула/

3 Молекула состоит из мельчайших частиц

/Атомов/

4 От чего зависит давление газов?

/Температуры, объема/

4 Почему на одной и той же глубине давление воды может больше чем в реке?

/Разная глубина/

О каких физических величинах идет речь в пословицах “Иголка маленькая, да больно колется”

Кроссворд:

 

  1. Единица измерения давления
  2. Величина, характеристика вещества которой зависит давление.
  3. Физическая величина, о которой мы сегодня говорили.
  4. Физическая величина, от которой зависит давление жидкости на определенном уровне.
  5. Агрегатное состояние вещества, о давлении которого мы говорили.
  6. Рыба, живущая на дне, которая может переносить огромное давление воды.
  7. Прибор, при помощи которого измеряется давление.

Ответ: 1. Паскаль, 2. Плотность, 3. Давление, 4. Высота, 5. Жидкость, 6. Камбала, 7. Манометр.

(Ключевое слово: “Спасибо”)